Любовь Козырева-Баранова – Белая Королева
Эта женщина стала первой советской чемпионкой в зимних видах спорта
Сборная Советского Союза не без оснований рассчитывала собрать богатый урожай медалей. И действительно, наши заняли первое место в общекомандном зачете, завоевав 16 наград, 7 из которых были золотыми. Так бы и в феврале 2014-го в Сочи!
Первой советской чемпионкой белой Олимпиады стала лыжница Любовь Козырева-Баранова. После триумфа она позировала итальянскому скульптору, а через некоторое время ее портрет написал ленинградский живописец Борис Петров.
Улыбка судьбы - олимпийская чемпионка, Заслуженный мастер спорта, орденоносец, и сейчас живет в Олимпийской деревне. Не в той, из которой атлеты выходят на старт, а в московском районе с аналогичным названием. Но бежать, как прежде, ей не позволяет возраст, а месить снег без зрителей и соперниц - совсем не чемпионское дело.
Олимпиада в Кортина-д’Ампеццо началась с курьеза – во время открытия итальянский конькобежец Гвидо Кароли, несший олимпийский факел, упал, споткнувшись о телевизионный кабель. Пламя погасло и его пришлось зажигать снова. Возможно, иные из спортсменов в тот миг вздрогнули – не дай Бог, такой провал случится на дистанции.
Ну а что же советская лыжница – удалось ли ей сохранить спокойствие перед стартом на десятикилометровой дистанции?
- Конечно, я нервничала, – рассказывает Любовь Владимировна. – И это, несмотря на то, что уже была опытной спортсменкой, завоевала немало наград – например, не раз побеждала на чемпионатах Советского Союза, заняла второе место на Универсиаде 1951 года в румынском городке Пояна-Сталин. И, наконец, выиграла золотые медали на первенстве мира 1954 года в шведском Фалуне.
Там дебютанты, советские лыжники, выступили просто великолепно. Владимир Кузин победил на дистанциях 30 и 50 километров, а женщины - Валентина Царева, Маргарита Масленниковаи ваша покорная слуга - выиграли эстафету 3 по 5 километров. Потом я взяла «десятку».
«СП»: - Вы так буднично об этом упомянули… А правда ли, что эту дистанцию пришлось бежать почти, как в песне: «На честном слове и на одной ноге»?
- Почти так. Ведь одна нога у меня была в специальном гипсе. Незадолго до этого я порвала связки правого голеностопа…
«СП»: - Простите, что перебиваю. Правда, что советские спортсмены готовились выступить еще на зимних Олимпийских играх в Осло?
- Действительно, ходили разговоры, что мы поедем в Норвегию. Уверена, что если бы наша команда приехала на Олимпиаду-52, то лыжники показали бы себя достойно. Увы, нам пришлось ждать еще четыре года…
В Кортина-д’Ампеццо советской лыжнице предстояло сражение не только с конкурентками по сборной СССР и с сильными зарубежными соперницами - Сони Рутстрем-Эдстрем из Швеции, финкой Сийри Рантонен, но и с… самой собой. Дело в том, что готовясь к Олимпиаде, Любовь получила травму и, чтобы наверстать упущенное, ей пришлось форсировать подготовку. Началась сердечная аритмия, которую едва удалось унять перед стартом. Приходилось с тревогой гадать, не проявится ли недуг снова, во время забега на «десятку»?
На следующий день «Советский спорт» писал: «Стадион разражается бурными аплодисментами, когда появляется спортсменка под номером 32. Это идет Козырева. Ее знают в Италии как превосходную лыжницу. В прошлом году Козырева здесь в Кортина-д’Ампеццо выиграла гонку, в которой участвовали все сильнейшие лыжницы мира. Итальянские газеты называли Козыреву феноменальной спортсменкой. Вот она пересекает финишную черту…»
- К счастью, на дистанции аритмия не напомнила о себе, и я прошла дистанцию за 38 минут 11 секунд - вспоминает чемпионка. – У Радьи Ерошиной или Розы, как все ее называли, занявшей второе место, я выиграла пять секунд. Кстати, в Италии разыгрывались не только награды Олимпиады, но и чемпионата мира. Поэтому я стала обладательницей сразу двух золотых медалей.
Можете не поверить, но никакого заоблачного восторга я не ощутила. Да, победила, все бросились меня поздравлять, но это я уже «проходила»…
Только потом, когда я стояла на пьедестале почета и звучал гимн Советского Союза, на меня нахлынуло ощущение большого-большого счастья. Будете смотреть Олимпиаду в Сочи, вглядитесь в лица чемпионов. В них вы увидите нечто-то особенное, неповторимое…
«СП»: - К сожалению, в Кортина-д’Ампеццо советская команда проиграла эстафету 3 по 5 километров…
- Произошло какое-то невероятное, нет, даже трагическое стечение обстоятельств. На первом этапе мне удалось «привезти» 24 секунды форы. Но у Али Колчиной, к несчастью, вышло минус 18. Ну а на третьем этапе Рантонен догнала и обошла Ерошину… После Олимпиады финские лыжницы говорили, что русские просто «подарили нам золотые медали».
«СП»: - Идеология на спорт как-то влияла? Наставления вроде «высоко держите знамя советского спорта» слышали?
- Нет, нас не «накачивали» лозунгами, не вызывали в райкомы партии. Мы просто тренировались и действовали, как могли, как умели. При этом очень гордились, что выступаем за сборную СССР.
Однажды, еще в 1945-м, перед моими первыми соревнованиями в Кирове тренер сказал: «Если будет тяжело, вспоминайте, что защищаете честь родного Ленинграда. В дни блокады всем было намного тяжелее». Эти слова и впрямь помогли мне выиграть гонку…
«СП»: - Простите, Любовь Владимировна, а сколько вы провели в осажденном городе?
- Все 900 дней. Только, пожалуйста, больше ничего об этом не спрашивайте. Вспоминать об этом страшно…
«СП»: - В вашей коллекции множество наград - олимпийских, мировых, союзных. Наградили вас и Орденом Ленина. Вручал его, случайно, не Хрущев?
— Нет, но однажды Никиту Сергеевича я видела - после Олимпиады 1960 года в Скво-Вэлли, на приеме в честь советских олимпийцев. Слышала, как он кому-то жаловался: «Вы не представляете, как тяжело управлять государством. Столько хочется узнать, посмотреть, но я не успеваю...»
«СП»: - У известного советского писателя Льва Кассиля есть повесть «Ход белой королевы» - о лыжах и лыжниках. Кстати, это он предложил нашим болельщикам звучное скандирование: «Мо-лод-цы!» Скажите, главная героиня этого произведения Наташа Скуратова – ваш прообраз?
- Перед зимней Олимпиадой 1956 года Кассиль почти завершил рукопись, оставалось написать лишь эпилог, посвященный олимпийской чемпионке. Поскольку я стала победительницей Игр, можно утверждать, что писатель имел в виду меня. Но если бы соревнования выиграли Колчина или Ерошина, героинями повести стали бы они.
«СП»: - Любовь Владимировна, вам приходилось выезжать за границу, когда железный занавес еще не упал. Слежку на себе чувствовали?
- Ну, не слежку, а скорее, «хвост». Это было в Швейцарии, где мы тренировались. «Наблюдатели» выглядели точь-в-точь, как в фильмах про шпионов: в длинных пальто и в нахлобученных на лоб шляпах.
«СП»: - Вы участвовали в двух Белых Олимпиадах. Впечатлений наверняка много, но какие можно назвать самыми запоминающимися?
- От общения с иностранцами. Мы же до этого с ними дела не имели… В Кортина-д’Ампеццо, например, часто разговаривали с итальянцами, даже пытались учить их русскому языку. Результатом стала маленькая комедия: однажды к завтраку вышел один из «учеников» с приветствием: «Доброй вам ноченьки!»
Во время следующих Игр в Скво-Вэлли меня неприятно поразила обстановка. Во-первых, в 1960 году олимпийцев поселили в летних, чуть ли не в фанерных домиках, где было ужасно холодно. Во-вторых, отвратительно кормили. И я ходила полуголодная.
«СП»: - Поэтому вы получили «только» две серебряные медали?
- Нет, конечно… В США я была в хорошей форме, лидировала на «десятке» и вдруг – о, ужас! - остановилась: началось кислородное голодание. Игры же проходили в высокогорье… Дышать не могла, руки повисли плетьми. Правда, через несколько минут пришла в себя, но отыграть потерянные секунды уже не удалось.
И в эстафете нашей женской сборной, как и в Кортина-д’Ампеццо, не повезло: Ерошина, бежавшая на первом этапе, Царствие ей небесное, сломала лыжу, и соперницам удалось умчаться вперед…
«СП»: - Любовь Владимировна, вы надеетесь увидеть российских лыжников на пьедестале почета на Олимпиаде в Сочи?
- Конечно! Но все зависит не только от уровня подготовки, но и от мелочей, да и просто случайностей. Однако уверена, что настрой россиян будет просто фантастический. Ведь они выступят дома, перед своими зрителями!
«СП»: - Вспоминаете, как сами летели к победе?
- Не могу сказать, что живу этим постоянно. Но перед глазами иногда оживает далекое прошлое. Даже во сне порой «выхожу» на дистанцию. Случается, как и в жизни, прихожу к финишу первой…
Источник: "Свободная пресса"