USD: 94.0922
EUR: 100.5316

А. Радьков:«На продвижение туризма мы тратим 200 млн в год»

«Российский туризм» публикует стенограмму ответов главы Ростуризма на вопросы журналистов

Фото: atorus.ru

А. Радьков:«На продвижение туризма мы тратим 200 млн в год»
Добрый день! Мы приветствуем интернет-аудиторию РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга, и наших гостей:
 
- руководителя Федерального агентства по туризму Александра Васильевича Радькова,
 
- руководителя Российского военно-исторического общества Андрея Владимировича Назарова.
 
Сегодня будем говорить о стимулах развития международного и внутреннего туризма. Также попытаемся понять, каковы актуальные тренды сезона 2013-2014 годов.
 
В ходе интернет-пресс-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и сразу после нашей вступительной части.
 
 
— Вопрос: Все мы любим путешествовать, зачастую делая свой выбор в пользу дальнего зарубежья. Ростуризм с этим не совсем согласен, а потому считает, что российским туристам надо прививать патриотические чувства. Каким образом это планируется сделать? Почему "вдруг" появилось такое желание? Сколько будет стоить "прививка"? В конце концов, будет ли на это спрос?
 
А.Радьков: Действительно, если мы говорим о каких-то новых стимулах развития внутреннего туризма, то мы должны использовать те козыри, которыми обладает наша страна. Прежде всего, это наша культура и наша история. Ведь одна из основных мотиваций приезда иностранных туристов к нам - это, прежде всего, желание то-то почерпнуть из нашего духовного наследия, нашего духовного потенциала. Поэтому тема военно-исторического туризма всплыла неслучайно. У нашей страны, безусловно, героическое прошлое. Многие места, объекты показа как раз связаны с нашей историей, нашей традицией, нашей культурой, нашим боевым прошлым. Но здесь очень важно, чтобы все это сформировалось в конкретный туристический продукт, который был бы востребован на рынке. Это своеобразная связь гуманитарной составляющей и бизнеса. В связи с этим мы не стали изобретать велосипед. Есть очень хорошие продукты, которые себя уже зарекомендовали во всем мире.
 
Допустим, это исторические реконструкции. Мы знаем, что в Москве проходит реконструкция "Времена эпохи". В нашей стране тоже проходит ряд реконструкций, которые надо популяризировать и формировать на их основе туристический продукт. Собственно говоря, одна из основных задач - поддержка этого вида туризма, поддержка туризма, связанная с посещением различных объектов культурного показа. Немаловажную роль мы еще видим в сотрудничестве с российским Военно-историческим обществом - это привлечение специалистов для формирования программ для гидов-переводчиков и экскурсоводов, потому что еще очень важно, что говорится и как говорится. Насколько правдива та информация, которую преподносят туристам, в том числе иностранным.
 
— Вопрос: Сколько будет стоить это направление? Сколько Ростуризм планирует вложить средств в продвижение этого направления?
 
А.Радьков: Дело в том, что я не случайно говорю, ведь очень важно, чтобы здесь была сформирована некая туристическая услуга, туристический пакет, куда будут входить проживание, транспорт, билет на само действие, если мы говорим о реконструкции. Поэтому Ростуризм продвигает, прежде всего, саму идею. А уже конкретно бизнес будет формировать ту или иную туристическую услугу, чтобы действительно она была востребована и была "по карману". Но нам очень важно вовлекать больше молодежи, школьников, ведь этот сегмент туризма вовлекает за собой и другие сегменты. Это путешествие школьников: очень важно, чтобы все больше школьников ездило по своей стране, узнавало о своей родине. У нас очень большие проблемы с детским туризмом, поэтому, конечно, косвенно мы будем решать и проблемы, связанные с активизацией и детского, и молодежного туризма.
 
— Вопрос: Насколько готов бизнес сегодня развиваться?
А.Радьков: Бизнесу новые идеи, безусловно, нужны. Но нужны и новые стимулы, новые событийные мероприятия, а ведь событийный туризм - один из хороших стимулов, движков для внутреннего въездного туризма. Если мы говорим о реконструкциях, то, безусловно, это хороший повод для приезда туристов. Мало того, у нас на территории страны находится очень много музеев, связанных с оружием. Недавно в Туле была презентация проекта создания в городе музея оружия. Грандиозный и красивый проект, который, безусловно, обогатит многие туристические программы. Поэтому бизнес крайне заинтересован в том, чтобы появлялись новые современные объекты показа, связанные с нашей историей и традициями.
 
— Вопрос: Сейчас идет работа над бюджетом следующего года. Бюджет будет непростым, ситуация очень сложная. Как изменится цифра по вашей отрасли?
 
А.Радьков: Существенно она не изменится, хотя, конечно, важно, чтобы она росла, чтобы все-таки тренд был на увеличение расходов на продвижение. Еще раз повторю, что это деньги, которые окупаются сторицей.
 
А.Назаров: В смысле тренда военно-исторического туризма мы как РВИО готовы оказывать не только консультации, но и вкладываться в разработку модельных маршрутов, которые могут послужить образцом для других регионов, для других компаний, для других туроператоров. Мы готовы их поддерживать и финансово.
 
— Вопрос: Андрей Владимирович, а Вы подхватили эту идею, что из наших российских туристов нужно делать, прежде всего, патриотов?
 
А.Назаров: Патриотами они должны быть, просто путешествуя по стране. Здесь очень важен такой момент, что не должно быть никакого принуждения. Никакой "обязаловки" советского типа, в принципе, не должно быть и рядом, об этом даже не надо вспоминать.
 
Я исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО), и так получается, что я сейчас озвучиваю ту новость, которая у нас есть. Ростуризм и РВИО подписали соглашение о сотрудничестве как раз в сфере военно-исторического туризма. В нем много хороших и правильных слов, нам нужно наполнить это содержанием. К счастью, содержание у нас - прямо то, что видно невооруженным взглядом, есть и его много. Упомянутый Тульский музей оружия, новая экспозиция, принципиально новая и, на мой взгляд, просто великолепная и достойная лучших мировых образцов. Она появилась в результате тех консультаций, которые РВИО оказывало разработчикам. Точно такого же рода консультации, экспертизы мы намерены оказывать Ростуризму в выработке маршрутов.
 
Здесь есть несколько вещей, которые позволяют нам говорить о том, что от советской заорганизованности мы с самого начала уйдем. Во-первых, есть (и это очень важно) движение, которое идет снизу, наполняя наше соглашение уже какой-то намечающейся конкретикой. Используя свои каналы, свои возможности, мы опросили коллег в нескольких регионах России, стараясь так, чтобы это были и западные, и восточные, в смысле некоторых реперных точек, которые позволят выводить тренд на военно-исторический туризм на мировой уровень, понятный и бизнесу, и конечному потребителю. Это еще не исследовательская работа, это только первый взгляд, может быть, достаточно поверхностный, но это то, что видно сразу.
 
Есть великолепный маршрут в Калининградскую область - фортификационное кольцо Калининграда. Там есть возможность познакомиться как с немецкими, так и с советскими и российскими военными укреплениями - оборонительная башня "Дона", башня "Врангель", бастион "Обертайх", литовский "Грольман". Все это не имеет аналогов в мире. Там же в Калининградской области поля Семилетней войны, Наполеоновских войн. Это все уходит в 18 век, там же поля Первой и Второй мировых войн.
 
Там же есть увлекательный маршрут по следам Тевтонского ордена. Конечно, рыцарей сложно назвать россиянами, но так получается, что территориально они тоже наши, как и великий Кант.
 
Ведущий: Андрей Владимирович, давайте все-таки не будем углубляться. Никто не спорит с тем, что в России действительно есть, что посмотреть. Главное, чтобы нашлись те, кто грамотно подаст этот продукт и, самое главное, чтобы никто не омрачил пребывание в той или иной точке.
 
А.Назаров: Я плохо понимаю, как может быть здесь какое-то омрачение. Может быть, имеются в виду недоработки в смысле туристской инфраструктуры. Это, конечно, может быть.
 
С другой стороны, если смотреть на реконструкторское движение, которое было упомянуто, то мы впервые в его рамках составляем базу военных реконструкций. Есть прицел на привязку к туристическим маршрутам военно-исторических маршрутов. Вы знаете, существовало несколько баз, они исчислялись десятками. Это военные реконструкции, которые проводятся в разных точках нашей страны. Мы сейчас уже вышли на сотни, и их уже больше сотни. Из них крупнейших, тех, которые освещает масс-медиа, наверное, полтора десятка. Устоявшихся, сильных, имеющих постоянный состав участников - уже несколько десятков. На самом деле, этим же занимаются люди по-настоящему увлеченные, которые работают не за деньги, а для собственного удовольствия. Вот это удовольствие будем предлагать разделить туристам и не только российским, но и зарубежным.
 
— Вопрос: На продвижение туризма многие зарубежные страны тратят приличные деньги. Я как представитель экономического информационного агентства не могу не задать вопрос. Сколько в России средств выделяется на продвижение страны как на внутреннем, так и на внешнем рынке? Как меняется эта цифра?
 
А.Радьков: До принятия федеральной целевой программы (ФЦП) на продвижение тратилось примерно 100 млн руб. в год. С принятием ФЦП эта цифра удвоилась. Пока она остается такой. Конечно же, может, это не так много по сравнению с тем, что тратят Испания, Италия, Франция, Германия на продвижение. Там цифры в несколько десятков миллионов евро и бюджет очень большие. При этом нужно учесть, что эти деньги не пропадают зря. Они сторицей возвращаются в бюджет страны, потому что те затраты, которые каждый иностранный турист осуществляет на территории страны, конечно, с лихвой окупают эти затраты. Несмотря на то, что у нас, может быть, и не такой бюджет, тем не менее, мы можем сказать, что там маркетинговая работа, которая проводится по продвижению, в принципе, показала свою эффективность. Мы видим рост въездного турпотока, несмотря на затянувшийся кризис еврозоны, эффективность есть. Недостаток средств нам приходится компенсировать креативностью. Приходится предпринимать нестандартные шаги для того, чтобы популяризировать нашу страну в сфере туризма.
 
— Вопрос: Давайте поговорим о выездном турпотоке. Меняется ли структура спроса на туристические услуги или по-прежнему превалирует пляжный туризм, и его доля только растет?
 
А.Радьков: Кардинально картина не поменялась, хотя, безусловно, изменения есть и они касаются Египта. Рекомендации МИДа по-прежнему остаются в силе, и мы не рекомендуем туроператорам осуществлять продажу туров в Египет. Поэтому будем смотреть, как будут развиваться события, потому что впереди Новый год, и если не будет никаких кардинальных улучшений на этом направлении, то, конечно, произойдет определенная переориентация турпотоков. Те туристы, которые хотят отдохнуть на море, гарантировано хотят получить солнце, выберут другие страны.
 
Если брать новогодние предложения выездного туризма, то, безусловно, опять же спросом будут пользоваться Скандинавия - Финляндия, Швеция, Дания, европейские направления - это Чехия, Германия, Франция, Великобритания. Поэтому кардинально картина не меняется.
 
— Вопрос: В списке наиболее привлекательных для туристов стран мира Россия на девятом месте. К такому выводу пришли эксперты Всемирной туристической организации (UNWTO). К сожалению, не знаю, какую позицию мы занимали ранее. Тем не менее, как Вы оцениваете нынешнее положение России в рейтинге турпривлекательности?
 
А.Радьков: Оно очень достойное. Об этом буквально на днях заявил генеральный секретарь UNWTO на открытии российского стенда на лондонской выставке. Он заявил, что Россия по количеству генерируемого туристического похода, по количеству принимаемых граждан входит в десятку крупнейших туристических держав. Это вполне достойная оценка. Безусловно, мы не можем останавливаться на этом, потому что наш потенциал еще далеко не реализован. И, конечно, нам не хватает туристов из стран дальнего зарубежья. Поэтому нам есть, к чему стремиться и куда развиваться.
 
Я скептически отношусь к рейтингам некоторых организаций, которые помещают Россию на 46-е, 48-е место. Так нельзя формально относится, потому что здесь те туристические потоки, которые генерирует Россия, тот потенциал, который она имеет, реализованный и не реализованный, серьезный потенциал естественно выводят Россию в десятку стран, привлекательных для туристов.
 
На последнем мероприятии, которое мы проводили в Лондоне - road-show, мы презентовали туристический потенциал многих наших регионов. Мы видим нескрываемый интерес к посещению России. Другое дело, что нужны новые места, новые турпродукты, потому что Москву и Санкт-Петербург уже знают. Они просят дать им что-то еще, какие-то уникальные турпродукты. Фурор произвела Камчатка на презентации со своими уникальными вещами, поэтому здесь, конечно, нужно расширять линейку предложений.
 
Вопрос: Как Вы думаете, на исторические реконструкции поедут?
 
А.Радьков: Поедут, безусловно поедут. Это модная тема, модный вид туризма. Мы не изобретаем здесь какой-то велосипед. Я думаю, это тема, которая будет интересна, будет интересна на рыках европейских, для Китая. Китай сразу дает понять, что тема военно-исторического туризма им крайне близка, они хотят видеть это.
 
А.Назаров: Опять же конкретика. Если вы помните, перед Великой Отечественной войной граница сильно отодвинулась и создавалась новая оборонительная линия - была линия Молотова и линия Сталина. Так вот, что такое "сталинская линия обороны", а она неплохо сохранилась, можно узнать только на маршруте "Псковский щит". Узнать о том, какой полк был назван во время Бородинского сражения французами "стальной машиной", можно, только побывав в расположении Томского пехотного полка. А это вроде бы никак не связанный с военной историей регион. И еще: я бы, например, со своей стороны ужасно хотел пройти по маршруту, который называется "По следам Ермака", а его сделали в Тюменской области.
 
Если говорить о чем-то новом, так это и есть реально новые вещи, и люди должны просто получать удовольствие от того, что узнают это.
 
— Вопрос: Александр Васильевич, мне бы хотелось снова от Вас услышать цифры. Каковы ожидания Ростуризма по въездному туризму на 2013г.?
 
А.Радьков: Планируем рост в районе 8%. Пока, конечно, рано подводить итоги, но в целом ситуация достаточно позитивная. Активно растет поток туристов из Юго-Восточной Азии: Китай, Корея. Кстати говоря, со следующего года у нас планируется введение безвизового обмена с Кореей. Это, конечно, будет стимулировать.
 
Хотел бы сказать, что в первом чтении у нас принят законопроект, в соответствии с которым транзитные пассажиры, которые пребывают в крупные международные аэропорты России, могут находиться без визы 72 часа. Проект пока принят в первом чтении. Он дорабатывается. Будет, я думаю, доработан перечень стран, из которых туристы будут пребывать, перечень аэропортов.
 
Я думаю, что в перспективе нам надо идти к тому, чтобы эта норма распространялась не только на транзитных пассажиров, но и на всех иностранных граждан, которые пребывают не только транзитом. Мировая практика показала эффективность этой нормы. Правда, этот закон заработает не раньше, чем в следующем году, но по итогам года мы все-таки ожидаем прироста турпотока в РФ.
 
— Вопрос: Как продвигается работа с формированием "черных списков" недобросовестных страховщиков и туроператоров?
А.Радьков: Сейчас вплотную этим занимается наше объединение в сфере выездного туризма - Турпомощь. Они мониторят рынок. Слава Богу, у нас не было в этом году каких-то громких банкротств, где были бы грубо нарушены права туристов. Были банкротства, но они прошли все-таки более-менее цивилизованно. Средства Турпомощи задействованы не были. 
 
— Вопрос: Если говорить о внутреннем туризме, то куда все-таки устремлены турпотоки, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?
 
А.Радьков: Конечно, практически в каждом регионе есть свои какие-то уникальные турпродукты. Допустим, есть регионы, которые специализируются большей частью на оздоровительном туризме - это, например, КавМинВоды, Алтайский край с курортом Белокуриха. Мы видим, что на примере этих регионов могут возникать лучшие практики развития оздоровительного туризма, создание санаторно-курортного комплекса, интеграции его в бизнес, потому что это серьезная проблема. У нас санаторно-курортный комплекс долгое время находился под серьезной дотацией со стороны государства. Сейчас многим из них приходится выживать на рынке, им нужно формировать адекватно туристическую услугу, которая будет продаваема и востребована рынком. Есть регионы, которые специализируются на развитии культурно-познавательного туризма, малые города. Взять тот же самый Тобольск, Углич, Мышкин. Есть регионы, которые специализируются на горнолыжных курортах. У нас в стране 150 горнолыжных комплексов. Поэтому, как правило, эти все лучшие практики мы и пытаемся систематизировать и суммировать. В течение года мы выбираем топовые темы для развития туризма, и в этом регионе проводим какую-то крупную международную конференцию, чтобы другие регионы могли бы поучиться этим практикам. Кто-то развивает сельский туризм. На примере этого регионы мы должны увидеть, какие есть успешные практики и какие есть проблемы.
 
— Вопрос: Как оцениваете проекты, которые реализуются сегодня по схеме государственно-частного партнерства? Что сейчас Ростуризм предпринимает для удешевления и улучшения качества инфраструктуры туристического комплекса России?
 
А.Радьков: Если мы говорим о туристической инфраструктуре - количестве гостиниц и т.д., то, безусловно, удешевление возможно благодаря их увеличению и конкуренции. Отдельно мы потом поговорим про транспорт, потому что мы должны понимать, что львиная доля затрат - это транспортная составляющая.
 
Если говорить о реализации федеральной целевой программы (ФЦП), то у нас в настоящее время в программе участвуют 22 региона. 11 ноября состоится очередное заседание координационного совета, и мы будем рассматривать еще новые дополнительные проекты, которые будут представлены регионами. Скажем так, освоение средств идет неравномерно, к сожалению, по ряду причин, с том числе связанных с какими-то системными проблемами согласования разрешительной документации, с получением документации глав госэкспертиз. С этими проблемами столкнулись регионы, и, конечно же, мы здесь всячески стараемся им помочь в этом вопросе. Надеюсь, что по итогам года у нас выровняется финансирование проектов по ФЦП, и со следующего года оно будет осуществляться без сбоев.
 
Вопрос: Тем не менее, хотели бы отметить как регионы-лидеры, так и отстающие?
 
А.Радьков: Нет, просто есть регионы, которые вступили раньше в программу. Они вступили в нее в 2011г., поэтому многие объекты там уже готовы к сдаче. Есть регионы, которые только в этом году вступили в программу и еще будут вступать. Поэтому кластеры еще только формируются. Даже те, которые вступили в 2011г., сдают в эксплуатацию только часть кластера, они еще не закончены. Допустим, Алтайский край, Белокуриха, там Ростуризм финансировал строительство дороги к этому новому кластеру. Инвесторы уже начинают строить, они уже вводят в эксплуатацию ряд гостиниц, заложены другие объекты туристической инфраструктуры. Ивановская область достаточно активно работает. Поэтому нельзя сказать, что кто-то плохо, просто понятно, что инфраструктурные вещи требуют времени - строительство дороги, очистных сооружений и т.д. Это достаточно длительный период, но, тем не менее, мы видим позитивную динамику. Самое главное, что инвестор поверил государству. Несмотря на то, что возникли какие-то системные проблемы, связанные с опозданием со стороны федеральных денег в регионы, инвесторы строят, инвесторы верят. Инвесторы вкладывают свои деньги. По количеству как раз внебюджетных инвестиций - очень хороший показатель ФЦП. Отстает как раз бюджетная часть работ, а внебюджетная достаточно активная. Это очень хороший показатель, потому что программа очень сложная. Пропорция: 30% средства федерального, 70% - внебюджетные средства. Это очень сложно. Мы сами знаем, как сложно у нас с инвестициями, особенно в регионах и особенно в туризме. Это очень показательно, это очень яркое явление - то, что в туристический сектор в регионах вкладываются инвесторы, и местные инвесторы тоже, хотя мы, конечно, приветствуем и зарубежные инвестиции. У нас 3 декабря в Китае пройдет большая инвестиционная ярмарка, где мы будем презентовать наши крупные инвестиционные проекты тех регионов, которые уже находятся в ФЦП, те объекты, которые связаны с проведением ЧМ по футболу в 2018г. Там тоже надо строить гостиницы. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани нормальная ситуация. Есть города, где нам надо очень многое сделать, чтобы построить современные гостиницы в соответствии с требованиями ФИФА. И здесь нужны частные инвестиции, здесь нужно привлекать международные гостиничные сети, которые готовы инвестировать. Большая работа в этой части будет проведена на китайской площадке.
 
— В.Леонов ("Оружие - Спорт - Техника"/"ОСТ ТВ"): Существует такой военно-исторический объект, как "Старая Смоленская дорога". Там сейчас по многим участкам даже пройти невозможно, не то чтобы проехать. Планируется как-то развивать его?
 
А.Радьков: Да, действительно, тема очень важная. Реконструкция этого участка - здесь и сейчас мы ведем переговоры по этому вопросу. Надо понять источники финансирования, прежде всего, потому что бизнес придет, когда будет инфраструктура. Понятно, что если нет дорог, нет коммуникаций, то говорить о том, что бизнес активно подтянется, невозможно, он на себя эти затраты не возьмет. Вопрос, конечно, важный, но таких мест достаточно много в России, где нужно участие государства для того, чтобы брать на себя эти расходы по инфраструктуре. Конкретно по этой дороге я в теме, и мы занимаемся этим вопросом.
 
— С.Акулич (РИА "АмурПРЕСС", Хабаровск): Александр Васильевич, год назад мы с Вами общались по поводу министерской встречи в Хабаровске. В ходе этой встречи была принята Хабаровская декларация о развитии туризма. Прошло больше года. Хотелось бы узнать, что сделано из этой декларации и делается ли что-то вообще? Как сегодня выглядит Хабаровский край и весь Дальний Восток на туристической карте России?
 
А.Радьков: Действительно год назад состоялась министерская встреча стран АТЭС и была принята Хабаровская декларация, которая уже вошла в историю как декларация, в которой отражены глобальные принципы развития туризма на пространстве экономик стран АТЭС.
 
Конечно же, делается и в плане облегчения туризма в этом регионе, облегчения визовых барьеров. Я уже упомянул ряд стран, с которыми мы упрощаем визовые процедуры. Что касается непосредственно Хабаровска, это город уникальный, можно сказать жемчужина России по архитектуре. Я вижу там очень серьезную перспективу по развитию круизного туризма по реке. Это один из тех инвестиционных проектов, который будет представлен в Китае. Это проект, который может быть не только двусторонним, а многосторонним. Проект, который может вдохнуть новую жизнь в туризм этого региона, потому что круизная тематика крайне популярна во всем мире и у нас, а потенциал Амура в этом плане никак пока не используется. Это нужно развивать.
 
Паводок как стихийное бедствие мы, конечно, пережили. Пострадали многие регионы, но все придет в норму. Туризм все-таки сделает свое позитивное дело, чтобы люди ехали и своими глазами видели, что происходит.
 
— Е.Дедова ("Авторадио"): Недавно сообщалось, что для развития туризма в России Ростуризм будет делать акцент на инновационные технологии. Мы часто слышим это словосочетание. О чем конкретно идет речь в данном случае?
 
А.Радьков: Инновационные технологии связаны с внедрением их, во-первых, в продвижение. Это активное использование потенциала интернета и тех ресурсов, которые предоставляет интернет - социальные сети. Это поддержка и стимулирование эффективных систем бронирования, и в том числе, чтобы эти системы охватывали все больше и больше российских коллективных средств размещения, чтобы российские гостиницы были доступны покупателям и за рубежом. Речь идет и о создании каких-то автоматизированных систем оперативного оповещения туристов, в том числе и об угрозе безопасности. Содействие формированию автоматизации документооборота в отрасли, потому что мы видим, что авиация отказалась от бумажных носителей. Все сейчас воспринимают электронный билет как норму, и это серьезно стимулирует продажи. Точно так же турбизнес уходит в интернет, и там создаются свои продукты, которые уже можно купить, не выходя из дома, и оплатить кредитной карточкой. Но для этого тоже нужно создать соответствующую нормативно-правовую базу, чтобы отказаться от договоров на бумажных носителях, может быть, прийти и к некоему электронному договору, электронной путевке, как это сделано в авиации.
 
Вот об этом идет речь. Без нынешних современных технологий нам никак не обойтись. И, прежде всего, в вопросах продвижения, потому что сейчас основная информация, которую черпает потребитель, это интернет. Поэтому нам для того, чтобы формировать позитивный образ России, конечно же, нужно активно входить в интернет-пространство, использовать социальные сети.
 
— Н.Егоршева (RATA-news): Министерство культуры вывесило на сайт тендер о создании новой системы статистического подсчета туристов. Как должна развиваться эта система, как она должна выглядеть? Что не устраивает в нынешней системе подсчета, и как она изменится: у нас будет больше въезжающих туристов по новой системе подсчета или меньше?
 
А.Радьков: На самом деле, это серьезный вопрос. Статистика туризма должна ответить на вопрос, сколько туристов въехало или выехало, но и на главный экономический вопрос - какая польза от этих туристов, какой эффект. Какой вклад в экономику страны и региона? Как это подсчитать? А подсчитать это непросто, потому что на сегодняшний день мы считаем количество людей, которые отдохнули в коллективных средствах размещения. Ну и что? А эффект-то для экономики какой? Турист тратит деньги не только же в гостинице. Он использует общественный транспорт, посещает музеи, тратит деньги в ресторане, в кафе. Он тратит деньги на промыслы, покупая сувениры. Он все равно этим самым поддерживает разные сектора экономики. Подсчитать, какова доля туризма в этих капиталовложениях? Мы же не можем все деньги, которые использовал в обороте сегмент транспорта, считать за туризм. Мы должны это отделить. Это кропотливая и сложная работа, которая называется внедрение сателлитных счетов туризма. Это непростая задача. Это процесс, который требует времени.
 
Сейчас мы достаточно продвинулись. Мы сформировали группировку "туризм" в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, который уже как-то позволит систематизировать этот вопрос.
 
Важный вопрос и о количестве туристов. Кого считать туристами? У нас Росстат дает выборку: количество въезжающих, всего, в том числе по целям - служебным, частным и туристическим. Когда смотришь туристические - 2,5 млн человек, а Питер говорит: "Да у нас почти 5 млн международных прибытий". Москва то же примерно. То есть идет сбой. А в чем дело? В том, что разные методики. Кто такой турист? Ведь Всемирная туристическая организация, собственно говоря, считает туристом любого путешественника, который приезжает в страну на срок не более одного года и не с целью получения заработка. Все равно, по служебным целям ли вы приехали, с частной целью, но если вы хотя бы ночь там провели, то вы уже попадаете в статистику туризма.
 
Тогда тоже давайте считать по единой системе, чтобы мы никак не отставали от других стран и чтобы мы политически не теряли свой имидж из-за того, что мы сами себя в невыгодном свете выставляем. Поэтому эту методику подсчета туристов нужно унифицировать, гармонизировать с мировой практикой подсчета туристов. В этом цель этой работы.
 
А.Назаров: Я просто хотел поделиться своими собственными наблюдениями. Я много путешествую по стране и не заметил, что это дешевле, чем путешествовать за границей. Разве только авиабилеты. Поэтому, наверное, для экономики чрезвычайно важно удерживать своего собственного туриста дома, а для индустрии - предлагать адекватный продукт, который будет это делать, конечно.
 
Раз всплыла тема транспорта, то стоит сказать, что львиная доля турпакета - это авиаперевозка. В нашей стране девять часовых поясов. Понятно, что основные средства передвижения - это самолет и поезд. Но вопросы непростые. Уже много позитивного делается - объявлено о создании новых лоукостеров. Создать лоукостер - это не просто создание авиакомпании, это нужно создать соответствующую инфраструктуру аэровокзалов. Не каждый аэропорт может обслуживать лоуксотера. Там требуется своя, порой инновационная технология быстрого и недорогого обслуживания самолетов. Это связано и с формированием бортового питания, заправками. Процессы должны быть технологичнее. Многие аэропорты поэтому надо заново строить, чтобы они обслуживали лоукостеров.
 
Ряд изменений требует и нормативно-правовая база, связанная с формированием тарифов и стоимости с введением невозвратных билетов. Это процесс, конечно, требующий времени. Но движение в этом направлении, на мой взгляд, идет достаточно позитивно.
 
— РИА "Новости": В интернете прошла информация, что объем средств, выделяемых на ФЦП в новом проекте бюджета, который был в первом чтении утвержден, будет сокращен именно на туризм. Как-то можете это прокомментировать?
 
А.Радьков: Да. Сокращения предусматриваются, предусматриваются плановые сокращения всех ФЦП, и это касается не только туристической отрасли. Однако это сокращение не критично. В любом случае, мы сможем поддержать все проекты, которые у нас вошли в ФЦП, и работы по ним будут продолжены.
 
— Р.Шамшадинов (Огркомитет яхтфестиваля): Александр Васильевич, скажите, что, глядя на эту картинку, хочется заметить, что если бы на ней был парус, она бы выглядела гораздо ярче. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития яхтенного туризма?
 
А.Радьков: Мы договорились с нашими коллегами по Черноморскому экономическому содружеству и предложили в следующем году организовать яхтенный фестиваль, как раз по странам Черного моря. Эта идея была поддержана. Конечно, надо популяризировать. Это крайне важный вид туризма.
 
Надо решать вопрос, во-первых, марин. Их катастрофически не хватает. Сейчас их много делается на Черном море. Я думаю, что на следующем координационном совете у нас Ярославская область хочет презентовать новый проект, связанный со строительством марины для яхт в акватории Рыбинского водохранилища.
 
Вопрос заправок, потому что часто можно увидеть, как в Москве-реке плывет яхта, а рядом едет бензовоз с горючим, потому что не хватает плавучих заправок. Это, конечно, вопрос инфраструктуры. Но спрос колоссальный на этот вид туризма. Поэтому, безусловно, его серьезно нужно поддерживать.
 
Я упомянул Черное море, но нельзя забывать и Каспий, потому что потенциал Каспия огромный. С точки зрения и яхтенного, и круизного туризма.
 
— Н.Светозарская (Вести. Туризм): Вы упомянули о соглашении, подписанном с Ростуризмом. Предприняты ли уже какие-то действия, какие-то шаги по реализации непосредственно программы военно-исторического и военно-патриотического туризма или это пока только в перспективах?
А.Назаров: Я, представляя подписанное соглашение, сказал, что это новость. Это произошло буквально только что, и, собственно, это можно считать одним из поводов для нашей пресс-конференции. Это медийный повод.
 
А то, что мы сразу же включились в работу, то я, наверное, уже продемонстрировал на конкретных примерах различных областей, которые есть. Со своей стороны, у нас аналитическая часть работы уже развернута.
 
Вопрос: В этом году проходила акция белорусских и московских курсантов военных училищ по местам боевой славы войны 1812г. Планируется ли международное сотрудничество в основном со странами СНГ в дальнейшем? Есть ли такие задумки?
 
А.Назаров: Это мы уже переходим в международный туризм. Да, несомненно, планируется. Наши страны настолько тесно связаны, что невозможно обойтись без этого. Приведу вам короткий конкретный пример, который может быть, наверное, отчасти модельным. Как правило, участники военно-исторических клубов - люди достаточно состоятельные, часто они являются владельцами или совладельцами бизнеса, посредством которого могут просто себе позволить несколько дней в году забыть про все и уйти в другую эпоху - переодеться, надеть фуражку, взять муляж или же выхолощенную винтовку и "уйти на войну". Увлечение таким военно-историческим туризмом (в какой-то степени это ведь туризм, правда?) охватывает все более широкие слои населения. Если, условно говоря, рядом со своим городом у тебя есть возможность принять участие в реконструкции, то, скажем, уже можно отправиться в Киев.
 
Несколько дней назад был крупнейший фестиваль "Даешь Днепр!". Уже бывает сложновато. Мы отобрали по разным военно-историческим клубам тех людей, которые связаны с посещением этого крупнейшего фестиваля "Даешь Днепр!". Вы понимаете, проходит это дело все в Киеве на Украине. Мы просто организовали большую автобусную экскурсию для членов военно-исторических клубов. Мы сформировали из них роту. Наша рота победила.
 
— Я.Белопольская ("Оружие - Спорт - Техника"/"ОСТ ТВ"): Я - зритель этих военных реконструкций, но зрителей мало, есть только участники. Как Вы планируете это освещать, потому что эти действия действительно масштабные, величественные и очень интересные?
 
А.Назаров: Вопрос этот очень важный и вопрос, которым мы занимаемся. На самом деле мало зрителей бывает не везде. Например, в Бородине бывает и 15 тыс. зрителей, и это значительно превышает число участников. Но ситуация, когда на поле идет бой, и "воюют" больше людей, чем приехало это посмотреть зрителей, достаточно типична. К сожалению, это связано не только с недостатком информации.
 
Это связано с тем, что из военно-исторической реконструкции туристическая составляющая сейчас только вырастает. Изначально это было просто увлечение, которое впоследствии охватило достаточно широкие круги любителей военной истории. В связи с этим само отношение к реконструкции как к факту туризма самими участниками вообще никак не рассматривалось. Например, больной вопрос туалетов. Просто для зрителей их никогда не было принято ставить, это считалось не нужным. Но жизнь нам подсказала, что заниматься нужно даже не самой военной реконструкцией, где можно оказывать те же самые консультационные услуги и объяснять, что этот цвет френча не соответствует эпохе. С этим люди так или иначе разберутся и сам. Они сами устроят реконструкцию. А вот позаботится о зрителях, проинформировать их вовремя, подготовить площадки хотя бы для того, чтобы ставить палатки, - это, вероятно то, чем нам в дальнейшем придется больше и больше заниматься. Мы уже, кстати, этим заниматься начали. Реконструкции, которые проходили в последнее время, осенью, были немного повыше по уровню обслуживания зрителей, чем было принято ранее. Спасибо! Вы правильное направление задаете.
 
— А.Красноперова (ИТАР-ТАСС): Александр Васильевич, как Вы, по оценкам Ростуризма, оцениваете долю операторов, которые отправляют туристов в Египет, несмотря на рекомендацию не делать этого? Какие убытки терпят компании, которые не отправляют туристов в эту страну?
 
А.Радьков: Мы знаем, что некоторые туроператоры продолжают отправлять туристов. Правда, пока они это делают, не наращивая объемы так, как этого им хотелось бы. Я думаю, что пока действует рекомендация, этого делать не стоит. Если ситуация балансирует, если есть основания придерживать это направление, то следует прислушаться к мнению Министерства иностранных дел.
 
Что касается убытков, то бизнес достаточно активно переориентируется. Нет туроператора, который продавал бы только Египет. Безусловно, это одно из направлений многопрофильного туроператора, поэтому всегда происходит, как правило, замещение одного направления другим. Поэтому мы не видим критической ситуации на рынке, то, что могло бы привести к банкротству. Хотя многие туроператоры, которые действительно имели большие объемы перевозки по Египту, безусловно, перенесли эту ситуацию болезненно. У них была запланирована перевозка, было проплачено или зарезервировано определенное количество средств размещений, наземное обслуживание. У многих свои отели в Египте есть. Там люди трудоустроены, их содержать нужно. Можно только надеяться, что ситуация стабилизируется. Но никто же не будет рисковать, особенно граждане.
 
— А.Шелест (Первое антикоррупционное СМИ): Как выглядит регион Коми на фоне других регионов? И, возможно, Вы слышали про финно-угорский этнопарк, который открылся два года назад. Насколько он способствует привлекательности и развитию этого региона?
 
А.Радьков: Про этнопарк не просто слышал, а был даже там. На самом деле, Коми сделал очень серьезный прорыв в развитии туризма, и, прежде всего, в своей имиджевой составляющей, потому что еще пару лет назад никто не воспринимал Коми как туристическую дистинацию. Регион ассоциировался с газом, с лесом, с полезными ископаемыми, с чем хотите, но только не с туризмом. Тем не менее, кардинально стала меняться ситуация к лучшему. Очень удачный проект, как мне кажется, с этим туристическим поездом, который был сформирован за счет региональных средств бюджета, который путешествует по каким-то местам, от Сыктывкара до Воркуты может пройти. Сейчас формируются новые маршруты для этого поезда. Столбы выветривания, безусловно, это символ Коми, туристического Коми, охота, рыбалка также. Очень важный сегмент развития - это экологический туризм. Там полно природных парков и заповедников. Потенциал серьезный, но самое главное - это тот прорыв в имидже республики, который произошел.
 
Вопрос: С какими проблемами сталкиваются наши предприниматели в сфере туризма? Может быть, Вы выделите какие-то проблемные отрасли?
 
А.Радьков: Предприниматель и сфера туризма - это понятия достаточно абстрактные. Есть туроператорский бизнес, это один сегмент. Есть гостиничное хозяйство - там свои риски и своя история. Есть сфера, которая относится к туристической, она не связана напрямую с размещением, но она связана с обслуживанием: гиды-переводчики, ресторанный бизнес. Мы можем долго говорить о проблемах в каждом сегменте, они свои и они уникальны.
 
Вообще, туризм - это хлопотное и беспокойное хозяйство, прежде всего, потому что мы имеем дело с настроениями людей. Мы должны создавать и дарить им праздник, впечатление. Мы знаем, что настроение испортить можно очень легко. Любая работа с людьми - это очень сложная работа. Поэтому туристическая сфера - очень сложная. И сложная не только потому, что связана с людьми, а потому что носит межотраслевой характер. Надо одновременно соединить и проживание, и транспорт, и всю логистику, и питание и сделать из этого турпродукт. Туроператор несет за это всю ответственность перед туристами по закону. Это очень непростая сфера. Порой она низкомаржинальная, не очень прибыльная, долго окупаемая, но, можно сказать, что в туризме иногда работают фанаты своего дела.
 
— Т.Тюленева (Профессиональное содружество гидов-переводчиков и экскурсоводов, Санкт-Петербург): В городе введена постановлением N1330 единая аккредитация гидов-переводчиков и экскурсоводов, выдан нагрудный знак после двух этапов подготовки и аккредитации. Но ни чиновники от комитета по культуре, ни 9 музеев города не признают этот знак и требуют от гидов оплаты своих лицензий и их продление. Ежегодное продление Эрмитажной лицензии - 3 тыс. руб., Исакиевский собор раз в полтора года - 4 тыс. руб. Прокуратура признала требования музеев нарушением Конституции. Что делать?
 
А.Радьков: Надо вводить единую систему аккредитации на федеральном уровне, и тогда она будет признаваться и приниматься всеми.
 
Вопрос: А что же делать в настоящий момент?
 
А.Радьков: Мы давно говорили о том, что единая система аккредитации нужна. Поэтому нужно совершенствовать нормативно-правовую базу. Мы ведем консультации. Я знаю эту ситуацию по Санкт-Петербургу, она мне известна. Это надо решать системно на федеральном уровне.
 
— А.Бураков (Москва): Может ли гостиничный объект, находящийся в частной собственности, рассчитывать на привлечение инвестиций в развитие объекта со стороны государства? Если да, то в рамках каких программ реализуется подобное партнерство, какие существуют критерии отбора и куда следует обращаться по подобному вопросу?
 
А.Радьков: Да, есть возможность. Но речь идет, прежде всего, о поддержке ФЦП внутреннего выездного туризма. Нужно учесть, что там все-таки мы поддерживаем такие крупные инфраструктурные проекты по созданию туристических кластеров, а не просто одной гостиницы, потому что мы стимулируем создание новых точек роста туризма. Поэтому в составе какого-то кластера гостиница, безусловно, также может получать определенную поддержку.
 
— Р.Третьяков (Москва): Большой объем государственных и частных средств вкладывается в развитие "курортов Северного Кавказа". Согласны ли Вы с тем, что создание курортов на Северном Кавказе является бессмысленной и малоперспективной затеей в связи с низким культурным уровнем принимающей стороны, отсутствием культуры массового обслуживания гостей и высокой преступностью в регионе?
 
А.Радьков: Я думаю, что, скорее всего, несколько бескультурный и некорректный вопрос. Что касается туризма, то я считаю, что туризм может быть таким локомотивом экономики многих республик Северного Кавказа.
 
— Гендиректор культурно-просветительского центра "Позитив": Центр занимается имиджем России за рубежом. Сегодня была заявлена Катрин Жубер "Консульт.ру". Мы занимаемся восстановлением памятников архитектуры и истории на территории России вместе с французскими партнерами. И еще я представляю журнал французского парламента. А вопросов у меня три, и первый из них касается темы начала Первой мировой войны. Это событие традиционно отмечается во Франции и сербы к этому очень трепетно относятся. С точки зрения историко-патриотического туризма, насколько в области туризма и поддержки наших желающих посетить эти мероприятия (а они запланированы и в Белграде, здесь будут также) это заложено в планы и Ростуризма, и военно-патриотического туризма?
 
А.Назаров: Меня здесь представили как руководителя РВИО, а я исполнительный директор. Председателем общества является министр культуры Владимир Мединский. Не далее как две недели назад в том же самом Париже встречался с министром, который занимается французской военно-патриотической работой. Они составили достаточно большой план совместных действий, в котором предполагается и поддержка туризма.
 
Вы Сербию упомянули, да? Но если говорить шире о бывшей Югославии, то мы осуществляем ряд проектов, которые должны привлечь внимание к этому региону. В частности, к началу Первой мировой войны будет установлен памятник Николаю I в Республике Сербской. Вы слышали, наверное, об этом?
 
Главную нашу роль мы видим в том, чтобы саму тему Первой мировой войны поднять, актуализировать, сделать ее для каждого человека важной и существенной. А уже где интересы удовлетворять - это, наверное, человек должен решить сам, но имея полную информацию. Хочу только сказать, что по своему эмоциональному воздействию военно-исторический туризм сравним с лучшими образцами мирового искусства: с посещением Миланской оперы или Лувра. Это очень сильные впечатления.
 
Вопрос: Если можно, я хотела предложить скоординировать какие-то действия, потому что мы как раз сейчас говорили с послом, что надо сформировать какое-то общее ядро, чтобы мы не распылялись. Мы вместе с К.Жубер занимаемся, и это инициатива ее, восстановлением и привлечением французских инвесторов и специалистов к памятникам архитектуры Верхотурья. Она занимается этим, поскольку есть чайный путь, который у нас не очень раскручен. Как Вы смотрите на эти инициативы? Насколько Вы готовы на них отвечать? Можем ли мы раскручивать и в положительном облике именно и для привлечения туристов именно такие темы, как чайный путь, который проходил через такой центр, как Верхотурье?
 
А.Радьков: Я отвечу. Я очень люблю Верхотурье. Мы в Верхотурье несколько раз проводили фестиваль туристического кино. Неслучайно был выбран этот город, населенный пункт. Он действительно достаточно далеко находится от столицы Свердловского региона, Екатеринбурга. Но туда стоит приехать. Там удивительный монастырь, удивительный батюшка. Самое интересное было, когда мы проводили там фестиваль и привезли интересных людей, узнаваемых лиц, и я видел реакцию местного населения. Это были совершенно потрясенные и очень благодарные глаза, потому что люди не чувствовали себя оторванными от большой земли. Казалось бы, в совершенно Богом забытый уголок, а ведь раньше он действительно находился на средоточии большого торгового пути. Это был достаточно влиятельный и богатый город.
 
Мы, конечно же, приветствуем инвестиции. Просто вначале я долго достаточно говорил о формировании позитивного инвестиционного климата и что мы очень активно работаем с российскими и зарубежными инвесторами и готовы работать и с французскими инвесторами. Мы готовы презентовать ряд, на наш взгляд, очень интересных инвестиционных проектов, интересных как с точки зрения идейного содержания, так и с точки зрения бизнеса. Мы гарантируем поддержку со стороны государства.
 
Вопрос: Если можно последний вопрос. От Journal du Parlement. Сейчас возникла идея, несмотря на многие нюансы, сделать специальный выпуск журнала парламента Франции о России. Если вас это интересует, я расскажу это отдельно.
 
А.Радьков: Хорошо, спасибо.
 
— Н.Мишина (Екатеринбург): Когда вводится в России обязательная единая система классификации гостиниц? Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не раз говорила о необходимости таких мер.
 
А.Радьков: ФАС как раз говорит о другом - о том, что не надо вводить обязательную классификацию Мы как раз - что надо. Сейчас мы как раз проводим необходимые межведомственные консультации по этому вопросу и с ФАС, и с Минэкономразвития. Нужно вводить, на мой взгляд, обязательную классификацию гостиниц. Она введена сейчас на территории Сочи. Она будет введена на период проведения ЧМ по футболу в тех субъектах, в которых будет проходить этот чемпионат.
 
Но, прежде всего, она нужна для того, чтобы защищать интересы потребителей, чтобы человек, который покупает тур, особенно по интернету, приезжая, знал, что те звезды и услуги, которые заявлены, соответствуют определенным стандартам.
 
Другое дело, что процесс требует переходного периода. Нужно доинвестироваться гостиницам, чтобы привести их в соответствие с классификационными требованиями. Поэтому он может растягиваться по времени, он может фокусироваться на каких-то определенных сегментах гостиниц и т.д. Эти вопросы сейчас прорабатываются.
 
— Р.Ильичев (Новосибирск): Как Вы считаете, Сочи после Олимпиады станет вновь всероссийской здравницей и будет ли конкурировать с Египтом и Турцией?
 
А.Радьков: Если правильно распорядится олимпийским наследием, то да.
 
"РБК-Кубань": Адыгея заявила о своих планах в ближайшие годы увеличить турпоток в республику в 5-7 раз - до 1,5-2 млн человек. В том числе благодаря строительству собственного аэропорта. Насколько реалистичны данные планы? Планируется ли какая-то федеральная поддержка развития туристического кластера в Адыгее?
 
А.Радьков: Пока у нас Адыгея является участником федеральной целевой программы, хотя, я думаю, что все возможности для этого в республике есть.
 
— М.Сарин (Вильнюс): Слышал, что пассажиры "Аэрофлота" смогут проводить в России три дня без виз. Это касается граждан 20 стран, в частности, Польши. Почему среди этих стран нет Литвы?
 
А.Радьков: Список, я уже упомянул, неокончательный. Он на стадии согласования. Принципиально я не вижу проблем и в том, чтобы граждане Литвы пользовались таким правом. Главное, чтобы они чаще прилетали к нам в Россию.
 
Л.Рузавин (Москва): Существует ли программа по развитию внутреннего и въездного туризма на основе железнодорожного транспорта, так называемых "Железнодорожных туров"?
 
А.Радьков: Это больше коммерческая история. Вопрос лучше адресовать к РЖД. С другой стороны, проблема железнодорожных перевозок есть. У нас катастрофически не хватает плацкартных вагонов. Есть определенные вопросы взаимодействия РЖД и бизнеса, в частности, предоставление групповых скидок при перевозке туристов. Кстати говоря, мы подписали соглашение и с Федеральной пассажирской компанией, поэтому работаем в этом направлении.
 
— Вопрос: Какие произошедшие позитивные тенденции Вы бы отметили после вхождения Ростуризма в структуру Министерства культуры? И какие сложности остаются?
 
А.Радьков: Я уже сказал в начале своего выступления, что культурно-познавательная тема является очень важной и одной из основных мотиваций приезда сюда иностранных туристов. Культурно-познавательный туризм занимает значительный сегмент на рынке внутреннего туризма. Синхронизация и объединение усилий культуры и туризма идут на пользу и культуре, и туризму, потому что для туризма - это обогащение туристических программ, а для культуры - это хорошая возможность привлечения внебюджетных источников частных инвестиций в культуру.
 
— Заключительное слово ведущего.
 
Мы завершаем нашу пресс-конференцию. Мы завершаем нашу интернет-трансляцию. Я благодарю наших гостей за предоставленную возможность общения. Они отработали сегодня на пять с плюсом. Нам остается пожелать Вам удачи во всех Ваших благих начинаниях, в тех интересных проектах, о которых Вы сегодня рассказывали.
 
Журналистам и интернет-аудитории - спасибо за внимание. Напомню, что в ближайшие часы на интернет-ресурсах РБК появятся полная стенограмма, видеоверсия и самые яркие видеоцитаты наших гостей.
 
У нас на сегодня все. До новых встреч!
 
Источник: presscentr.rbc.ru
Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0