Почему туристы игнорируют «Запасную столицу» России
Самара заманивает туристов бункерами Сталина, Молотова и Левитана
Фото: samara.bezformata.ru
Фестиваль «Рок над Волгой», который прошел в середине июня в Самарской области собрал порядка 600-700 тысяч человек. Это безусловный рекорд подобных мероприятий и показатель того, насколько перспективно развитие событийного туризма. Однако при единичных успехах, Самарская область не может похвастаться большим числом туристов. Более того, если использовать экономические аналогии, то с точки зрения туризма область – скорее депрессивный регион. Почему Самара не может реализовать свой туристический потенциал, «Российский туризм» поговорил с главой областного департамента по туризму Михаилом Мальцевым.
- В некоторых регионах на крупные музыкальные фестивали ополчились: казаки стараются «выжить» с Краснодарского края фестиваль «Kubana», время от времени мигрирует «Нашествие». А в Самарской области к таким событиям, как «Рок над Волгой», похоже, относятся трепетно?
- Безусловно. Мы исходим из того, что развлекательное направление туризма - одно из самых перспективных для Самарской области. В прошлом году на фестивале присутствовали более 300 тысяч человек, в этом – значительно больше. Люди приезжают под конкретный проект, под событие. Значит, событийный туризм и нужно развивать.
фото: freeraser.livejournal.com
Мне вообще кажется, что для нормального развития туризма Самаре не хватает крупных развлекательных центров. Поэтому, в частности, нам сложно конкурировать в культурно-познавательном направлении с Петербургом или Европой.
- Но успех «Рока над Волгой» это скорее заслуга его организаторов, а не госструктур. Ваш департамент будет стремиться создавать похожие поводы для того, чтобы туристы ехали в область и в Самару?
- Для начала отмечу, что «Рок над Волгой» проходит все же при участии правительства, потому что это масштабный проект. Как и Грушинский фестиваль бардовской песни. Вообще, создавать события нам и не нужно, потому что они уже существуют. По музыкальным фестивалям Самарская область - один из лидеров в России. Возьмем фестиваль «Платформа», который собирает до 80 тысяч человек, фестиваль электронной музыки «ГЭС», «Барабаны мира», «Классика над Волгой», «Виват баян». Мы работаем с уже готовыми проектами, продвигаем их.
- Музыкальная жизнь у вас действительно бьет ключом, но достаточно ли этого туристам?
- Как мне кажется, привлекательным брендом для Самары может стать «Запасная столица». Я имею в виду перенос столицы из Москвы во время второй мировой войны, когда в Куйбышев было перевезено правительство. Тогда был построен бункер Сталина, который у нас показывают туристам.
Неподалеку располагается еще и бункер Калинина, про который мало знают, но который намного больше бункера Сталина и был построен тогда же. Но бункер Калинина, к сожалению, пока не может принимать туристов. Есть ограничения, связанные с системой вентиляции, и организованные группы не могут его посещать из-за соображений безопасности.
Есть объект «Горный холодильник» того же времени. Это трансляционный комплекс, где в годы войны вещал Левитан. Эти объекты не являются секретными, они сняты с эксплуатации, для того, чтобы водить туда туристов, которых пока нет. А жаль, потому что история СССР может быть интересна определенной группе туристов.
К тому же, недалеко от нас, в Ульяновске, создается проект Музея СССР, который, надеюсь, будет реализован. В Тольятти есть музей АвтоВАЗа. Таким образом, возможно создание «советского» туристического проекта вокруг Самары на межрегиональном уровне. Бренды-то уже имеются. Нужны только деньги. Поэтому мы хотим, чтобы государство включило тот же бункер Калинина в одну из туристических программ.
- Самарская область просит помощи государства и в создании особой экономической зоны туристического типа. Причем несколько лет назад анонсировались серьезные планы – например, строительство до 2014 года уникальной канатной дороги через Волгу. Это бы был действительно аттракцион для туристов. Но 2014-й год, между тем, приближается, а нет и намека не строительство…
фото: alexey996.livejournal.com
- Что касается канатной дороги, то в марте этого года правительство области подписало соглашение о намерениях с группой компаний «Версиво», которая заинтересована в инвестициях в эту стройку. В стройке привлечены опытные партнеры, например, австрийская компания Доппельмайр (The Doppelmayr Group), которая построила уже несколько тысяч подобных объектов по всему миру. Например, сейчас завершили строительство горнолыжного спуска на Красной поляне в Сочи.
И канатная дорога будет одним из проектов в рамках особой экономической зоны. Я считаю, что ОЭЗ — наиболее приемлемый для инвесторов механизм реализации крупных проектов. Но решение о создании ОЭЗ принимается на федеральном уровне, это достаточно сложный процесс. Сейчас мы учитываем замечания, высказанные Минэкономразвития. Соответственно, готовим новый материал, чтобы подавать заявку.
- То есть, на федеральном уровне создание ОЭЗ в Самаре еще не одобрено?
- Окончательного решения нет. Но могу сказать, что проекты все равно будут реализовываться, вне зависимости от того, будет создана зона или нет. Существуют различные механизмы развития туризма в регионе. Они могут основываться на частно-государственном партнерстве, в рамках государственной программы по развитию внутреннего туризма, или же в рамках региональных целевых программ.
- А вы изучали опыт с созданием ОЭЗ в других регионах? Ведь он далеко не всегда был удачен, как, например, в Адыгее или Калининградской области…
- Я не хочу проводить аналогии с другими проектами. Для нашего проекта я вижу положительные перспективы. У нас неплохой климат, который позволяет отдыхать здесь не только летом. Зимы достаточно снежные, то есть можно строить горнолыжные курорты. Кстати, наш завод «Самарские канатные дороги» обслуживает более 80% всех горнолыжных комплексов России.
Есть места, в которых можно строить всесезонные комплексы. А в межсезонье отели будут заполняться за счет делового туризма, конгрессов и выставок. Именно концепция таких мест, таких курортов, которые работают круглогодично, и делают проект привлекательны для инвесторов. При определенных условиях со стороны государства, налоговых преференциях.
- А есть ли компании , которые прямо заявили, что готовы инвестировать в этот проект?
- Их много, даже существует инвестиционный каталог, но пока это заявление о намерениях. Есть компании, которые хотят вкладываться в гольф-курорты, экологические, горнолыжные. Но на сегодняшний момент не хватает комфортных условий — примером является известный проект «Жигулевской жемчужины» (проект крупного гостиничного и горнолыжного комплекса, о котором говорится много лет, но реализация затягивается – «РТ»). Ведь если государство в проекте не участвует и инвесторы реализуют этот проект самостоятельно, то окупаемость составляет порядка 15 лет. Мы понимаем, что это очень долгий срок.
- Но есть ли у всех этих планов конкретика. Выделены ли уже конкретные места для строительства всесезонных курортов?
- Скажем так, начало положено. Например, в прошлом году появилась экологическая тропа на Стрельную гору в заповеднике Самарская лука. И это сразу привлекло туристов, потому что место действительно уникальное, и туристы готовы несколько часов ехать, чтобы посмотреть на одну из самых красивых видовых точек Самарской области.
- Я имею в виду крупные проекты. Допустим, на какой стадии находится создание упомянутых вами гольф-курортов?
- У потенциальных инвесторов проекта есть земельные участки, создана проектная документация. Но некоторые сложности существуют, поэтому строительства пока нет. Этот проект осуществляется исключительно за счет инвестора, без государственной поддержки, поэтому мне трудно комментировать его реализацию.
- Тогда давайте поговорим о проектах, в которых участвует государство. Например развитие самой Самары как туристического центра. Каким образом и за счет чего вы хотите привлекать туристов из других городов? Ведь очевидно, что исторический облик города постепенно разрушается, многие красивейшие здания находятся в аварийном состоянии. Вспоминается, в частности, снос здания Куйбышевской пересыльной тюрьмы, одним из заключенных которой был Александр Солженицын, или судьба уникального архитектурного памятника - Фабрики-кухни завода им. Масленникова, которой грозит разрушение. А это, безусловно, минус для потенциальных туристов. Какая работа ведется сейчас для сохранения памятников архитектуры?
фото: pasmi.ru
- У нашего министерства есть целевая программа по сохранению исторических памятников. Плюс, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу многие объекты будут реконструированы. Работы будут вестись планомерно, не нужно бояться, что все памятники снесут, чтобы построить что-то новое. Необходимость сохранения исторического наследия для нас очевидна.
- Вы упомянули чемпионат мира по футболу 2018 года. Насколько город готов к его проведению. Еще полгода назад ваш департамент отчитывался, что городу не хватает около двух тысяч гостиничных номеров как высокого уровня, так и эконом-класса. Как решать эту проблему?
фото: vd-net.ru
- По требованиям ФИФА, регион, принимающий соревнования, должен иметь 7760 номеров в гостиницах. Из них 1760 — для размещения клиентских групп ФИФА (это игроки, судьи, чиновники футбольных структур). Для размещения клиентских групп, ФИФА предъявляет определенные требования к уровню звездности гостиниц. Здесь у нас есть сложности. А именно - нам необходимо еще порядка 300 номеров уровня 4-5 звезд. По сути, это всего две гостиницы по 150 номеров.
Что касается остального, то на сегодняшний день в радиусе 100 км (а такую границу устанавливает сама ФИФА) от стадиона, где пройдут игры, есть более 15 тысяч номеров. Более того, ближе ста километров к Самаре находится Тольятти, а значит, болельщиков можно селить и там. Поэтому проблем с размещением болельщиков не возникнет.
- Как вам за полгода удалось ликвидировать дефицит номеров? Неужели так быстро построили гостиницы?
- Нет, мы просто проанализировали все возможные средства размещения, которые у нас есть, включая альтернативные. Я имею в виду санатории, дома отдыха, турбазы, кемпинги, даже теплоходы. То есть места, где могут размещаться болельщики. Получилось порядка 15 тысяч мест. Первоначально альтернативные средства размещения не учитывались.
Тем не менее, мы поставили перед собой задачу в обозримом увеличить число гостиниц разных категорий, чтобы и после чемпионата была возможность принимать большое число туристов.