USD: 92.5058
EUR: 98.9118

Хоп-хоп… И вся Москва у ваших ног

Выходец из Карелии катает туристов по Москве на двухэтажных автобусах
Текст: Мария Старицына
Фото: vedkar.ru

Хоп-хоп… И вся Москва у ваших ног
Посещая большие города, всегда немного обескуражен не только суматохой и толпами фотографирующих туристов, но и громкими «зазывами» прокатиться с экскурсией на автобусах и иных транспортных средствах – многоголосье из громкоговорителей предлагает запоминающиеся поездки с ветерком по известным достопримечательностям… Так вот – теперь это уже прошлый век! Если вы вдруг окажетесь в столице нашей Родины, то обязательно воспользуйтесь обзорной экскурсией на даблдекере – двухэтажном автобусе. Ведь подобная поездка не только удобна, познавательна и интересна, но и вашу душу будут согревать мысли, что это, во-первых, модное новшество в нашей стране, а, во-вторых, внедрено это новое и доброе дело нашими земляками… Жаль, конечно, что не в Петрозаводске. Хотя и понятно – масштабы не те. Три товарища, двое из которых Роман и Сергей родом из Карелии, сообразили, привезли и пустили в путь экскурсионные двухэтажные автобусы по Москве в прошлом году. Сейчас их уже приглашают в Казань (мэр лично пригласил и попросил к Летней универсиаде запустить маршрут), а впереди планы осуществить подобные экскурсии в Санкт-Петербурге, Самаре и Сочи.
 
Сегодня мы беседуем с Романом Крыловым – со-основателем и совладельцем компании City Sightseeing Moscow, где он занимает должность генерального директора, а также является основателем и руководителем проекта E-POEZD.RU, организатором и руководителем частного благотворительного проекта «Я ПОМОГУ!».
 
 
- Роман, расскажите о том, как подобный проект появился на свет.
 
- Этот проект мы сообразили, как говорится, на троих. Идейным вдохновителем стал мой старый друг, кстати, тоже родом из Карелии, Сергей Лаврентьев, который отвечает в компании за стратегическое развитие и новые рынки, в свою очередь его старый друг – Николай Брагин, отвечает у нас за финансовые вопросы. Мы с Сергеем до этого времени активно занимались электронной коммерцией в сфере туризма, работали в нескольких крупных OTA (онлайн-трэвел-агентствах), российских и иностранных авиакомпаниях, запускали самостоятельные проекты, какие-то были успешны, какие-то нет, а Николай состоялся в сфере банковских услуг. Идея проекта не нова, но до 2008 года в России никто не брался за её практическую реализацию. Как вы знаете, абсолютное большинство турагентств в России просто перепродают туры за границу, мы же решили заняться не только приёмом туристов здесь, в Москве, но и создать уникальную услугу, которой до этого времени не было на российском рынке.
 
- И что же за услуги такие уникальные вы предлагаете? 
 
- Наша компания занимается проведением обзорных экскурсий по Москве на двухэтажных автобусах, так называемых даблдекерах, с открытым верхом. Но это не те экскурсии, к которым привыкли россияне, видя зазывал с мегафонами на вокзалах Москвы, которые «ненавязчиво» приглашают на 3-часовые экскурсии по Москве на своих старых и часто очень неопрятных автобусах с гидом, монотонно начитывающим заученный и годами неменяющийся текст. 
 
У нас всё по-другому. Экскурсии проводятся по так называемой концепции “Hop On Hop Off” (хоп он хоп офф), с английского «запрыгнул-выпрыгнул», – это означает, что автобус ходит по определённому маршруту в центре города, в нашем случае – внутри Садового Кольца, вокруг Московского Кремля, и наши гости могут зайти и выйти из автобуса на любой из этих остановок неограниченное количество раз в течение 24 часов с момента первой посадки. Это позволяет туристам свободно перемещаться между основными достопримечательностями Москвы, и во многом помогает им добраться до нового пункта своего путешествия, да и просто передохнуть между мероприятиями насыщенной программы пребывания. 
 
Протяжённость маршрута №1 чуть более 10 км, время прохождения 70 минут. Автобус делает остановки на каждой из почти двух десятков автобусных остановок, совпадающих с остановками городского транспорта. Купить билет можно в автобусе у стюарда, в гостиницах города или на нашем сайте. Вместо живого гида у нас установлена аудиосистема с синхронными комментариями по маршруту, озвученными профессиональными дикторами на 8 языках. На втором этаже установлена система сдвижных стёкол, которые в тёплое время года сдвигаются и складываются, как русская гармошка, в задней части автобуса. За счёт этого открывается поистине уникальный панорамный вид на Москву и её достопримечательности, что просто манит туристов, желающих сделать интересные фотографии. Мы работаем на условиях эксклюзивной франшизы под брендом крупнейшего мирового оператора двухэтажных экскурсионных автобусов компании City Sightseeing Worldwide, которая представлена в более чем 100 городах 30 стран мира. 
 
 
- Двухэтажные автобусы, помимо ваших, ещё есть в России?
 
- Есть. В Санкт-Петербурге. Но коллеги из северной столицы работают под своим локальным брендом и как следствие под локальными «ноу-хау», которые мы не всегда разделяем. 
 
- Как вам удалось быть первыми в таком деле в Москве?
 
- Мы не были первыми. По Москве уже ездили даблдекеры, правда, это были троллейбусы, и было это в далеком 1935 году, тогда в Москву завезли первый опытный образец из Англии. По заданию Никиты Хрущева он был скопирован на Ярославском заводе, который произвёл опытную партию из 10 штук. Двухэтажные троллейбусы эксплуатировались в Москве примерно в 1937–1939 годах. Проект угас, когда Хрущёв стал первым секретарем ЦК партии Украины, после войны техника была списана. Через 20 лет всё тот же Хрущёв, но уже в статусе первого лица государства, распорядился завезти в Москву двухэтажные автобусы, для проведения эксперимента по увеличению вместимости городских автобусов. Но к середине шестидесятых все автобусы были списаны из-за трудности в эксплуатации.
И вот спустя ещё 40 лет идея опять обрела новые очертания — мы начали пробовать запустить этот проект в Москве. Стоит сказать, что сначала у нас был неудачный опыт организации подобных туров на одноэтажных автобусах, причём без согласованного с властями маршрута, с живым гидом. Вся эта затея, конечно, не возымела успеха, да и работали мы над ней по большому счёту факультативно, отвлекаясь работой «на дядю». Отличались наши автобусы от обыкновенных туристических только внешним видом. Они были самыми яркими и заметными в городе, были стилизованы лучшими видами Москвы.
 
Лёд тронулся с приходом нового мэра и его команды, которая сразу одобрила нашу инициативу. При активной поддержке Департамента транспорта и Комитета по туризму Москвы мы прошли все необходимые формальности, разработали и согласовали 3 маршрута, получили разрешение совершать остановки на остановочных пунктах общественного транспорта, право движения по выделенным полосам и размещения информационных материалов в павильонах.
 
 
- Что было самое трудное в открытии данного бизнеса? К чему вы были вообще не готовы?
 
- Согласовать маршрут и остановки, а также найти даблдекеры в Европе, которые бы вписывались в наш скромный бюджет и при этом соответствовали бы жёстким и часто меняющимся требованиям российской таможни.
 
В России нужно всегда быть начеку, поэтому мы были готовы к любому повороту событий. Лично меня все возникшие трудности наоборот подбадривали и ещё больше убеждали в том, что мы делаем правильное дело.
 
 
- Откуда автобусы? Как они доставлялись в Россию? Какие были трудности на границе?
 
- Мы нашли необходимые автобусы в Германии, в берлинском автобусном ателье, которое специализируется на ремонте и переоборудовании даблдекеров. Они сделали для нас полностью открывающиеся складывающиеся окна, сдвижную крышу, установили на наши автобусы новые двигатели класса Евро-4, инсталлировали необходимое аудиооборудование, которое позволяет проводить туры на нескольких языках одновременно. 
 
Сложности в основном касались не знакомой для нас ранее логистики покупки, растаможивания и доставки транспорта в Россию. Ну и, конечно, факт разграбления наших автобусов на складе временного ответственного хранения на одном из таможенных постов в Санкт-Петербурге некоторым образом скорректировал сроки запуска – мы потеряли почти 3 недели драгоценного августа. Удивительно, но на охраняемой территории за двумя кордонами колючей проволоки, с будкой охранника в 40 метрах от стоянки автобуса, под прицелом камер слежения из наших автобусов вынесли самое главное – специальное и очень дорогостоящее аудиооборудование, без которого проведение туров по нашему формату невозможно. Благо, наши партнёры из Германии довольно быстро помогли решить эту проблему и доставили новые комплекты оборудования, искренне удивляясь, как такое вообще возможно…
 
- Переходили или переходят ли вам дорогу? Есть ли предложения о продаже дела? Просили ли взятки, откаты? 
 
- Честно сказать, нет! Предыдущая лужковская команда в городской администрации была скорее индифферентна, но без их отмашки проект не мог стартовать, уж слишком много формальностей необходимо было соблюсти. Новая же команда оказалась современной и продвинутой, как говорится. И что самое удивительное, по многим вопросам сама выступила со встречной инициативой. 
 
С первого дня проекта мы принципиально решили для себя, что мы не будем «договариваться» или «золотить чью-то ручку», даже если такие предложения будут поступать. Проект хоть и коммерческий, но выполняет ещё и социально значимую для города функцию, улучшая туристическую инфраструктуру, расширяя традиционный диапазон туристических услуг, продвигая имидж Москвы и России как направление мирового класса, способствуя тем самым увеличению потока туристов, а значит и повышению дохода столицы. Звучит громко, но это правда. Нам кажется это достойная плата городским властям за их помощь и содействие в нашем проекте.
 
Продаваться слишком рано, мы запустились 25 августа 2012 года! Сейчас мы намерены открыть подобные туры в Казани, ведём переговоры с Питером. Смотрим на Сочи и Самару, присматриваемся к странам СНГ, там также есть большой потенциал увеличения числа туристов.
 
 
- После вас кто-нибудь пытался открыть такое же дело?
 
- Есть информация, что да. Пытались до нас, пытаются и сейчас. Посмотрим этим летом, имеют ли основания эти очередные громкие заявления. Мы только приветствуем: здоровая конкуренция – это то, что делает каждого участника рынка ещё лучше и ещё сильнее.
 
- Много ли клиентов? Сезон – наверное, летний период?
 
- После запуска мы не прекращали работу ни на день. Но, как Вы правильно заметили, это сезонный бизнес. Наш сезон начинается тогда, когда на улице плюсовая температура. И чем она выше, тем больше туристов мы перевозим. В низкий сезон мы поддерживаем городские мероприятия, выставки, форумы, довольно много и с удовольствием перевозим на благотворительной основе. В канун Нового Года были официальным перевозчиком Деда Мороза, который въехал в Москву на нашем красном автобусе. На улице в этот день была самая низкая температура за прошлый год – 28 градусов.
 
 
- Сколько автобусов ходят по маршруту?
 
- На данный момент 3, с июня ещё 5. Сейчас завершается их производство. В июне откроем второй маршрут, а уже в мае по Москве-реке можно будет прокатиться на одном из 2 теплоходов, которые будут работать всё по той же концепции «Hop On Hop Off».
 
- Маршрут ваших автобусов? Стоимость билетов? Скидки, бонусы существуют?
 
Лучше посмотреть на карте на нашем сайте www.city-sightseeing.ru. Если на словах, то маршрут проходит в границах Садового кольца, вокруг Кремля и вблизи основных достопримечательностей столицы. Второй маршрут дополнительно пройдёт через Новый Арбат, Парк культуры, московские набережные, Садовое кольцо и другие не менее интересные для туристов места. О скидках. Перед новым 2013 годом Департамент культуры города Москвы поддержал нашу идею, и теперь каждый, кто посетит один из московских музеев, получит скидку от 100 до 200 рублей при покупке билета на нашу обзорную экскурсию, которая стоит от 500 до 600 рублей. Фактически мы за свой счёт простимулировали посещение московских музеев, и в обмен получили дополнительный приток пассажиров. В низкий сезон мы практикуем сезонные акции с крупными купонными сервисами, тогда скидки могут достигать 30-50 % от регулярной цены.
 
 
- Автобусами пользуются только туристы? Москвичи любят покататься?
 
- Вы знаете, у нас пока нет чёткой и полной статистики, но субъективно — это приблизительно треть-треть-треть: 33 % иностранцы, 33 % москвичи, 33 % туристы и гости из регионов России. Москвичи, к примеру, особенно любят кататься по выходным и праздникам.
 
- Наша страна пользуется популярностью у иностранцев. Туристов всегда много. Есть на что посмотреть, но не всегда всё можно показать. Наш российский туристский бизнес ещё не на самом высоком уровне. Чего, на ваш взгляд, не хватает. Особенно у нас в Карелии – уж слишком всё запущено в этом направлении.
 
- Не совсем так. Не хочу вас расстраивать, но туристов в Россию прибывает не так много, как в другие страны Европы, несмотря на то, что в тех же международных рейтингах Россия год от года поднимается по объёму государственных инвестиций в туристическую отрасль. Пока же можно с уверенностью сказать одно: мы занимаем лидирующие позиции в Европе по объёмам выездного туризма, а также по объёмам трат наших состоятельных соотечественников в своих поездках за границу, и здесь, если не ошибаюсь, мы уступаем только японцам. 
 
Что касается родной Карелии, то с сожалением можно констатировать – потенциал по праву одного из самых главных туристических центров России не освоен. Карелия, имея протяжённую границу с Евросоюзом и имея всемирно известные архитектурные и природные памятники, принимает по факту чрезвычайно мало туристов.
 
Мерами по оживлению туристического климата и привлечения европейских и российских туристов в Карелию я бы назвал следующие вещи. Первое – односторонняя отмена виз для граждан Евросоюза или выдача виз на границе сроком на 72 часа. Второе – строительство современного терминала аэропорта и ВПП на базе печально известного аэропорта в Бесовце, это позволило бы принимать воздушные судна практически всех типов и существенно сократило бы время для проезда к местам размещения в Карелии, что чрезвычайно важно для развития въездных потоков из других регионов России, не говоря уже о странах Скандинавии и ближней Европы. Третье – бюджетное ассигнование оплаты процентной ставки по кредитам на строительства гостиниц и баз отдыха частным инвесторам, с одновременным понижением для них налоговой нагрузки сроком на 2-3 года, пока бизнес не встанет на ноги. Четвёртое – более агрессивная реклама туристских возможностей республики в других городах России. 
 
Приведу пример. Гуляя по Флоренции, на одной из главных площадей я увидел припаркованный автобус-павильон, который рекламировал поездки в Австрию, вокруг собралась очередь из желающих заполнить анкету для получения специальных условий размещения. Таких идей десятки, нужно брать и делать, а не писать и утверждать годами многостраничные программы, которые умирают, не успев начаться.
 
А на вопрос, чего не хватает, отвечу так – не хватает статьи в УК, предусматривающей конфискацию имущества. Если Россия каждый год поднимается в рейтинге по объёмам инвестирования в туристическую отрасль, в том числе и в Карелии, а объём въездного туризма увеличивается незначительно, то возникает логичный вывод – огромные средства, выделенные правительством на развитие туристической инфраструктуры, расходуются неэффективно, а попросту разворовываются. Пример олимпийской стройки тому яркое подтверждение. 
 
Я уверен, многие вышеуказанные проблемы будут решены, и тогда, возможно, в Карелии, наконец, не на словах, а на деле будут реализованы туристические проекты, о которых говорят десятилетиями.
 
Источник: vedkar.ru
Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0