Александр Варикиш
"Беларусь в туристическом плане – золотая жила!"
20 мая 2013 | Персона
Текст: Павел Добровольский
Фото: nemiga.info
Фото: nemiga.info
«Ежедневник» пообщался с директором фонда «Страна замков» и выяснил, есть ли у нашей страны перспективы стать туристической Меккой Европы, и что мешает нам принимать миллионы туристов уже сегодня.
- Александр, не повредит ли национальная концепция истории привлекательности нашей страны в глазах иностранных туристов, особенно россиян?
- Некоторые экскурсоводы рассказывают, в угоду российским туристам, как хорошо жилось нашим предкам в Российской империи, как вместе строили страну Советов и по одну сторону баррикад сражались с французами и немцами. Безусловно, есть туристы, которые негативно настроены к национальной концепции белорусской истории. И в Беларусь их привлекает все общее, что есть между двумя нашими народами. Они не знают (и не хотят знать) про ВКЛ, и едут в Беларусь по следам Второй мировой войны: Хатынь, Курган Славы, Брестская крепость и т.д. Они любят повторять, что Беларусь – это горячо любимый ими советский островок. Кто что ищет – тот то и находит.
Но большая часть россиян с интересом слушает рассказы про Полоцкую державу, ВКЛ, Речь Посполитую, про наших шляхтичей, князей, королей, про бесчисленные войны с их предками, даже про геноцид, который они устроили в 17 веке, когда более половины литвинов пали жертвами российской агрессии.
Я, как экскурсовод, открыто говорю своим группам о том, что наши народы очень далеки друг от друга, что столетиями мы враждовали. Российские туристы слушают с интересом, потому что в их учебниках по истории нет такой информации. Там написано, что мы некогда были единым народом, затем поляки и литовцы, захватив белорусские и украинские земли, разделили нас, силой насадили католицизм, но россияне не забыли про своих братьев по крови и вере и освободили от вражеского ига.
Вопрос не в том, какой исторической концепции придерживаться. Главное – как именно ты принимаешь гостей. Европейские страны все друг с другом перевоевали, и это не мешает им сегодня прекрасно ладить между собой. Если туристы получают качественный европейский сервис, чувствуют гостеприимство, то с пониманием относятся к предоставляемой им информации.
- Можно ли привлекать туристов грубо говоря на голую почву? Пускай, некогда на наших землях была великая держава, строились мощные замки и величественные дворцы, но практически ничего не сохранилось.
– Далеко не все европейские страны имеют такую славную историю, как Беларусь. Две мировые войны пережила малая часть нашего архитектурного наследия, но мы даже сохранившееся не бережем. Наш фонд называется «Страна замков» не случайно. Некогда на нашей земле были десятки, если не сотни замков. При их сохранении мы бы были одной из самых посещаемых в Европе стран!
Мы стремились создать такой проект, который поможет двигаться в сторону восстановления утраченных памятников архитектуры. Сегодня у нас есть определенные достижения в этом направлении: три шляхетские усадьбы спасены от уничтожения усилиями нашего фонда. Мы выкупили их и вложили деньги в реставрацию.
Беларусь приняла программу «Замки Беларуси», по которой часть замков будет восстановлена. Уже сегодня два замка в Мире и Несвиже принимают туристов, замки и дворцы в Лиде, Любче, Быхове, Ружанах, Коссово восстанавливают. Восстанавливаются шляхетские усадьбы, например в Лынтупах, Красном Берегу, Семково. Некоторые из них за счет частных средств. Проводятся работы по восстановлению исторической застройки Минска, Гродно, Витебска. Это вселяет оптимизм.
Любой старинный объект, будь то замок, дворец или усадьба, является центром притяжения туристов. Где есть туристы – есть дополнительные возможности для заработка. Например, многие жители Мира производят и распространяют сувенирную продукцию, даже далеко за пределами своего города.
Аналогичные процессы происходят в Гродно. Там открывается множество сувенирных лавок, кафе, новых музеев, реставрируются гостиницы и т.д. Этот город – имеет огромный туристический потенциал, может даже больший, чем есть у Львова и Вильнюса. Если там восстановить два королевских замка, Ратушу, утраченные дворцы, в первую очередь Радзивилловский на центральной площади, храмы, в первую очередь Фару Витовта, рядовую застройку центральных улиц, то в этот город ежегодно будет приезжать несколько миллионов туристов. Затраты, которые пойдут на масштабные работы по восстановлению Старого Гродно, окупятся безусловно. И страна получит полноценный туристически привлекательный бренд, на который откликнутся жители многих стран, особенно Польши и Литвы.
Отдельно стоит отметить усилия витебских чиновников по восстановлению исторического лица города. В Витебске один за одним восстанавливают взорванные большевиками храмы, планируют установить памятник князю Ольгерду (хотя российская общественность Витебска выступила против этого), также проведены масштабные работы по восстановлению рядовой застройки в историческом центре. И сегодня в Витебске уже множество красивых открыточных видов, полюбоваться которыми едет все больше туристов.
Наши предки совершили множество подвигов, создали полноценное государство, с которым считались в мире. Беларуси сильно не хватает красивых образов, связанных с нашей историей. Когда турист попадает в Италию или Грецию, он сразу погружается в мир античных легенд и мифов, с их героями и славными победами.
Наш фонд проводит анимационные экскурсии, и они пользуются огромной популярностью. Шляхетские костюмы, средневековая музыка на волынках, рыцари – все эти дополнения должны сопровождать туриста во время экскурсии в наши старинные дворцы и замки. Это позволит им более глубоко погрузиться в нашу историю, пропитаться духом нашего народа.
У многих россиян, да и (что утаивать?!) наших сограждан, сложено стереотипное мнение о «сельскости» белорусского народа. С этим мифом нужно решительно бороться. Нам не хватает элитарности. Наши предки были не только крестьянами, но и сильными воинами, рыцарями, великими полководцами, могучими королями, богатейшими магнатами. Это вдохновляет, помогает людям смелее двигаться по жизни. Если за твоей спиной многовековая история – ты богаче духовно. О тебя уже не будут вытирать ноги соседи, они будут смотреть на тебя с уважением, будут приезжать в гости впитывать великое прошлое твоей страны.
Пока мы проигрываем сражение за свою идентичность. Зарубежные источники перепечатывают литовский взгляд на прошлое этих земель. В мире Витовт известен как Витаутас, не Новогрудок, а Кернаве – как первая столица ВКЛ и место коронации Миндовга (Миндаугаса) и т.д.
- Мы пришли к тому, что туристический потенциал у нашей страны есть. Что мешает его раскрытию?
- Туристический потенциал Беларуси огромен. Это без преувеличения золотая жила! Но наш потенциал раскрыт не в полной мере. Нужно более ответственно подходить к вопросам реставрации, ведь у нас по-прежнему сносятся ценнейшие памятники архитектуры, а работы в исторических центрах часто проходят с откровенными нарушениями. Нужно не бояться тратить средства на масштабные работы по восстановлению утраченных замков, дворцов, храмов и т.д.
Огромный потенциал у сельского туризма: развитые капиталистические страны в своем большинстве уже забыли, что такое настоящая деревня, у нас это сохранилось.
Очередное наше богатство, которое сегодня не приносит и малой толики должной прибыли – природа. Мы знаем, что у нас огромное количество чистых рек и озер, непроходимых лесов и болот, но мы не развиваем инфраструктуру и до сих пор не научились рекламировать свой продукт.
Очень важное условие для работников въездного и внутреннего туризма – патриотичность. Если человек не пропитан духом нашей славной истории – то эффект будет не тот. Сегодня наше самосознание размыто. В Минске есть и улица Калиновского, и Губернский отель. Но ведь Калиновский жизнь отдал за то, чтобы Беларусь не была губернией Российской империи.
Источник: rest.ej.by
Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
0