Майя Ломидзе: мы не видим на рынке ни демпинга, ни конкуренции ради конкуренции, которые вредили устойчивости туроператоров
- По данным Минэкономразвития, внутренний туризм в этом году продолжит расти и достигнет показателя в 90 млн поездок. Увеличивается ли при этом число клиентов у туроператоров? На каких направлениях и в каких регионах их доля в общем объеме путешествий наиболее заметна и почему?
- Да, рост потока пропорциональный – то есть увеличивается как самостоятельный турпоток, так и организованный. Очевидно, что прирост у туроператоров более ощутимый на массовых направлениях – Краснодарский край, Ставропольский край, Калининград, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Несмотря на то, в среднем на направлениях массового спроса доля туроператоров выросла до 30% (исключение – Петербург и Москва, здесь доля туроператоров менее 10%), все же больше половины внутреннего туристического потока – это самостоятельные путешественники. Хотя некоторые аналитики в своих оценках долей рынка начали объединять в один сегмент туроператоров и турагрегаторы, тем не менее, даже с учетом этого, самостоятельных туристов больше.
Интересно, что доля внутреннего туризма у многопрофильных туроператоров увеличилась в несколько раз – от условных средних 5-10% в доковидный период до 30-50% сейчас.
- Существуют ли регионы, где в этом году наблюдается спад турпотока? Если да, то какие и почему?
- Если сравнивать с прошлым годом, то нет таких регионов. Динамика везде разная – где-то +5%, где-то +15%, но практически во всех регионах, так или иначе присутствующих на карте туристического спроса, есть прирост. Лидеры по динамике в организованном туризме – Москва (более 50% прирост), Санкт-Петербург (+20%), Краснодарский край (более 10%).
- Серьезно ли повлияли на спрос на Крым и Дагестан трагические события 23 июня? Как оцениваете падение бронирований и уровень аннуляций туров по обоим?
- Как ни странно, повлияли меньше, чем ожидал рынок: аннуляции были в пределах 2-3% от общего объема продаж, и при этом одновременно с отменами туров были новые бронирования. В целом операторы оценивали снижение динамики продаж по обоим направлениям порядка 20% неделя к неделе. Нельзя сказать, что сейчас продажи полностью восстановились в том объеме, который прогнозировали участники рынка до событий, произошедших в Севастополе и Дагестане, но они есть. Туроператоры считают, что, если никаких инцидентов не произойдет, спрос восстановится в июле.
- Привели ли события 23 июня к перераспределению спроса на другие направления? Например, из Крыма в Краснодарский край?
- Много было вопросов от СМИ на эту тему. Но по имеющейся у нас информации существенного перераспределения не произошло.
- Как оцениваете разработанный Минфином законопроект о введении туристического налога со ставкой 1% от стоимости проживания в 2025 г. и последующей его индексацией на 1 процентный пункт в год до 2029 г. Когда его начнут вводить все регионы, может ли это повлиять на туристический спрос?
Новая редакция законопроекта, предложенная Минфином, согласно которой туристический сбор превращается в туристический налог, вызывает много вопросов и выглядит неоднозначной.
С одной стороны, туристический налог облегчит жизнь туристам, которым сейчас приходится самим оплачивать курортный сбор при заселении, тем более что отели часто требуют плату наличными, чтобы не платить за эквайринг, а от льготников – подтверждающие документы. С другой – предполагает поэтапно повышаемую ставку налога. Предельная ставка в 2025 году составит 1% и может быть повышена до 5% к 2029 году. Логично предположить, что это вызовет рост цен на размещение, а значит, скажется на доступности туризма.
Кроме того, как считают эксперты АТОР, ставка турналога в 5% в 2029 году может оставить многие отели за пределами рентабельности, и фактически лишит большинство из них возможности модернизации номерного фонда и обновления инфраструктуры.
Важно также, на что пойдут эти средства, к слову, не самые существенные, если исходить из официальных данных о доходах коллективных средств размещения. Потребность в дополнительных поступлениях в муниципальные бюджеты, безусловно, есть. И для регионов с большим турпотоком и большой нагрузкой на местную инфраструктуру туристический налог может решить проблемы с вывозом мусора, уборкой территорий, озеленением. В таком случае туристы увидят, куда идет уплаченный ими налог. Но по прочтении этого документа нельзя сделать гарантированный вывод про цели расходования нового налога.
- Как оценивают туроператоры летний сезон-2024 на зарубежных рынках? Будет ли у них в этом году больше клиентов, чем год назад? От каких стран можно ожидать наибольшего прироста?
- Сейчас уже середина сезона, и можно сказать, что в целом он неплохой. Чуть хуже ожиданий по некоторым направлениям, но тем не менее по итогам лета в среднем по всем направлениям ожидается прирост около 15%. Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом прогнозируется в Таиланде и Египте – оценочно порядка 20-22%.
- По оценке некоторых членов АТОР, Турция продается плохо, а другие говорят, что продажи идут отлично и отели заполнены почти на 100%. По вашим данным, насколько в этом году сбалансированы цены и спрос на турецкий продукт?
- Турция в этом сезоне продается неровно – активные продажи по акциям раннего бронирования весной сменились замедлением динамики после майских праздников. В июне тенденция сохранилась, и многие турецкие партнеры не стали поднимать цены на июль. Традиционно в пик сезона, начиная с середины июля, стоимость размещения увеличивается на 15-25%. В этом году сезонное подорожание есть лишь у части отелей. Более того, некоторые даже снижают стоимость и выпускают спецпредложения для того, чтобы сдержать снижение спроса. Так, 10-дневный тур в июле с вылетом из Москвы с размещением в относительной бюджетной гостинице 4* стоит в среднем 150-170 тыс. на двоих. Именно такие отели среднего ценового сегмента практические не повысили цены на июль. В то же время туры с размещением в качественных 5* отелях в июле будут стоить от 300 тыс. на двоих.
- Удастся ли в этом году Турции превзойти результат прошлого года? Могут ли ей в этом помешать лесные пожары, забастовки диспетчеров в Анталье, стычки с мигрантами и другие подобные события?
- На спрос на Турцию не влияют ни забастовки, ни пожары, - только цены. При этом даже если турпоток на этом направлении вдруг будет падать в каких-то неожиданных масштабах, что маловероятно, Турция все равно останется направлением номер 1 в выездном туризме – слишком большой отрыв от других стран по количеству посещений российскими туристами. Для сравнения, по прогнозам Турция за лето примет около 3 млн российских туристов, ОАЭ и Египет – около 300 тыс., Таиланд – более 250 тыс.
- Насколько туроператоры сегодня чувствуют себя устойчиво? Возможны ли повторения банкротств, которые рынок переживал в 2010-х годах, таких как уход "Капитал Тур", "Натали Турс", "Невы", "Лабиринта", "Южного креста" и других достаточно крупных компаний. Почему мы не видели крупных банкротств в ходе пандемии, несмотря на остановку деятельности туроператоров на несколько месяцев?
- Бизнес довольно оперативно и жестко отреагировал на пандемийный шок. Поскольку была полная неопределенность, практически все провели оптимизацию и в период постепенного снятия ковидных ограничений придерживались тактики осторожного планирования объемов продаж. Да и планирование было очень краткосрочным. В результате в целом весь операторский сегмент выработал высокую маневренность. Ведь практически все банкротства, за редким исключением, были связаны с перепроизводством, со стремлением занять бОльшую долю рынка на популярных направлениях. В пандемию и сразу после нее тактика и стратегия поменялись, и сейчас мы не видим на рынке ни демпинга, ни конкуренции ради конкуренции, которая по сути вредила устойчивости компаний. Ну и нельзя не отметить роль господдержки, которая была в 2020-2021 гг. – отсрочки по обязательствам перед туристами, отсрочка по ряду обязательных платежей, стимулирование спроса в виде туристического кешбэка и т.д. Это была беспрецедентная история, которая, безусловно, многим помогла пережить кризисный период.
- Гарантирует ли существующая система защиты туристов вывоз их из-за рубежа и полный возврат денег? По вашей оценке, нужно ли ее менять и в какую сторону?
- Это давняя дискуссия. И если еще в 2019 году отрасль говорила о том, что закон устарел и не учитывает реалии рынка, то теперь это тем более очевидно. И, возможно, изменения отраслевого закона должны затрагивать не только и не столько защиту прав потребителей, но и принципиально другие векторы регулирования участников рынка. Эти векторы пока обсуждаются.
- Повысило ли введение "Электронной путевки" для туроператоров по выездному туризму в 2023 году защищенность туристов? Можно ли говорить, что, несмотря на все опасения, туркомпании пережили ее внедрение и приспособились?
- Перед ГИС "Электронная путевка", насколько я могу судить, стоят иные задачи, скорее аналитические: оценка объема реализуемых турпакетов. На защищенность туристов она не влияет. Поскольку разные аспекты работы в этой системе пока меняются, - появляются новые требования к безопасности и аттестации рабочих мест и т.д, - я бы сказала, что операторы пока в процессе полного встраивания в систему.
- Получится ли у туроператоров по внутреннему и въездному туризму приспособиться после 1 сентября?
- Сложный вопрос. Целесообразность подключения к "Электронной путевке" туроператоров по выездному туризму вызывает очень большие сомнения. Туроператоры по внутреннему туризму пока готовятся к 1 сентября. Главная сложность – не техническая, а финансовая, так как и ручной ввод данных, и автоматизированная передача требуют дополнительных затрат. Причем для многих маленьких и средних компаний эти затраты существенные. Я уже не говорю о получении сертификатов соответствия требованиям безопасности и аттестации рабочих мест. По разным подсчетам, каждому туроператору придется потратить от 600 тыс. до 1-1,5 млн.
- Какие направления деятельности АТОР вы считаете наиболее важными для развития туристического рынка в России?
- Основные приоритеты не поменялись. Наша задача – отстаивание интересов туроператорского сообщества и, соответственно, диалог с регулятором и другими структурами, от которых зависит регулирование и устойчивость туроператорского сегмента. Еще одно важное направление – это практическая экспертиза в развитии внутреннего и въездного туризма. И наши компетенции в этом очень выросли благодаря работе в Экспертном совете по определению Национальных туристических маршрутов.
- Что дает регионам разработка и вывод на рынок национальных туристических маршрутов?
- Национальные туристические маршруты – это инструмент по увеличению туристического потока и возможность развития инфраструктуры. Использует ли регион по назначению этот инструмент – зависит только от самого региона. Архангельская область, например, использовала по полной программе: поток увеличился не только на самом маршруте "Здесь начинается Арктика", но и на других маршрутах. Тюменская область – еще один пример, как с помощью национального маршрута регион полностью перезагрузил все подходы к развитию туризма и вышел на совершенно другой уровень уже с точки зрения инвестиционной привлекательности. Самарская область также по максимуму использовала свой маршрут "Жигулевские выходные", сделав его по сути паровозом для создания других туристических программ.
Цель у таких маршрутов одна – создание продукта, который будет востребован на массовом или относительно массовом рынке. И, как следствие, активизация не только туристического бизнеса, но и предпринимателей из смежных отраслей, которые смогут зарабатывать на росте турпотока.
- Как вы оцениваете меры господдержки отрасли, предпринимаемые Минэкономразвития? Какие меры по развитию внутреннего туризма АТОР считает первоочередными, совпадают ли они с теми, которые рассматривает как наиболее важные государство?
- Сейчас все усилия государства и Минэкономразвития направлены на создание инфраструктуры, что логично: спрос растет органически, а значит нужно расширять предложение. В пик сезона, в июле-августе, нет мест совсем во многих регионах, особенно с ярко выраженной сезонностью. Естественно, когда потенциальный спрос превышает предложение, растут цены. Поэтому увеличение количества гостиниц, парков развлечений и других объектов, по замыслу, должно увеличить и конкуренцию и повлиять в конечном итоге на стоимость. Да и сезонность можно нивелировать, если создать такие точки притяжения, которые интересны туристам не только летом.
Парадоксально, но даже при таком органическом росте спроса на отдых внутри страны, внутреннему туризму не хватает продвижения. Вдумчивого, позволяющего управлять потоками и распределять туристические потоки между регионами, опять-таки с учетом сезонности. Продвижения, может быть, даже создающего моду на какие-то направления или виды отдыха.
И еще не могу не отметить, что при явных мощных усилиях государства на цифровизацию всей отрасли, порой создается ощущение, что не учитывается крайне низкий уровень цифровизации в регионах. То есть это еще одно важное направление работы – повышение цифровой грамотности.
А реализация этой задачи невозможна, на мой взгляд, без привлечения молодого поколения в туристический бизнес. И тут же возникает еще одно направление для приложения сил государства – повышение престижности работы в туризме.
Резюмируя – в целом все очень неплохо, но точно есть еще чем заниматься, причем прямо сейчас, а не завтра.
Автор Юлия Батырь