USD: 96.1079
EUR: 105.6891

Россия, которую мы обрели

«По богатству туристских ресурсов наша страна могла бы считаться чемпионом  мира, но ее  туристский потенциал ещё находится на стадии формирования», - считает гость редакции Маргарита Немоляева, кандидат экономических наук, доцент, руководитель группы компаний «Отель-эксперт»
Россия, которую мы обрели

Популярная когда-то книга Маргариты Немоляевой, изданная еще во времена СССР, переведённая на чешский язык и переизданная в бывшей Чехословакии, называлась «Международный туризм: вчера, сегодня, завтра».

В начале 90-х, когда молодого автора, принимали в Академию туризма в Санкт- Петербурге, к ней подошел седовласый чиновник и, всплеснув руками, воскликнул: «Немоляева, это же живой классик! Я по вашим книгам учился…» Как не странно это было услышать, вспоминает теперь Маргарита Эдуардовна, чиновник ведь ей «в отцы годился»,но приятно: лишний раз доказывало, что книгу читали «наверху».

Свою диссертацию о роли туризма в экономике страны, она защищала больше десяти лет - защиту все время переносили и откладывали, мол, тема «недиссертабельная». На предзащите ученые мужи в один голос заявили: «Ну, какое значение туризм может иметь для экономики страны?» Хотя диссертация была написана на примере Франции, и в ней дан был четкий анализ того, как туризм оказывал немаловажное воздействие и на состояние платёжного баланса, и на региональное развитие, и на решение проблемы занятости. А у нас в стране сам термин «туризм» воспринимался узко - как поход с тяжелым рюкзаком за плечами. И это было очень странным, если учесть, что предзащита проходила в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР.

С той поры много воды утекло. Страна пережила бум выездного туризма. Российский турист объездил весь земной шар, стал опытным и привередливым, и сегодня хорошо представляет, каким должен быть отдых у себя дома.

В 2022 году для россиян фактически закрылись многие зарубежные направления, были введены ограничения оплаты товаров и услуг за границей, затруднено авиасообщение и процесс получения виз. Все это, по мнению Маргариты Немоляевой, неизбежно вызовет бурный рост путешествий внутри России.

- Маргарита Эдуардовна, как вы считаете, мы готовы к этому?

- Многие страны мечтали бы о развитии внутреннего туризма, но их туристские ресурсы не так разнообразны. К примеру, немцам, чтобы искупаться в тёплом море, нужно обязательно ехать в другую страну, поскольку своего тёплого моря в Германии нет! А в США при большой территории и наличии морей и океанов, нет старинных архитектурных памятников, поскольку страна слишком молодая. У нас, в огромной по территории стране, с более чем тысячелетней историей и обширной географией, есть всё, что может заинтересовать туристов - и древние памятники, и архитектурные шедевры, и горы, и реки, и тёплое море, и леса, а также «святые места», которые всегда привлекают группы паломников. Все это по-научному называется «туристские ресурсы». Иными словами, всё то, что может служить мотивацией для совершения туристского путешествия.

Но есть еще понятие «туристский потенциал». Это сочетание ресурсов и возможностей для их использования, доступность, освоенность тех же ресурсов, наличие всей необходимой инфраструктуры, кадры, транспорт, средства размещения…

От туристского потенциала каждой территории зависит ее успех на туристском рынке. У нас, в силу разных причин, в том числе и потому, что последние два десятилетия мы массово выезжали на отдых за границу, всецело увлекшись выездным туризмом, внутренний потенциал сегодня еще слаб. Туриндустрия в России запаздывает в развитии по сравнению с европейскими странами и Соединёнными Штатами Америки. И вот теперь, наконец-то, есть стимул все наверстать.

Мне под новый год звонила знакомая из Швейцарии, соболезновала: у вас, говорит она, гостиницы, наверное, разоряются, туристы к вам не едут. Да, что вы, отвечаю ей, отели заполнены и рестораны не пустуют. В отличии от той же Швейцарии, у нас своих туристов много!

Европейцам это понять трудно. Ну, о каком внутреннем туризме можно говорить, например, в странах Бенилюкс, если там на трамвае поедешь, задумаешься, и ты уже в другой стране!

Разрыв между представлениями о России на Западе и тем, что есть на самом деле, огромен. Как известно, там хорошо продаётся только негативная информация, а позитивная непременно воспринимается как пропаганда или, в лучшем случае, реклама. У нас, повторяю, огромные туристские ресурсы - то, что может служить мотивацией для путешествия.

-Но, добраться до заветного места, переночевать, поесть – это, подчас, целая история, и стоит недешево…Про это, ведь, Владимир Путин говорил осенью на президиуме Госсовета по туризму?

- Да, президент ясно поставил перед правительством задачу сделать все необходимое, чтобы для всех стали доступны самые широкие возможности для путешествий, укрепления здоровья. В том числе, и речной круизный туризм, и поездки на Дальний Восток и Русский Север.

Традиционно самым большим спросом у туристов не только в нашей стране, но и в других странах, пользуется отдых на море. Речь идёт о рекреационном туризме. Правительству поручено тщательно проработать вопросы создания новых крупных федеральных курортов, которые, естественно, должны стать всесезонными, оснащаться теплыми бассейнами, банными оздоровительными комплексами, чтобы можно было комфортно отдыхать круглый год, а не только летом, и даже в ненастную погоду, можно было наслаждаться отдыхом. 

- Вы занимаетесь вот уже двадцатый год оказанием консалтинговых услуг и, в частности, классификацией гостиниц. Правда ли, что активный отдых на природе–второй после отдыха на море по популярности в рекреационном туризме?

- Действительно, так. Предстоит еще обустроить тысячи пеших троп, кемпинги, которые должны быть доступны для широкого потребителя. Нужно стимулировать строительство быстровозводимых отелей по модульным технологиям, глэмпингов с применением быстро возводимых конструкций.

Я постоянно работаю с отельерами, проводя классификацию объектов размещения, и вижу, как оживился сегодня спрос на загородные клубы и гостиницы. Это, ведь, удобно - сел в такси, и через полчаса ты на природе!

Такие загородные клубы напоминают «Центры релакса» в Японии, которые существуют в каждом регионе, при том, что когда едешь по Японии, то создаётся ощущение, что вся страна- один огромный город, поскольку там, где заканчивается одно поселение, тут же начинается другое. Учитывая это, и создавались эти «Центры релакса», заменяющие японцам отдых на природе.

Не надо забывать, что в сегодняшней России основу индустрии гостеприимства составляют небольшие отели, средний номерной фонд которых порядка 25–50 номеров. Поэтому предстоит большая задача – строительство хороших, современных гостиниц, модернизация старых объектов, возрождение исторических усадеб.

- Что нового вы открыли для себя в ушедшем году?

- Вы, конечно, улыбнетесь, но мы с мужем, будучи коренными москвичами, неожиданно открыли для себя удивительный познавательный тур в…Москву. Да- да, из Москвы – в Москву! Так получилось, что у нас в квартире был ремонт, и мы решили отдохнуть, переселившись на несколько дней в гостиницу. Казалось бы, я бывший гид, знаю Москву наизусть, но тут впервые взглянула на родную столицу глазами свободного от хлопот туриста, который отдыхает и наслаждается экскурсиями. Скажу вам, по впечатлениям, это лучшее из моих последних путешествий. И оно - из Москвы в Москву!

Людьми всегда будет двигать стремление к перемене мест. По своему содержанию туризм весьма разнообразен - оздоровительный, познавательный, паломнический, спортивный… Все время рождаются новые его виды. И чем больше будет поездок внутри страны, тем лучше для экономики.

Ведь известно, что туристский баланс, это сочетание доходов от въездного туризма, что называют «невидимым экспортом впечатлений» и затрат на выездной туризм, то есть поездки за рубеж, которые относятся к операциям «по импорту». Положительное сальдо, и это мы видим на примере многих государств, может оказывать большое влияние на общее состояние платёжного баланса страны. Учитывая тот факт, что внутренний туризм активно замещает часть выездного туризма, и так же, как въездной, способствует улучшению платёжного баланса страны, это повышает его экономическое значение в целом.

Россия всегда казалась загадкой, вызывала интерес. Помните, как Маяковский ярко писал про «краснокожую паспортину»: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!» Важно, чтобы гордость за отечество, любовь и глубокий интерес к туристским путешествиям воспитывался у молодых россиян. Тогда можно быть спокойным за будущее индустрии туризма в нашей стране.

Беседовал Олег ЗЛОБИН

Фото РОСМИПРЕСС

Также в рубрике
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0
На фоне роста внутреннего туризма в России появляется новая инфраструктура, открываются современные отели, причем не только на морских курортах, но и в других регионах страны. О том, как сделать гостиничный бизнес прибыльным, почему популярность глэмпингов ненадолго, и чем выгоден отдых в отелях «все включено», порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов
 0