USD:
EUR:

Алексей Немерюк: Наши кафе и рестораны выдержали натиск иностранных футбольных болельщиков

Болельщиков из Европы не испугал даже дождь — нужно не только посетить матч, но и успеть купить сувениры
Алексей Немерюк: Наши кафе и рестораны выдержали натиск иностранных футбольных болельщиков
Футбольный матч между Англией и Хорватией, который прошел 11 июля, вновь вывел на улицы болельщиков. Никольская стала эпицентром гуляний, продемонстрировав привычный рекорд продаж.

Вторая полуфинальная игра, проходившая в Москве, собрала фанатов из разных стран мира. К экранам телевизоров прильнули фанаты, и даже домохозяйки не пошли в магазин за продуктами. Это удивительная тенденция, признал в интервью «Вечерней Москве» министр столичного правительства, руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. В эфире сетевого вещания «ВМ» он отметил, что мировое первенство объединило миллионы людей, за исходами матчей следили все — приехавшие из разных стран болельщики и местные жители. Никого не оставили равнодушными состязания за выход в следующий этап чемпионата.

ОЩУТИТЬ ПЕРЕМЕНЫ

— Алексей Алексеевич, как Москва готовилась к приему гостей, игроков? 

— Россия готовилась к этому событию несколько лет. Болельщикам, приезжающим из разных уголков планеты, нравятся и Нижний Новгород, и Казань, и Сочи, и Санкт-Петербург, и другие города, принимающие матчи мундиаля. Москва как следует постаралась, четыре года столичные площади, улицы и скверы преображались. Изменялись общественные пространства: вместо паутины проводов, аляпистой рекламы, некрасивых вывесок появлялись небо и отреставрированные фасады исторических зданий. Открывались новые виды, смотровые площадки. Создание комфортной городской среды мотивировало рестораторов и ретейлеров открывать новые точки. В центре стало больше магазинов, летних веранд, ресторанов, кафе.

— Эта тенденция связана именно с проведением чемпионата мира по футболу? 

— Эта работа была проделана в первую очередь для горожан. Согласитесь, что это как минимум удобно: в любое время года вы можете выбрать заведение на любой вкус: с блюдами русской, европейской, азиатской кухни. Все это создавалось не один день, месяц или даже год. Не появилось это по мановению волшебной палочки и к самому чемпионату мира по футболу. За последние годы была проделана колоссальная работа, в которой поучаствовали сами жители, команда мэра Москвы Сергея Собянина, бизнес. Конечно, мундиаль также внес свои коррективы. Появились негласные фан-зоны. Никто не ожидал, что все болельщики придут на Никольскую, а сама улица станет круглосуточным центром гуляний.

РЕСТОРАТОРЫ СПРАВИЛИСЬ

— Рестораторы, наверное, первыми почувствовали все бонусы проходящего чемпионата мира по футболу. Они преимущественно ведь в плюсе? 

— Да, это так. На той же Никольской кафе и рестораны выдержали натиск туристов. В среднем их оборот увеличился вдвое, и это самая скромная оценка. Хотя некоторые позиции в заведениях принесли восьми-, а то и десяти- и даже двадцатикратный доход их владельцам. Это касается конкретных позиций товаров и предложенных гостям Москвы блюд.

— Но есть и обратная статистика? Кто-то остался в минусе? 

— Такая статистика есть, хотя она не может быть однозначно отрицательной. К примеру, на Усачевском рынке, расположенном в непосредственной близости к стадиону «Лужники» — эпицентру мирового первенства по футболу, поток гостей сократился, а не вырос. Причиной были перекрытия улиц. Однако благодаря проведенной ранее реконструкции там была создана комфортная фуд-зона. Здесь предлагались различные разносолы, повара варили каши, которые пользовались популярностью у гостей Усачевского рынка. Это дало свой плюс к доходам этой точки. Есть еще один пример — в расположенном неподалеку от рынка баре приток гостей, напротив, увеличился в среднем на 50 процентов. Основной пик посещаемости был в первые 10–12 дней, до 1/8 финала, после значительно сократилось количество иностранцев, так как многие известные команды уже покинули Россию. Также большой плюс в том, что туристы никуда не спешат, независимо от дня недели, будни или выходные, появился новый поток гостей: если в будни к полуночи заведение уже пустовало, то во время чемпионата мира по футболу в понедельник заполняемость выше, чем в выходные. Самый актуальный напиток — пиво, при этом туристы предпочитают местное, а не иностранное.

ЩИ ДА КАША

— А еда? Какими гастрономическими изысками удивляли иностранцев? 

— Когда мы приезжаем в другую страну, у нас есть желание попробовать национальные блюда. Не исключение и чемпионат мира по футболу. В Москве огромное количество ресторанов — свыше десяти тысяч, в меню которых самые разные предложения на любой вкус. Популярными стали блюда именно русской кухни — окрошка, пироги, морсы, квас. Те же испанцы с удовольствием меняли гаспачо на нашу окрошку. Пользовались популярностью и каши — гречневая, перловая. Хотя эти блюда у иностранцев не в ходу. Англичане любят овсянку, но это исключение, нежели правило у зарубежных гостей. Понравились болельщикам на завтрак ряженка, кефир — кисломолочная продукция оказалась востребованной.

— А алкоголь? Пить стали больше? 

— Главный футбольный напиток — пиво — стали покупать на 20 процентов больше, хотя в некоторых магазинах и заведениях отмечается многократный рост продаж. Крепкий алкоголь стали употреблять гораздо реже в течение этого месяца.

ПЕРЕД ЗЕРКАЛАМИ

— В магазинах всего хватало? У некоторых иностранцев было предубеждение — в России не хватает продуктов.

— Хватало абсолютно всего, никаких проблем с продуктами не было. Но во время игры о закупках не думали: вне зависимости от региона и часового пояса продажи всех групп товаров падали во время матчей на 15–20 процентов. Люди оставались перед экранами и до окончания матча никуда не выходили.

— А до начала матча? 

— И такая статистика у нас тоже есть. Магазины отмечали рост продаж продуктов питания за два часа до начала трансляций. Привычная картина: муж готовится к просмотру матча, заранее все купил, жена сервировала стол. Исследование показало: к экранам прильнули и домохозяйки, которые чаще мужчин совершают покупки. За нашу команду болели все. В другие будние дни ситуация выравнивалась, и за покупками в магазины приходили как обычно.

— Есть какие-то цифры такой занимательной математики? 

— К примеру, во время матча Россия — Хорватия продажи в магазинах упали на 18 процентов. При этом до игры число покупок выросло на девять процентов. В другом городе чемпионата — Сочи — на 55 процентов.

— Алексей Алексеевич, а динамика продаж как-то менялась в зависимости от конкретного матча? 

— Мы наблюдали одну тенденцию: немалая часть потребителей смотрела футбол, и им было не до покупок. Первый матч, когда Россия играла с Саудовской Аравией, поспособствовал сокращению числа продаж на 14 процентов. А вот за два часа до игры покупок было совершено всего на два процента больше. Более интересными выглядят показатели, когда наша сборная играла с командой Испании. С 17 до 19 часов зафиксировано снижение количества проданных товаров на десять процентов. А за два часа до матча количество проданных товаров в столице и в целом в Московском регионе выросло вдвое.

— А после матча люди идут в магазин? 

— Через два часа после игры 1 июля количество покупок продолжало расти, увеличившись на 16 процентов. Эти данные показывают, что игра сборных России и Испании стала для находящихся в Москве и регионе граждан наиболее привлекательной.

— Какая статистика по стадионам? Сколько съели и выпили болельщики на аренах? 

— Есть данные по групповым этапам. На «Спартаке» реализованных позиций общепита насчитали 411,5 тысячи единиц, в «Лужниках» — почти 672 тысячи позиций.

— Чемпионат мира по футболу даст толчок развитию общепита и ретейла Москвы? Или добавленные торговые площади в столице после окончания мундиаля будут пустовать? 

— Мы видим, что созданная инфраструктура оказалась как раз впору Москве. Улицы после чемпионата не будут пустыми. Вспомните фестивали. Ежегодно мы проводим от 9 до 12 знаковых мероприятий, на которые собираются миллионы горожан и туристов. Мундиаль даст возможность иностранцам узнать Москву, ее центр, перестать думать, что у нас не хватает продуктов, а главные символы — это медведи, лапти и балалайка. Зарубежные гости видят благоустроенные пространства, цивилизованную торговлю, комфортные улицы, на которых приятно гулять или сидеть в кафе. Событийный календарь столицы получит новое прочтение у приезжающих к нам.  

СПРАВКА

Алексей Алексеевич Немерюк родился 28 апреля 1975 года. В 1996 году окончил Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ; в 1997 году — Высшую школу международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ. С 1997 по 2003 год работал в коммерческих структурах. С 2003 по 2004 год — заместитель главы управы района Крюково. С 2004 по 2012 год — зампрефекта Зеленограда. 20 апреля 2012 года назначен на должность руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы.

КСТАТИ

Особенно активно за игрой между Россией и Хорватией следили в Краснодарском крае и Сочи, где и прошел сам матч. Во время игры снижение продаж различных товаров составило 11 процентов, а за два часа до него — зафиксирован рост числа покупок на 26 процентов. Потребительская активность в Сочи во время матча не угасала: во время игры объем покупок в городе увеличился на 30 процентов, а за два часа и вовсе был рост на 55 процентов. Прибывшие в город болельщики были щедрыми целый день.  

Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
 0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0