USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Покорители Уральских гор

Организатор походов, фрирайдер и спортсменка о подъемах на горные вершины Урала

Екатеринбург лежит в ложбине между горными Северным и Южным Уралом. Отсюда удобно ходить в небольшие зимние походы, особенно в каникулы — есть время уехать подальше от города, не торопясь, подняться на вершину, посмотреть на зимний лес с высоты, переночевать на природе и вернуться к городской жизни. Для такой вылазки не нужно быть профессиональным туристом, но лучше, если в компании будет человек, у которого за плечами не одна вершина. The Village встретился с любителями зимних походов по Уралу из Екатеринбурга, которые каждые выходные сбегают из города и идут туда, куда зовет сердце, — в горы.

Все началось в третьем классе, когда родители записали меня в кружок водного туризма в школе. Летом мы плавали на каяках и катамаранах по Алтаю, Башкирии и Байкалу, а зимой ходили в походы по Уралу. По зачетной книжке я кандидат в мастера спорта по водному туризму. Не знаю, как так получилось, я просто занимался тем, что мне нравилось.

Когда переехал в Екатеринбург, я встретился с друзьями из родного города, и мы решили водить людей в походы. У меня тогда было мало знакомых, я много работал и нужна была отдушина. Придумали название «Знай Урал!», сделали группу «ВКонтакте» и начали набирать людей. Я несколько раз бывал как минимум на 15-ти уральских вершинах: Зюраткуле, Таганае, Иремеле, Конжаке, Сугомаке, Круглице, Двуглавой. Со «Знай Уралом» мы неплохо зарабатывали — по 20 тысяч рублей за выходные. Эти походы были всем для меня, я получал красоту, физическую нагрузку и был душой компании.

Самым сложным для меня стал новогодний поход на Конжак в прошлом году. Мы поднимались на полтора километра наверх в 30-градусный мороз. Группа наполовину состояла из новичков, которые не были готовы к таким условиям. На морозе сломался пластиковый топор, не было зимних спальников, дежурные засыпали и костер гас, ребята спали во льду и реально стучали зубами от холода. Я бы не хотел такое повторить.

Сейчас ищу группу, чтобы сходить на Ямантау. Это запретная гора, где находится закрытый военный город. На вершине горы — вертолетная площадка. По слухам, она принадлежит президенту, а под горой находится его бункер. Согласно легенде, там чужаков расстреливают без предупреждения.

На морозе сломался пластиковый топор, не было зимних спальников, дежурные засыпали и костер гас, ребята спали во льду и реально стучали зубами от холода. Я бы не хотел такое повторить

Каждые выходные уезжаю из Екатеринбурга. В городе мне особенно нечем заниматься, и, когда сильно не хватает красоты, — я еду один на весь день. Подниматься в гору — довольно тупое занятие. Ты просто шагаешь наверх и не понимаешь, зачем. Только когда оказываешься наверху, голова начинает работать по-другому и сознание расширяется. Природа награждает тебя невероятным видом за старания.

Походы делают тебя готовым ко всему. Сейчас у меня дома слабое отопление, и мне нормально — я спокойно сплю в холоде. Я могу помыть тело, голову и почистить зубы одной полторашкой воды. Ради классного похода в горы могу пожертвовать карьерой. Знаю, что звучит как речь сумасшедшего, но горы реально дают мне силу, на горе могу не спать по трое суток и не уставать. Если бы гора была женщиной, я бы занялся с ней любовью.

Что надеть в однодневный поход

Обычную горнолыжную одежду. Термобелье лучше купить в профессиональном магазине, остальное можно взять в «Декатлоне». На ноги — трекинговую зимнюю обувь, на термобелье — флисовую кофту. Добавить варежки и теплую шапку.

Что положить в рюкзак

Спички, топор, термос с кипятком, термокружку с сухим чаем, орехи, цукаты, конфеты, нож, фонарик, запасные батареи (хранить в тепле), бельевую веревку, чтобы сушить вещи, грелку для рук, шерстяные носки, тушенку, гречку, рис, сахар, сгущенку, печенье, алкоголь. Свежий хлеб лучше купить в ближайшей к горе деревне.

Куда подняться

Иремель в Башкортостане — вторая по высоте гора на Южном Урале, место силы, где нужно побывать каждому. После подъема на нее я начал писать стихи, хотя ненавижу поэзию. В деревне Тюлюк нужно заранее забронировать кемпинг. От Екатеринбурга до точки ехать шесть часов. Рекомендую переночевать в гостевом доме «Божьи коровки» — очень необычное место.

Деревня окружена горами: вечером стоит погулять, поужинать и лечь спать, а утром после завтрака спросить у местных, где тропа наверх. За отдельную плату могут они подвезти вас на шесть километров вверх на снегоходе или уазике. Дальше подъем будет жестким и сложным и займет 4–5 часов. Перед вершиной стоит сделать закладку с едой, чтобы не поднимать лишний груз, а наверху устроить привал. Обратно спускаться придется по темноте. Если ночуете в деревне, закажите баню. Если не боитесь — выходите затемно, чтобы встретить рассвет на горе.

Антон Курочкин

Руководитель отдела маркетинга и продаж

Путешествовать по родным краям я начал 15 лет назад. Мы с друзьями поначалу ездили на попсовые места, например, в парк «Оленьи ручьи» и на Тальков камень. Там красиво, но очень много людей. Обычно места, до которых можно добраться на машине, превращаются в гоп-дискотеку с пузатыми мужчинами у мангалов, водкой и криками до утра. А хотелось отдыхать аутентично. Поэтому мы стали искать тайные тропы и безлюдные маршруты. Это особый челендж — отыскать такие места на Урале, о которых никто не знает и которых нет в путеводителях.

Чтобы найти безлюдье, надо постараться. Иногда тропы подсказывают местные жители, некоторые треки есть в навигаторах Мaps.me, «Викимапии» и «Байкмэпе». Но не всегда отмеченные там маршруты существуют на самом деле — иногда приходится пробираться по шею в траве. В непролазную глушь мы стараемся не соваться — можно заблудиться. О найденных местах никому не рассказываем, максимум — фотография без геопозиции. Необычные маршруты можно проложить рядом с популярными горами. Например, вокруг Таганая есть горки с красивыми вьюпойнтом с видом на главную вершину.

Зимой я занимаюсь аутентичным сноубордингом и хожу в лес с друзьями, чтобы спуститься по некатанному снегу. Это называется «бэккантри фрирайд» — когда ты приезжаешь в предгорье, ставишь шатер, оставляешь в лагере большой рюкзак и поднимаешься на высоту , а после спускаешься оттуда на сноуборде три-четыре раза.

Подниматься со сноубордом по лесу психологически и физически тяжело. Если идти без снегоступов — шагаешь по пояс в снегу и думаешь: «Зачем мне все это?» Первое время я проклинал все на свете, а потом закалился, у меня открылось второе дыхание, и я стал получать кайф.

Когда спускаешься по девственному склону, чувствуешь себя серфером. Ты играешь сам с собой, прокладывая путь. Для профессионалов это единственный способ получить адреналин: ты можешь оказаться перед обрывом или угодить в снежную ловушку под ель.

На Урале есть несколько основных точек для бэккантри: Качканар, склоны на Белой вдали от подъемников, Конжак, Кваркуш, база «Звезда» на Северном Урале, окрестности парка Зюраткуль. В Екатеринбурге много красивых диких мест на природе, куда можно добраться за 20 минут. Мы с женой стараемся каждые выходные куда-нибудь выезжать, хотя бы на Чертово Городище. Это интереснее, чем лежать на диване.

Что надеть на бэккантри фрирайд

Тонкую шапку, легкую мембранную куртку и штаны, термобелье, флисовую кофту, легкие перчатки и перчатки для катания, палки, маску, шлем, защитные шорты с накладками.

Что взять с собой

Теплый шатер с печкой, надувной или туристический коврик, спальник, туристические палки с большими кольцами, снегоступы или сплитборд, рации, пуховик для лагеря, термос, воду, аптечку,  сникерс, орехи, сухофрукты, копченую колбасу, большой и маленький рюкзаки, еду, которую можно приготовить на костре.

Куда сходить

Гора Сугомак рядом с городом Кыштым в Челябинской области. К подножию легко подъехать на машине. Внизу есть Сугомакская пещера. Подъем наверх несложный, вниз можно спуститься на сноуборде вдоль тропы. От тропы лучше далеко не уезжать, чтобы не заблудиться и не идти долго по снегу до лагеря.

Маша Монжен

SMM-менеджер

Мне с детства нравилось гулять с родителями по замерзшим озерам и бродить по зимнему лесу. Но когда я сохраняла на компьютер картинки с палатками на природе, даже и не думала, что это станет серьезным увлечением.

Три года назад я была в отношениях с человеком, который как-то утром проснулся и сказал: «Хочу заниматься туризмом». Мы начали тусоваться с ребятами, которые организуют в Екатеринбурге походы. Городские туристические сообщества можно разделить на лютых туристов-спортсменов, и тех, кто отправляется в походы ради удовольствия. Я побывала и там и там. Сначала был лайт-туризм с моими друзьями из движения «Уралотрип». Мы чиллили на природе каждые выходные, поднимались на горы, ставили палатку, готовили пиццу на костре и слушали музыку.

После расставания компания развалилась, а я осталась одна. Желание выбираться из города никуда не делось, но не было ни спутников, ни машины. В этот момент я познакомилась с походниками-спортсменами из школы Леонида Александрова, где учат лыжной технике и альпинизму. Там я сдавала экзамены по физподготовке, много бегала, отрабатывала самовылаз из расщелины, вязала узлы. Два с половиной месяца я готовилась к походу второй категории сложности на Алтай. У меня болело все тело, потому что подобных нагрузок я не испытывала никогда.

Спортивный туризм совсем не похож на вылазки с друзьями: здесь ты не ноешь и не просишь остановиться, просто потому что кончились силы. Мы поднимаемся наверх на горных лыжах с другими креплениями. На этих лыжах тяжело тормозить; я постоянно падала и набирала снег в штаны. Подняться после кувырка, когда ты 49-килограммовая девочка с 26-килограммовым рюкзаком за спиной, практически нереально.

От холода и неразношенной обуви под ногтем на ноге появилась гнойная гематома. Пришлось в шатре делать разрез и выпускать гной

Под конец первого дня в походе у меня отключалось сознание от усталости. От холода и неразношенной обуви под ногтем на ноге появилась гнойная гематома. Пришлось в шатре делать разрез и выпускать гной. Каждое утро я со слезами надевала ботинки, пила обезболивающее, а по ночам не могла уснуть и просыпалась от любого соприкосновения пальца с тканью. В последние дни все стало очень плохо, и как только мы вернулись в город, меня повезли в больницу. Тогда у меня сошли два ногтя.

Несколько месяцев я приходила в себя после этого похода, но потом отправилась на маршрут третьей категории сложности. Когда ты начинаешь угорать за спортивный туризм, мировоззрение меняется — хочется, чтобы все было тяжело и через боль. Я давно размышляю о том, почему мне это нравится, и все-таки до конца не могу разобраться.

В походе в голову не лезут городские глупости, ты никем не притворяешься, не разговариваешь о ерунде, у тебя только три цели: пройти маршрут, поесть, поспать. Ты просто ощущаешь кайф от чистого сознания. Левой-правой, левой-правой, и все в голове встает на свои места. Урал для меня — возможность быть самой собой. Времена года отражают каждое состояние человека. Зимой ты дурачишься в снегу, летом нежишься на солнце. Тут есть все.

Как экипироваться

Термобелье, быстросохнущие или мембранные штаны, ботинки с закрытым голенищем, фонарики на обувь, флисовые носки и кофта, мембранная куртка или анорак, манишка или воротник, шапка и несколько комплектов перчаток.

Что взять с собой

В аптечку положить бинты, обезболивающее в таблетках или ампулах, пластырь, спрей от горла. В рюкзак — термос с чаем, налобный фонарик, запасные носки, карамельки, шоколадные конфеты, орехи, сухарики, порезанные колбасу и сыр.

Куда сходить

Мне нравится маршрут на Старик-Камень в Веселых горах. Там очень красиво и зимой и летом. Чтобы добраться до горы, нужно ехать 150 километров в сторону горы Белой под Нижним Тагилом. Зимой можно пройти без снегоступов и без лыж. Подъем наверх займет два часа, а сверху откроется панорама на весь Урал.

the-village.ru

Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка