Герой России о современном развитии космонавтики: Это действительно затратно, но, на то мы и люди, чтобы преодолевать это
Космическая неделя: 7 марта 1960 года был создан первый отряд космонавтов. 9 марта – День рождения Юрия Гагарина
9 марта 1934-го года на свет появился Юрий Гагарин - человек, с которого началась эпоха пилотируемых космических полетов. Первый советский космонавт родился в деревне Клушино Смоленской области. 7 марта 1960 года в Советском Союзе был сформирован первый отряд космонавтов. В эфире радио Sputnik начальник летной службы ракетно-космической корпорации «Энергия», герой России Александр Калери вспомнил первый полет Гагарина и рассказал о современном состоянии российской космонавтики.
«За эти более чем 50 лет пройдет большой путь. Задачи и требования полетов существенно изменились, поэтому и подготовка, и требования к ним здорово поменялись. Тот полет был сложен своей новизной и, без преувеличения, шагом в неизвестное. Абсолютное неизвестное, потому что он был первым. Но, по задачам, как мы сейчас понимаем, это был достаточно простой полет: одновитковый, в основном, работала бортовая автоматика с резервированием руками пилота каких-то функций, жизненно важных, и для безопасности. И основной упор делался на медико-биологическую и физическую подготовку, потому-то перенесение факторов космического полета было плохо понятно. Полет Юрия Алексеевича Гагарина показал, что человек может нормально существовать в этих условиях. В течение одного витка, полутора часов или чуть меньше в невесомости, это было показано. И очень важен для дальнейшего развития был полет в том же году Германа Степанович Титова, который продолжался уже сутки, 17 витков. Это основной жизненный цикл человеческого существа. Полет Титова, как и полет Гагарина показал, что человек в этих экстремальных условиях может не только существовать, но и жить, и достаточно продуктивно работать. Поэтому после этих двух полетов в космос можно сказать, что дорога в космос была открыта».
- Какие в 60-х гг. предъявлялись требования к космонавтам? Известно, что кресла в «Союзе» были рассчитаны на космонавтов, чей рост не превышал 175 см?
«Отбирали по росту, по массе тела, по возрасту определенные ограничения были. Кроме того, предпочтение было летчикам с не очень большим налетом. Как говорил Евгений Анатольевич Карпов, первый начальник Центра подготовки космонавтов, полковник медицинский службы, мы отбирали, фактически, начинающих летчиков. У всех было 300-500 часов налета, в отличие от американских космонавтов первой семерки, в которой были опытнейшие летчики-испытатели с многотысячными налетами. Отсюда и несколько различные пути, у американцев были ограничения по массе. У них ракеты были не такие мощные, поэтому человека приходилось активнее включать в контур управления, и требовалась высокая квалификация. Там во время полета было очень много ручных операций, даже в первых двух суборбитальных полетах, не говоря уже о последующих четырех. У нас же при создании «Востока» был упор на то, что корабль делался почти автоматическим. И человек с первого полета готовился выполнять какие-то резервные функции для обеспечения безопасности и гарантированного возвращения на Землю. А дальше функции космонавтов первой шестерки нарастали. Поэтому пошли по пути набора молодых перспективных летчиков, которые в будущем станут космонавтами. Многие из них будут основой для руководящих кадров нарождающейся космической промышленности, в том числе, и формирующихся космических войск. Что тут таить, военные задачи также решались в космосе, большинство этих задач были двойного назначения».
- Чем занимается, как живет космонавт на орбите?
«На работе все время. На МКС приняли универсальное мировое время. Это был компромисс между Москвой и Хьюстоном. Живем на станции по Гринвичу, рабочий день длится 6,5 часов, не считая обязательных занятий физкультурой, личного времени, бытовых зон, это еще плюс 2,5 часа. Плюс подведение итогов рабочего дня, свободное время и отдых. И так день за днем. Пятидневная рабочая неделя, суббота, воскресенье – условно выходные. В субботу полдня работают, воскресенье – день, достаточно свободный от занятий, но это не значит, что ничего не делают. Там легкие, не привязанные, как правило, ко времени задания, приведение станции в порядок, обязательная уборка. А, в общем, это - содержание станции в исправном состоянии, обслуживание ее и выполнение программы экспериментов».
- Какие на станции главные проблемы – невесомость, вода, радиация?
«Я бы так не сказал. По ГОСТу, а среда обитания на космическом аппарате описывается ГОСТом, человек должен потреблять не менее 2,5 литров воду в сутки, приблизительно, как и на земле. И еще около одного литра идет на гигиенические нужды. На борту установлена система регенерации воды, основная система еще с «Салютов», это - регенерация воды из конденсата. Дело в том, что почти половину потребленной воды человек выделяет в виде влаги и пота со слизистых оболочек и кожных покровов. Этот конденсат нужно собирать. А потом этот конденсат системой снова перерабатывается для питьевой воды. Таким образом, больше половины потребляемой воды мы используем повторно. Рационы питания тоже подстроены под это. Система на станции «Мир» за 15 лет переработала около 15 тонн воды. Каждый грузовой корабль везет примерно около полтонны воды. 15 тонн - это 30 грузовых кораблей только по доставке воды, представьте, какой эффект».
- Можно ли сейчас России строить планы о межпланетных полетах, о национальной орбитальной космической станции к 2023 году?
«Если во главу угла ставить только экономические приоритеты и вопросы, то, может, и не стоит. Но человек так устроен, что не может всех измерять только экономическими категориями и экономической эффективностью, иначе, это уже и не человек. Но это действительно затратно, непросто, но, на то мы и люди, чтобы преодолевать это. И мое субъективное мнение – ставить такие задачи нужно».
- Как вы оцениваете перспективы космического туризма?
«Конечно, коммерческое использование нужно, но, я, как профессионал, считаю, что в первую очередь надо решать задачи целевого использования. Да и потом, я не смотрю на тех, кто летал на космических кораблях, начиная от Дениза Тита, как на развлекающихся персон. Все они летели с научными и техническими программами, разной степенью насыщенности. Это были разные программы, но все они шли с целевыми программами, с какой-то аппаратурой и задачами, и они это выполняли. Просто они оплачивали свои полеты из каких-то источников».
- Кто сейчас идет в космонавты? Каков набор, отсев?
«Было несколько этапов, на которых отбирались разные люди, по-разному строились команды отряда космонавтов. Но, космонавты нужны разные, первый шаг был сделан в 1966 год, хотя начинался еще при жизни Королева. Стало расширяться количество космонавтов и их специализация. Если первые космонавты были просто космонавтами, то после 1967 года появились космонавты-испытатели и космонавты-исследователи. Они готовились по-другому, и были предназначены для других полетов. Все они внесли большой вклад в развитие космонавтики. Сейчас грядут новые времена и появятся новые идеи», - рассказал в эфире радио Sputnik Александр Калери.
Источник: ria.ru