«В России до сих пор есть мнение, что кондитер — не представитель искусства, а женщина из столовой»
Мария Троицкая — о том, как в 21 год основать собственный бренд десертов и запустить онлайн-кондитерскую
The Village неустанно следит за всем происходящим в городе — открытиями магазинов, кафе, ресторанов и салонов — и рассказывает о самом значимом и интересном читателям. В нашей рубрике «Индустрия» мы даем слово людям, внесшим вклад в развитие ресторанного бизнеса Москвы. В новом выпуске — Мария Троицкая, которая в 21 год успела основать собственный бренд десертов и запустить онлайн-кондитерскую Californicaketion.
Мария Троицкая
шеф-кондитер Californicaketion и основатель бренда Marie Oiseau Pâtisserie
Как все начиналось
В моей семье никогда особо не готовили. Все началось с того, что на втором курсе института я решила всерьез похудеть, — это было модно. Тогда я запретила себе есть сладкое, но вскоре поняла, что очень по нему соскучилась. Мама подарила мне кулинарную книгу с рецептами диетических десертов. Конечно, в первый раз у меня ничего не получилось по ней приготовить. Но мне понравился сам процесс, одновременно похожий на химию и волшебство!
Вскоре диетические десерты стали получаться. Тогда мама посоветовала мне приготовить что-нибудь, что понравится всем. Я решила начать с самого сложного — с макарон. Хотя пирожные были больше похожи на два блинчика с кремом, всем понравилось. Затем я начала готовить торты. Помню, что первый делала целых пять дней — в нем было восемь разных слоев. Так за полгода готовка превратилась в серьезное хобби.
Об обучении за границей
Что бы я ни делала, макарон у меня по-прежнему не получались. Поэтому мама предложила сделать мне подарок — обучение в школе кондитеров. Во многом из-за любви к Парижу и французскому языку я выбрала школу кондитера Алена Дюкасса. Чтобы туда попасть, достаточно было написать письмо и оплатить курс. Немаловажным было и знание французского языка, так как почти никто из поваров не говорил по-английски.
Я выбрала курс по приготовлению макарон. Мама поехала вместе со мной и все время поддерживала: ходила на занятия, смотрела, что мы там делаем. Хотя обучение длилось всего несколько дней (на более долгий срок я не могла уехать, так как еще училась в Московском архитектурном институте), мне очень понравилось. Я наконец-то смогла приготовить идеальные макарон. А также попрактиковала свой французский и познакомилась с приятными людьми.
Вскоре я записалась на курс по тартам в школу Кристофа Мишалака. Мне было интересно поработать с песочным тестом. К тому же тогда Кристоф только запустил свою собственную линию тартов. Изначально я хотела попасть именно на его личный курс — он достаточно известный кондитер, а в Париже вообще считается звездой, — но из-за большого спроса это было невозможным. И я пошла учиться у его команды, которая оказалась очень профессиональной. Двое помощников Кристофа уже успели открыть собственные кондитерские.
Когда у меня появился собственный почерк и работы стали более серьезными, я решила пройти обучение в школе Bellouet Conseil. В отличие от предыдущих курсов, которые я посещала, обучение там считается более профессиональным. Перед выбором курса всех участников просят прислать примеры работ, чтобы помочь определиться с уровнем сложности, который они могут себе позволить.
В то время я уже начала делать торты на заказ: сначала для друзей и знакомых, а затем запустилось сарафанное радио. Поэтому выбрала курс по антреме — так называются муссовые торты, покрытые глазурью и украшенные сложным шоколадным декором.
Я общалась в социальных сетях с Антонио Башуром, который работал кондитером в дорогом отеле в Майами Bal Harbour Resort. Увидев мои работы, он пригласил меня на двухнедельную стажировку. Для меня это был, наверное, самый интересный и серьезный опыт: я смогла не только посмотреть изнутри, как проходит процесс создания десертов, но и поучаствовать в работе.
О том, как запустить кондитерскую
Когда я начала показывать свои торты друзьям и знакомым, обо мне стали узнавать другие люди. Часто они просили приготовить что-нибудь для праздничного мероприятия. Среди них было особенно много архитекторов — это естественно. Им приятно, когда кто-то из архитектурной среды занимается не только основной профессией, но и делает десерты.
Тогда я поняла, что мне нужен собственный бренд, по которому люди смогут узнавать мои работы, и начала думать над логотипом. На создание Marie Oiseau Pâtisserie меня вдохновил французский граффити-художник и тату-мастер Fuzi UVTPK. Вместе с ним мы придумали мою первую татуировку — птичку (по-французски «oiseau». — Прим. ред.), как символ чего-то очень легкого и воздушного. Ее я и использовала для логотипа.
Сначала большинство членов моей семьи отнеслись настороженно к тому, что архитектуре я предпочла кондитерское дело. К сожалению, в России до сих пор есть мнение, что кондитер — не представитель искусства, а женщина из столовой, которая в пыльном халате делает кремовые розочки. Конечно, тогда мне было обидно и грустно. Но мои достижения заставили родственников поменять свою точку зрения и понять, чем я действительно хочу заниматься в будущем.
Год назад я встретилась с двумя молодыми людьми, которые предложили мне создать онлайн-кондитерскую. Мне понравилась их концепция: в Москве действительно практически никто не делает линейки десертов единого дизайна. А кондитерских в настоящем французском формате нет вообще. Вскоре мы начали работать вместе под названием Californicaketion. В рамках проекта я занимаюсь созданием десертов и брендингом, а ребята — организацией процесса, финансами и продвижением.
Прошлой весной я поступила в магистратуру при Национальной архитектурной школе Paris-Malaquais, потому что решила завершить архитектурный этап своей жизни. Чтобы кондитерская не прекращала свою работу, мы начали собирать команду поваров. Главным критерием был не большой опыт, а оптимистичный настрой, который свойственен таким же молодым, как и мы.
Первую девушку, Дарью, мы нашли через знакомых: она очень хотела готовить, правда, практически не умела делать кондитерские изделия. Сейчас у нее получаются красивые и аккуратные торты. Вторая девушка, Мария, сама мне написала. У нее был хороший опыт работы кондитером, и вскоре она переехала из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы сотрудничать с нами.
О продуктах и поставщиках
Я практически не ем свои торты, потому что стараюсь не есть много сладкого.
В этом смысле кондитерское дело — отличная вещь. Десерты всегда готовятся по граммам. Поэтому я уверена, что, если следовать точной рецептуре, результат всегда будет хорошим и одинаковым.
Для поваров я не только составляю технологические карты, но и делаю рисунок каждого торта, в том числе в разрезе. За вкус не переживаю (я знаю, что девочки готовят строго по рецепту), а внешний вид десертов проверяю по фотографиям — их мне присылают каждый день. Конечно, иногда бывают ошибки. Но это случается со всеми. В большинстве случаев я довольна результатом.
Идеальный вариант поставщика с нашими оборотами — Дорогомиловский рынок. Там хорошее качество продуктов, плюс всегда можно договориться о личной поставке и скидках. Но, конечно, в Москве есть далеко не все ингредиенты. К примеру, для макарон нужна правильная, то есть сухая, миндальная мука. Иногда я привожу что-нибудь из Парижа. В основном это спреи и баллончики с кондитерской краской, шоколадные декоры, бусинки и сахарные украшения, которые мы часто используем.
Как создаются десерты
Процесс создания десерта очень интересный. Сначала я долго рисую, делаю много эскизов торта с разных сторон. Придумываю, как мою задумку можно перенести в реальность: какие продукты использовать и в какой форме. Затем еще раз перерисовываю торт, создаю схемы в ArchiCAD и делаю его разрез в Photoshop.
Обычно я придумываю что-то новое, когда есть вдохновение. Оно во многом зависит от настроения. Поэтому естественно, что у меня, как и у всех творческих людей, бывают периоды пауз, когда я ничего не могу сделать.
Часто меня вдохновляют путешествия. Например, когда я была в Стокгольме, мне очень захотелось воплотить этот город в виде торта. Я взяла продукты, которые любят местные жители, и перенесла на разные слои десерта. Бывает и так, что я вижу, к примеру, ювелирное изделие, а через какое-то время решаю сделать в виде него торт.
Однажды я вдохновилась пиццей «Четыре сыра». Мне стало интересно, можно ли сделать такой торт. Целый год я вынашивала идею, а потом, когда у нас запретили европейские сыры, все-таки решила ее реализовать. Тогда я привезла все нужные ингредиенты из путешествия и сделала торт таким, каким представляла.
Конечно, в работе мне помогает архитектурное образование. В МАРХИ меня научили чувству композиции и цвета. Нередко я вдохновляюсь работами любимых архитекторов — например, Фрэнка Гери.
Часто я прошу друзей подкидывать мне идеи и образы для тортов. Но мой главный советчик — мама. Она архитектор и художник, плюс я ей доверяю. Есть торты, которые она придумала от начала и до конца, а я только воплотила. Также, если кто-то из моих поваров приходит с идеей, я никогда не запрещаю ее реализовывать. Это полезно как для них, так и для меня.
О планах на будущее
Я стараюсь не строить глобальные планы, живу ближайшим днем. Мне бы хотелось поработать в каком-нибудь парижском ресторане или кондитерском доме. Но пока я занимаюсь своим образованием и думаю об открытии кондитерской в Москве. Последнее — программа максимум на ближайшие пару лет.
Также мы начали обсуждать с разными заведениями возможность представлять наши десерты на их площадках. Например, недавно договорились с кофейней Double B на Неглинной улице о поставке десертов.
Мне интересно обучать людей кондитерскому делу. Больше двух лет я веду мастер-классы. Началось все с простого предложения подруги провести занятие для небольшой группы. Теперь мои уроки снимают для онлайн-школы. Мастер-класс — это не только передача опыта, это философия создания особой, приятной атмосферы для людей, любящих кондитерское искусство.
Особенно мне запомнился мастер-класс для школы-интерната в селе Медном. После урока ко мне подошла одна девочка и сказала, что в будущем хочет стать кондитером и дарить людям радость.
Источник: www.the-village.ru