В эти майские праздники жители и гости Суздаля могли наблюдать за деяниями нечистой силы и сказочными превращениями. Вообще, у Суздаля богатая фестивальная биография. И большинство этих праздников организуют частные отели.
Сергей Вячеславович, фестиваль «Русская сказка» - один из имиджевых проектов Суздаля, существует также большое количество подобных праздников: масленица, фестиваль анимации. В чем причина того, что одни проекты становятся любимыми туристами, а другие со временем забывают? И каковы сегодня перспективы развития имиджевых проектов для Суздаля?
- Наверное, только Владимиро-Суздальский музей-заповедник сумел Праздник Огурца раскрутить до такого масштаба, что он стал узнаваем и в нашем регионе и в других городах и странах. Но развивать имиджевые проекты в Суздале достаточно сложно. К сожалению, на сегодняшний день, фестиваль «Русской сказки» не настолько узнаваем, как хотелось бы. По статистике только 5% туристов приезжает в Суздаль ради того, чтобы попасть на какой-то праздник. Поэтому, такие проекты, как правило, стараются подвести к длительным каникулам, сделав их красочным дополнением к основному событию. Если посмотреть на историю узкоспециализированных фестивалей пива, шашлыка, кваса, чая, например, то заставить людей приехать в другой город ради такого удовольствия практически невозможно. Чтобы тот же фестиваль «Русская сказка» стал праздником для всей страны или хотя бы для ЦФО, нужен такой рекламный ресурс, который не сопоставим с возможностями частного бизнеса.
В вопросах продвижения имиджевых туристических продуктов существуют ли универсальные рецепты? Есть какой то секрет, особые механизмы, чтобы поднимать праздники до федерального значения?
- Фестиваль анимационного кино - это бюджетный фестиваль, на который выделяются бюджетные деньги. И независимо от того, приедут гости или нет - фестиваль состоится. У него есть своя аудитория. Мы же коммерческая организация и, вкладывая деньги, мы должны подумать о том, как они к нам вернутся.Давайте посмотрим, как за границей проходят подобного рода праздники, скажем, открытие горнолыжного сезона или его закрытие. Хозяевам отдельно взятой гостиницы и в голову не приходит потратить половину своего месячного бюджета на организацию праздника. Там задействован административный ресурс. Например, приезжая в Италию, каждый турист платит налог в 1 евро. Так формируется бюджет. В конце года на эти деньги можно сделать фестиваль, который не стыдно показать по всему миру. А создавать грандиозные шоу на деньги частного бизнеса просто невозможно. Здесь необходимо понимание городских и областных властей. Как можно «продвигать» Суздаль? Рекламируя его как туристическую Мекку на федеральных и международных ресурсах? Можно, к примеру, заказать фильм на телеканале Russian Travel Guide. Но такая инициатива должна исходить не от частного бизнеса. От власти. И владельцы крупных гостиниц даже готовы участвовать в финансировании таких проектов, которые продвигают город. Но инициатива в подобном продвижении все-таки должна исходить не от частного бизнеса. Деньги на развитие физической культуры, спорта и туризма выделяются. Только тратить их нужно с отдачей.
По вашим наблюдениям, за последние 7 лет как изменился турист, приезжающий в Суздаль? Уровень его доходов, запросов?
- Здесь следует разделять иностранных туристов и русских. Это разные категории. Иностранный турист от российского всегда отличался тем, что каждую свою копейку считал. Туроператоры, которые формируют туристический продукт для иностранцев, делают расчет предварительных трат на всем маршруте. Им озвучивают - сколько будут стоить сувениры, в какую сумму обойдется бокал вина в ресторане. Поэтому дополнительные услуги они покупают неохотно. В лучшем случае можно увидеть компанию иностранцев, которые возьмут по бокалу вина и будут весь вечер сидеть у тебя на площадке и созерцать пейзаж.Российский турист до кризиса 2008 года вообще не считал денег. Люди в состоянии были купить коньяк в ресторане за 30 тысяч рублей. С 2008 года эти «дорогие» позиции остались нетронутыми. Люди стали сдержанны в своих тратах. И мы, в свою очередь, с 2008 года не повышаем цены на свои услуги. Однако, увеличить продажи можно за счет расширения перечня услуг, которые может предложит отель. И такой ресурс есть у всех площадок в Суздале.
Вы сказали перспективы в развитии туристического бизнеса у всех отелей огромные. В какую сторону можно двигаться в развитии туризма, какие есть направления в городе-музее?
- Город уникальный. На маленькой территории сосредоточена огромная историческая ценность. Суздаль - это центр духовности России. И эту тему можно развивать. В конце концов, Суздаль – единственный город , который, как Москву и Санкт-Петербург знают везде. Но когда сюда приезжают – видят совершенно другие картинки. Поэтому надо, прежде всего, заниматься благоустройством города, приводя его в порядок. Тогда на него будет расти спрос. И можно будет говорить о развитии новых туристических направлений в Суздале.
То что Суздаль последние годы приобрел статус города выходного дня для москвичей. Это не портит имидж города? Владимирцы сюда не едут, потому что здесь много москвичей?
- К сожалению, и владимирцы в большинстве своем не знают о всех культурно-исторических, духовных богатствах, которые есть в Суздале. Иначе бы они чаще здесь бывали. Для владимирцев Суздаль очень удобный город. Можно приехать и уехать. Без ночевки. Кстати, для привлечения владимирцев в Суздаль, мы планируем строительство аквапарка. Появится серьезная досуговая часть. А что касается москвичей, я не согласен, что Суздаль стал их городом. Так сложилось, что Суздаль на слуху и не так далеко от столицы. Поэтому едут отдыхать те, у кого есть деньги, а деньги есть у москвичей. Вот мы и получаем нашего потребителя.
Мы подошли к потребителям и к ценам. Расскажите, из чего складывается стоимость проживания в Суздальской гостинице? Почему не существует гостиничного фонда дешевле 3 тысяч рублей?
- Те, кто ищет подешевле - всегда найдет. Можно пользоваться акциями специальных сайтов со скидками. Хотя, цены в Суздале не такие и высокие. Средняя цена на отдых в Подмосковье – в дешевом отеле – от 6 тысяч рублей в сутки. Рядовой номер в Пушкарской Слободе – 3 тысячи рублей. В турцентре – 2700. Сделать цены еще ниже невозможно, есть уровень рентабельности. Мы давно платим за электричество больше, чем в Америке. Продукты у нас в разы дороже, чем в Турции. Чтобы отелям оказывать услугу на другом ценовом уровне, нужны другие входящие цены на все. У нас очень высокая ставка налогов на землю. Любая гостиница содержит огромное количество обслуживающего персонала. А это - 50% расходов. Нет гостей, есть гости – людям нужно платить заработную плату.Опять же, обратимся к заграничному опыту. Если мы с вами приезжаем в отель, то приходя на стойку вы получаете высокий ценник и говорить о том, что это дорого – нельзя. А можно зайти в интернет, найти ту же гостиницу со скидкой. Надо просто следить за акциями.
Может ли в Суздале идти речь о дешевом номерном фонде. За границей существуют хостелы. В наших условиях возможно построить такие гостиницы?
- В Суздале есть такие гостиницы. Но я не думаю, что на них огромный спрос. Это эконом-вариант для школьников, студентов. Но будет правильнее школьников приучать к хорошему. А государству дотировать и включать в образовательные программы посещение исторических мест. Строя же гостиницы эконом-класса, бизнес ничего не выиграет. Цена строительства примерно одинаковая. Экономить можно только на отделке. А это всего 30% от общей суммы затрат. В России строить дороже, чем где бы то ни было. У нас другие климатические условия. И думать нужно о том, чтобы вкладывать деньги не в дешевые отели, а в развитие внутреннего туризма. Почему американцы мало куда выезжают? Они считают что лучше, чем у них, нет ни у кого. И нас надо так воспитывать. Мы должны ездить по своей стране. А для этого нужно рассказывать о том, какое огромное количество у нас уникальных мест. Самая главная проблема в том, что не работают над формированием спроса. Никто не провоцирует интерес россиян к собственной стране.
Источник: Бизнес Навигатор