USD: 96.1079
EUR: 105.6891

Губернатор Приморья хочет развивать туризм края за счет крупного бизнеса – Юрий Авдеев

Кандидат экономических наук рассказал, почему Владимир Миклушевский не одобрил концепцию развития индустрии отдыха, разработанную местными экспертами
Губернатор Приморья хочет развивать туризм края за счет крупного бизнеса – Юрий Авдеев
Кандидат экономических наук рассказал, почему Владимир Миклушевский не одобрил концепцию развития индустрии отдыха, разработанную местными экспертами

Стратегия развития края на 2013 - 2017 годы формируется в Приморье. Она включает 16 подпрограмм, одна их которых называется "Программа развития въездного и внутреннего туризма в Приморском крае". Недавно она была представлена Владимиру Миклушевскому и ему не понравилась. По словам кандидата экономических наук Юрия Авдеева, причиной послужило то, что губернатор хочет развивать туризм за счет крупного бизнеса. Об этом он рассказал в интервью газете "Золотой Рог".

Кандидат экономических наук, директор Азиатского-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев представлял эту программу. По его словам, стержнем программы следует рассматривать туристический бизнес, который мучительно создавался все эти годы местными предпринимателями без какого-либо участия федеральных и краевых структур. Всего по краю насчитывается около 230 центров и баз отдыха, две трети из которых могут принимать туристов круглогодично.

Эксперт рассказал изданию свою версию произошедшего в стенах краевой администрации.

- Юрий Алексеевич, что же вы такого наговорили губернатору, что он не принял программу?

- К сожалению, при подготовке программы я не знал позицию губернатора. Он имеет твердое намерение пригласить крупных инвесторов (операторов), которые обустроят одну территорию в прибрежной зоне, что якобы и станет привлекательным для туристов подобно Сингапуру и будет одним из важнейших источников краевого бюджета, занятости населения и пр. То есть в понимании губернатора основой приморской туриндустрии должен стать крупный бизнес, который и "пристроит" как под зонтик уже существующий местный мелкий и семейный бизнес.

В подобной логике есть определенный резон: хочется сразу, много и красиво. Но для меня такая позиция очень напоминает уже пройденный урок, когда на протяжении почти двух десятилетий по инициативе местного бизнеса возник новый вид экономической деятельности, обеспечивший практически каждую семью в Приморье, многих на Дальнем Востоке и в Сибири автомобилями, которые редко сюда доходили из центра России. Немного бы мудрости и дальновидности нашим государственным мужам, и я уверен, через некоторое время этот бизнес мог бы стать не только ведущим, но и цивилизованным, определяющим лицо региона. Теперь же эта инициатива в значительной степени подавлена, а в качестве альтернативы нам насаждают сборочное производство, продукция которого теперь зачем-то отправляется на запад?!

Если и теперь еще непонятно, почему люди отсюда уезжают и почему молодежь не связывает свое будущее с этой территорией, тогда давайте повторим этот опыт на туристическом бизнесе, чтобы окончательно поставить крест на Дальнем Востоке. Люди сюда ехали всегда для того, чтобы реализовать собственное "Я", и здесь это оказывалось чаще всего возможно. Не случайно даже первый вице-премьер Игорь Шувалов заметил, что здесь уровень личной активности на уровне американской, уж не знаю, для него это комплимент в адрес приморцев или предостережение. Потому что пока любая инициатива в регионе с раздражением воспринимается в центре.

- И все-таки, что же заложено в программе?

- Концептуально программа ориентирована на то, что для региона туристическим ресурсом является наше ближайшее окружение. Вокруг нас в радиусе тысячи километров сосредоточены более 300 млн человек, а значит, главным туристом для нас является иностранец. Соответственно, и к уровню сервиса, и к объектам показа, и транспортному обслуживанию, обеспечению связью, к общественному питанию и так далее должен быть максимально строгий и требовательный подход. Сам по себе он ниоткуда не возьмется. Боюсь, что даже уровень подготовки в наших вузах пока не дотягивает до тех претензий, которые предъявляют туристы. Поэтому первое и самое главное - это наладить в разных формах обучение, стажировки, практическую работу в гостиничном бизнесе наших ближайших соседей. И это одна из первых забот властей края и города, договора на подобные стажировки необходимо пробивать во время различных международных поездок и встреч. Такое обучение могли бы пройти те, кто уже имеет опыт организации туристического бизнеса.

Не менее важна административная поддержка этого бизнеса при решении вопросов, связанных с землей, с инфраструктурой, с энергообеспечением, утилизацией отходов, транспортным сообщением, то есть тем, что сам бизнес никогда не потянет. Мне самому приходилось много ездить по краю, общаться с теми, кто готов и делает этот бизнес собственными руками. Чаще всего они не претендуют на финансовую поддержку, хотя и это было бы неплохо, но есть много проблем, которые не позволяют нормально развиваться таким туристическим центрам из-за отсутствия дорог, тепла, электричества. Кроме всего прочего, беда каждого такого центра в том, что каждый из них автономен, клиентура, как правило, случайная - сегодня густо, а завтра - пусто. Отсюда и неравномерность поступающих доходов, и возможности для развития бизнеса.

А теперь давайте представим себе, что молодые люди - дети тех, кто создавал здесь туристический бизнес, - прошли обучение в Шанхае или Токио. Вернулись домой к тому времени, когда местные власти вместе с краем обеспечили нормальный подъезд к туристическому центру, созданному родителями, включили его в регулярную сеть туристических маршрутов. А сын привез проект переустройства семейного бизнеса на условиях франчайзинга в базу отдыха под известным мировым именем: Holliday Inn, Hyundai или Hayat. Приезжают туристы из Токио, Осло или Сиднея, их везут по нашей тайге, и вдруг перед ними известный бренд с высоким уровнем сервиса, но в нем обязательно будет присутствовать местная специфика. Вокруг таких точек постепенно будет формироваться комплекс инфраструктуры обслуживания: тепличное хозяйство, птичники, прудовое хозяйство, кролики, прачечная, производство сувениров и так далее Но это в случае, если туристический поток будет регулярным, и обеспечивается региональным централизованным управлением, и поддерживается устойчивыми транспортными компаниями.

Разумеется, это не противоречит тому, что предусматривается в виде крупных инвестиционных проектов, подобных строящейся интегрированной курортно-развлекательной зоне, или тому, что видит губернатор. Важно, что есть непротиворечивое понимание того, что туризм может стать в краткосрочной перспективе одной из главных отраслей региональной экономики: даже если нам удастся привлечь сюда 3 млн туристов и каждый из них здесь с удовольствием оставит хотя бы 1 тысячу долларов, какую долю регионального валового продукта это может составить?

Но одно дело - наши желания, и другое - те ограничения, которые стоят на пути реализации этой программы. Я уж не говорю о состоянии наших дорог по краю, здесь предстоит еще много чего сделать. Но ведь и новый аэропорт сегодня является в некотором роде ограничением - максимум того, что он может принять 5 млн туристов в год. Значит, потребуется расширять возможности морского и автомобильного транспорта, да и железнодорожный мог бы со временем взять на себя функцию туристического обслуживания. Не менее серьезным ограничением является и то, что строительство любого нового отеля должно сопровождаться опережающим обучением обслуживающего персонала. Здание можно возвести за 18 месяцев, а для достижения высокого уровня квалификации потребуется существенно больше. И еще одно, о чем мы редко задумываемся, ограничение - это обеспечение туристов продуктами питания. Что такое даже 3 млн туристов - это в полтора раза больше населения всего Приморского края. А мы сегодня завозим в край от 40 до 60% продовольствия, при том, что значительная часть жителей находится на самообеспечении. Значит, потребуются средства доставки, хранения, переработки. Достаточно ли для этого мощностей холодильников, правда, не для мороженой рыбы - туристы не поймут, почему здесь нет свежей рыбы.

Поэтому ориентироваться только на крупный бизнес в развитии туризма - во всяком случае, не осмотрительно. Дай бог, чтобы сюда пришли крупные инвесторы, но это не должно происходить в ущерб местному населению, это не должно стать новым импульсом для отъезда еще остающегося здесь населения. Я в этом бизнесе вижу не только финансовую, но главным образом социальную и экологическую составляющие.

- По-моему, Владимир Миклушевский связывает развитие туризма напрямую со строительством игорной зоны...

- И правильно, игорная зона - отличный стимул развития въездного туризма. Только не стоило бы концентрироваться исключительно на одном объекте привлечения туристов. Я уже не раз пытался обратить внимание на концепцию особой туристско-рекреационной зоны на острове Русский, которую предлагают специалисты из столицы. На мой взгляд, идея, при всей ее реалистичности, вряд ли привлечет большой поток туристов беговыми дорожками и дайвингом, с учетом особенностей нашего лета и состояния морского дна. Если же здесь создать место встречи двух культур - европейской и азиатской, - разместив здесь наиболее узнаваемые абрисы городов стран АТЭС и России, это может стать и хорошим местом притяжения для туристов и многочисленных событийных мероприятий.

Впрочем, и рядом с бухтой Муравьиной, где строится игорная зона, есть несколько тысяч гектаров земли, где можно было бы организовать национальный парк флоры и фауны Дальнего Востока или хотя бы Уссурийской тайги, где можно было бы увидеть разгуливающего амурского тигра и, возможно, леопарда. Такой популярностью сегодня у горожан пользуется Ботанический сад ДВО РАН, занимающий крошечную территорию.

Поэтому в программе предусматривается и игорная зона, и остров Русский, и национальный парк, и спелеотуризм, и маршруты в таежные районы Приморья, экологический и этнографический туризм, рыболовный и сельский туризм, прибавьте сюда пляжный отдых и все, что связано с морем. А если еще во Владивостоке случится чудо и на месте нефтебазы в районе Первой речки появятся наши Лужники со стадионом не хуже московских; начнет работать спортивно-технический комплекс "Приморское Кольцо", предназначенный для проведения спортивных мероприятий по техническим видам спорта; горнолыжный курорт на базе "Комета" будет принимать за сезон до полумиллиона посетителей - тогда Приморье со временем сможет претендовать на проведение если не Олимпиады, то уж во всяком случае региональных спортивных соревнований. В этом я вижу составляющие будущего туристического потока в наш край, который даст не только работу, но и составит благополучие его жителей.

- Так что, вы, в рабочем смысле, поссорились с Владимиром Владимировичем?

- Нет, мы не ссорились, просто различие в понимании проблемы требует более глубокого обсуждения, но для этого, к сожалению, мало времени. "Программа развития въездного и внутреннего туризма в Приморском крае на 2013-2017 годы" должна успеть попасть в бюджетное послание губернатора.

Источник: primamedia.ru

Также в рубрике
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0
На фоне роста внутреннего туризма в России появляется новая инфраструктура, открываются современные отели, причем не только на морских курортах, но и в других регионах страны. О том, как сделать гостиничный бизнес прибыльным, почему популярность глэмпингов ненадолго, и чем выгоден отдых в отелях «все включено», порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов
 0