Сможет ли Аэрофлот стать монополистом на рынке дешевых авиаперевозок?
Руководитель портала Biletix Александр Сизинцев объяснил «Российскому туризму», появятся ли в России сверхдешевые билеты на самолеты, и сможет ли кто-то конкурировать на этом рынке с «Аэрофлотом», которому помогает государство. В последние недели бурно обсуждаются проекты создания в России новых компаний-лоукостеров.
16 ноября 2012 | Персона
Текст: Дмитрий Ермаков
Руководитель портала Biletix Александр Сизинцев объяснил «Российскому туризму», появятся ли в России сверхдешевые билеты на самолеты, и сможет ли кто-то конкурировать на этом рынке с «Аэрофлотом», которому помогает государство.
В последние недели бурно обсуждаются проекты создания в России новых компаний-лоукостеров. Самые большие шансы на это имеет «Аэрофлот» - к его проекту благосклонно отнесся Владимир Путин и правительство даже готово внести изменения в законы – в частности, разрешить продавать безвозвратные билеты. Но есть и другой проект. Его представили Росавиации компания А1 (бывший акционер «Авиановы») и венгерский лоукостер Wizz Air. Генеральный директор онлайн трэвел-агентства Biletix Александр Сизинцев, хорошо знакомый с ситуацией на рынке, рассказал «РТ» чем закончится эта конкурентная борьба.
- Российские инвесторы во главе с Дмитрием Черняком предложили Росавиации возродить проект бюджетного авиаперевозчика. Но ведомство идею отвергло. Почему, как вам кажется? Плохой бизнес-план? Или это результат работа лобби со стороны другого похожего проекта, предлагаемого «Аэрофлотом»?
- Экономика авиаперевозок в России такова, что для любого лоукостера есть лишь два пути: или он разоряется (так было с «Авианова» и «Sky Express»), или превращается из лоукостера в «мидллкостера». Пример второго случая мы видим у German Wings, которые вошли в Россию с низкими тарифами, но вынуждены были поднять цены. В первую очередь, из-за того, что дорожает аэропортовое обслуживание в активно развивающемся Внуково.
Чиновники эту экономику отлично понимают, поэтому само слово «лоукост» их по определению настораживает. Кроме того, среди инвесторов, которые предложили Росавиации проект нового лоукостера, были персоналии, связанные с обанкротившейся «Авиановой». Это могло вызвать у чиновников недоверие.
Тем не менее, я не верю, что в России будет всего один бюджетный авиаперевозчик, который сейчас планирует создать (и, скорее всего, создаст) «Аэрофлот». Когда появятся остальные - вопрос времени.
- Так ли безоблачен проект «Аэрофлота», если экономика дешевых авиаперевозок в России такова, как вы описали?
- Действительно, я не верю в то, что даже созданный «Аэрофлотом» лоукостер будет на первых порах рентабельным. Не секрет, что до прихода нынешнего гендиректора Виталия Савельева «Аэрофлот» плохо считал деньги. Сейчас ситуация исправилась, но не настолько, чтобы получать доход с таких крупных и тяжеловесных проектов, как лоукост.
Но «Аэрофлоту» такой проект нужен политически и репутационно. Они хотят таким образом увеличить пассажиропоток и лояльность бренду. К тому же у них есть хендлинговые компании (которые занимаются наземным обслуживанием пассажиров и самолетов – «РТ»), большой штат пилотов, преференции по аэропортовому обслуживанию, есть вся инфраструктура, необходимая для запуска лоукостера.
Поэтому для правительства «Аэрофлот» - это наиболее надежный и наименее рискованный вариант, в отличие от того, что предложили А1. В правительстве четко понимают, что мелкие компании менее устойчивы, едва сводят концы с концами.
- Но не приведет ли эта ситуация к еще большей монополии «Аэрофлота»? Я имею в виду, что многие региональные авиакомпании не выдержат конкуренции с лоукостером «Аэрофлота», который будет иметь господдержку, разорятся, и «Аэрофлот» их купит…
- Купить, конечно, может, хотя пока я о таких переговорах не слышал. Решение было бы логичным: «Аэрофлот» у нас национальный перевозчик, но возит меньше пассажиров, чем, например, немецкий лоукостер Air Berlin. Это странно.
Что же касается конкуренции, то здесь всё зависит от конкретного региона. Если брать крупные города, то вряд ли даже такому гиганту, как «Аэрофлот», удастся серьезно потеснить крупных игроков — «Трансаэро», «ЮТэйр», «S7». Они найдут способ ответить встречными ценовыми предложениями. А вот на тех направлениях, где сейчас закрепилась монополия мелких перевозчиков, «Аэрофлот» может их просто «убить», если поставит туда лоукост. Например, Саратов, — там такая полоса, что крупным бортам сложно садиться, и поэтому туда летают только «Саратовские Авиалинии» со своими старыми «Ту». Аналогичная ситуация в Воронеже. Новая инфраструктура, которая может быть создана «Аэрофлотом», вкупе с дешевыми билетами, — это очень серьезная угроза местным. Резюмируя это всё: передел рынка в пользу «Аэрофлота» очень даже возможен.
- Почему вы все-таки считаете, что «Аэрофлоту» не удастся удержать монополию на рынке дешевых перевозок и в стране со временем появятся другие лоукостеры?
- У нас в стране возможно всё: придет какой-нибудь крупный олигарх, тот же Абрамович, к Путину, и сможет убедить его создать еще одного лоукостера.
Кроме того, я верю в законы эволюции. Да, первые лоукостерские проекты в России провалились, но процесс ассимиляции нашей страны в глобальную экономику продолжается. Венгерский лоукостер Wizz Air активно летает по бывшему постсоветскому пространству на Украине. А мы по экономике не так уж и сильно отличаемся от Украины, по крайней мере в отношении авиаперевозок. У них это нормально работает, зачем от этого абстрагироваться?
Хороших менеджеров на нашем рынке хватает, дистрибуция в интернете будет постепенно удешевляться. Аэропорты по всей стране возрождаются, они уже не такие затхлые, как 10 лет назад. И, может быть, бюджетные решения будут созданы даже на базе наших больших московских аэропортов. Между «большой тройкой» Шереметьево - Домодедово - Внуково идет борьба. Вот попилят они нынешний объем перевозок, а дальше-то что? Терминал «Аэрофлота» в Шереметьево, например, явно недозагружен. С точки зрения развития и окупаемости аэродромной инфраструктуры, это прямые денежные потери.
- Вы против допуска к внутрироссийским перевозкам иностранных авиакомпаний, в том числе лоукостеров. Почему?
- Здесь мое мнение совпадает с позицией чиновников: иностранным лоукостерам права летать по нашей стране не дадут. Зачем нам поддерживать чужую экономику, когда необходимо развивать свою? На некоторых внутренних направлениях российские авиакомпании и так сродни лоукостерам: рейсы по России в сумме своей убыточны, по словам того же Савельева, даже у «Аэрофлота». Поэтому у наших перевозчиков больше шансов получить господдержку в той или иной форме, чем у иностранцев.
Также в рубрике
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
0
На фоне роста внутреннего туризма в России появляется новая инфраструктура, открываются современные отели, причем не только на морских курортах, но и в других регионах страны. О том, как сделать гостиничный бизнес прибыльным, почему популярность глэмпингов ненадолго, и чем выгоден отдых в отелях «все включено», порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов
0