Лидеры северокавказских республик: «Надо читать Толстого, а не Навального»
На днях состоится заседание правительства, на котором будет принята программа развития Северо-Кавказского федерального округа. По этому поводу главы Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Дагестана – Таймураз Мамсуров, Рашид Темрезов и Магомедсалам Магомедов – приняли участие в пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, где обсудили, впрочем, не только инвестиции.
12 декабря 2012 | Персона
Текст: Роман Доброхотов
Фото: Eteri Chkadua
Фото: Eteri Chkadua
О лозунге «Хватит кормить Кавказ»
Таймураз Мамсуров
Вот почему так ставят вопрос – Россия и Кавказ? Почему не говорят, например, Россия и Дальний Восток, Россия и Урал? («Урал ставит этот вопрос!» – подсказывает Магомед Магомедов, вызывая смех в зале). Мы вместе живем уже тысячу лет, и рассуждать, кто из нас лишний в этом обществе – признак невежества и отсутствия культуры. Посмотрите на нашу общую историю, посмотрите, скажем, списки героев Советского союза по национальностям. Если вы хотите себя считать представителями великой культуры, считать себя образованными – читайте Толстого, а не Навального. Почитайте Пушкина, Лермонтова. Не хотите верить нам, не надо, мы чиновники, мы лидеры кавказских республик, мы, как говорится, «и в шапке дурак, и без шапки дурак», но почитайте свою родную классику. Все эти выскочки с лозунгом «Хватит кормить Кавказ!» просто не понимают, что говорят. Кто нас кормит-то? Вы полетайте на вертолете над нашими республиками и посмотрите – у нас нет ни одного гектара земли необработанного. Или возьмите справку в Минфине или Росстате по объему дотаций – ни одной северокавказской республики нет в первой двадцатке (в действительности северокавказские республики – во второй десятке. – Slon). Почему с них не предлагают начать, с Камчатки там и прочих? Мы получаем столько, сколько и должны получать, а отдаем, если посчитать по всем видам отчислений, иногда больше, чем получаем. Так что нам не перед кем оправдываться. И вот это умопомрачение некоторых хамских лидеров, разыгрывающих эту карту, он вредное. Не надо думать, что все это безобидные болтуны. Сегодня им Кавказ не нужен, завтра Татарстан, потом Ханты-Мансийск. Так все понемногу и развалится.
Магомед Магомедов
В Дагестане самое низкое бюджетное обеспечение по всей стране. На одного жителя республики приходится 24 тысяч рублей, в то время как по стране в целом – 53 тысячи. Не должно быть так, чтобы в пределах одной страны люди имели такой разрыв в уровне жизни. Не должен учитель в Махачкале получать 12 тысяч рублей, а в Москве – 60. Они выполняют одну и ту же работу. Так что не надо рассказывать, что Россия работает на Кавказ. Наоборот, у нас сейчас огромная нехватка помещений, для того чтобы работать учителям, врачам и так далее. И люди идут на самую низкую зарплату, потому что нет работы. Почему такая проблема в мегаполисах нашей страны с межнациональной напряженностью, почему говорят про «засилье кавказцев»? Да потому что они приезжают не грабить или убивать кого-то, а в поисках работы и получения образования, они не могут у себя получить ни того, ни другого в нужном объеме. И для того чтобы избежать всех подобных столкновений, нужно обеспечивать на Северном Кавказе и в других депрессивных республиках условия для работы и учебы. И тогда эта рознь будет угасать. А ее наоборот как будто бы специально разжигают. Вот мы, скажем, в Дагестане – а это многонациональная республика – никогда не называем национальность преступника, это табу. То же самое должно быть и в стране. Должно быть уважение к другой национальности и к другой религии.
О рабочих местах
Магомед Магомедов
Благодаря одному только туристическому кластеру будет создано 200 тысяч рабочих мест – это включает в себя не только горный, но и морской туризм. Если учитывать также инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе, транспортном комплексе, в промышленности, то рабочих мест может быть создано в 2 раза больше. Республика Дагестан – быстрорастущая, каждый год в трудоспособный возраст вступают 35–40 тысяч молодых людей. Мы должны не просто создавать рабочие места, но идти опережающими темпами.
О назначении гендиректора «Нафта-Москва» Олега Липатова первым зампредом правительства Дагестана
Магомед Магомедов
Олег Липатов был топ-менеджером компании «Нафта-Москва», принадлежащей Сулейману Керимову, мы с ним много работаем, он много вкладывает в нашу республику. Липатов много реализовывал проектов, мне понравилось, как он работает, у него большой опыт в инвестиционной деятельности. Этот опыт пригодится ему при реализации инвестиционных проектов в республике. Он также будет заниматься взаимодействием с федеральными органами государственной власти. Заметьте, я не стесняюсь приглашать к себе в правительство людей из Москвы, славянской национальности, у нас с этим проблем нет. В то же время, как мы знаем, в Москве есть проблемы у приезжих при поиске работы и найме квартиры. Мы планируем и дальше привлекать профессионалов высокого уровня для работы в правительстве, они есть и в республике, но если надо, будем искать кого-то и за ее пределами.
О деле Мирзаева
Таймураз Мамсуров
Телеканалы постоянно раздувают скандалы на пустом месте. Вот взять случай того же спортсмена, как его там, Мирзаева. По всем каналам трубят, уже у него скоро срок уголовный кончится, а эти все обсуждают. Говорят – не нравится, переключи канал, я переключаю – а там ведь то же самое! И ведь вскоре после того инцидента был случай, когда другой спортсмен, тоже чемпион Москвы по единоборствам, одним ударом убил человека в бытовой ссоре. И что, кто-то это обсуждал? Так, одной фразой, как прогноз погоды. Хорошо еще, что Чикатило не оказался кавказцем, а то нам бы пришлось еще полгода оправдываться.
Мы задал участникам пресс-конференции пару вопросов от себя.
– Чем вызвано сокращение госпрограммы финансирования Северного Кавказа, рассчитанной до 2025 года, в восемь раз, до 316,4 млрд рублей? Может ли это быть связано с тем, что инвестиции оказываются не очень эффективными из-за коррупции?
Таймураз Мамсуров: Уровень коррупции на Северном Кавказе не выше, чем в других регионах страны. К сожалению, эта проблема всегда была в России, да и во всем мире, начиная с Древней Греции. Не понимаю, как вы ее измеряли, чтобы выделить именно Северный Кавказ, в каких единицах это можно
– Ну, скажем, количеством возбужденных уголовных дел.
Таймураз Мамсуров: То, что количество таких дел в республике растет, означает лишь усиление интенсивности проверок. Это как с рентгеновским аппаратом – не гоняйте никого на флюорографию, и ни у кого не будет воспаления легких.
– Так почему финансирование-то урезали?
Магомед Магомедов: Вы не забывайте, что кроме бюджетного финансирования, в госпрограмме развития Северного Кавказа заложены другие инструменты развития округа, в частности привлечение инвестиций в регион. Так что здесь частично идет просто перераспределение ресурсов. Кроме того, горизонт планирования очень велик, так что не удивительно, что какие-то цифры меняются, уточняются. Наконец, есть и потребности других регионов, которые могут меняться, и что-то может перераспределяться в их пользу. Физический объем привлекаемых средств соответствует ожиданиям республик.
– Вы не считаете, что для начала нужно, чтобы ваша программа развития туризма была более привлекательной, туризм должен стать менее экстремальным? Я имею в виду террористическую активность в регионе.
Таймураз Мамсуров: Тот, кто у нас бывает, видит, сколько у нас туристов, в том числе иностранных, гуляют по проспекту, смотрят достопримечательности. Ну, что я буду вас убеждать в чем-то, лучше вы просто приезжайте и убедитесь своими глазами в том, насколько у нас на самом деле прекрасное место для отдыха. Причем много иностранцев из далекого зарубежья.
– Потому что для россиян дорого.
Таймураз Мамсуров: А вы приезжайте в гости, у нас в гостях не платят.
Магомед Магомедов: Просто если смотреть телевизор, то кажется, что у нас на каждом углу стреляют, но это же не так.
– Но ведь действительно есть террористы в регионе.
Магомед Магомедов: Мы активно боремся с ними, причем не только силовыми мерами, но и посредством работы с населением. Мы не преследуем людей за взгляды или идеи, мы боремся с теми, кто хочет навязать свои идеи с оружием в руках. И население понимает и поддерживает нас. Пик поддержки террористов прошел, люди разочарованы в террористах, они совершают чудовищные преступления, они убивают женщин, стариков, детей, убивают журналистов, ваших коллег. Мы работаем не только с населением, но и с самими террористами – возвращаем тех, кто ушел в леса, у нас есть комиссия по адаптации к мирной жизни тех, кто прекращает свою террористическую деятельность, и уже более 50 человек сложило оружие за два года работы комиссии.
Источник: Slon.ru
Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
0