«Дороговизну российских гостиниц диктуют сами гости»
Елена Лысенкова - об особенностях ценообразования в российских гостиницах
07 февраля 2013 | Персона
Текст: Дмитрий Ермаков
Гостиницы – слабое звено российской туристической индустрии. Нет недостатка в пятизвездочной роскоши и дешевом советском наследии, но до сих пор нет нормального предложения недорогих качественных гостиниц. Об особенностях ценообразования в российских гостиницах «Российский туризм» поговорил с Еленой Лысенковой, генеральным директором компании Hospitality In.Comm, специализирующейся на разработке управленческих решений в области гостиничного бизнеса.
- Согласно мониторингу системы hotels.su, в конце прошлого года московские отели сегмента 3* начали дорожать, а дорогие и престижные 4-5* — напротив, чаще дают скидки. Означает ли это, что Москва по-прежнему ориентируется только на взыскательных клиентов и бизнес-сегмент?
- Такая ориентация действительно сохраняется. Москва остается городом бизнеса, где спрос на отели диктуют корпоративные клиенты, командировочные туристы со всей страны и из-за рубежа. И это сказывается на динамике цен. Но все же тарифная политика большинства московских отелей пусть и медленно, но начинает смягчаться, двигаться в сторону клиента. Причем это касается всех ценовых сегментов.
Даже в отношении бизнес-туризма Москва уже не столь дорогая, как это принято считать. Ведь цифры, которые публикуются открытыми источниками (а они и формируют мнение о дороговизне московских отелей) — это только вершина айсберга. На практике, специальные предложения и корпоративные тарифы для крупных клиентов в московских отелях 5* могут опускаться до цены добротной «трёшки».
Спрос на трехзвездочные гостиницы в столице тоже велик, особенно когда объект реально соответствует заявленной категории качеством и ценой, да еще и расположен в рамках Третьего транспортного кольца. Поэтому отели класса 3*, предлагая выгодные цены для корпоративных клиентов, одновременно повышают тарифы для частного гостя – ради сохранения рентабельности.
А вот отели категории 4* чувствуют потери на всех фронтах и вынуждены играть в скидки. Этим как раз и может воспользоваться обычный путешественник, чьи расходы оплачиваются из собственного, а не корпоративного кошелька. Правда, четырехвездочные отели часто не попадают в поле внимания таких отдыхающих, потому что считаются слишком дорогими. Действительно, несколько лет назад тарифы на размещение в московских «четверках» были очень высокими, и это уже ошибочный стереотип.
- Однако о дефиците доступного размещения в Москве говорят и другие аналитики. Вот свежее исследование Jones Lang LaSalle: в 2012 году в городе открылись лишь две гостиницы, в них всего 253 номера. Гостиниц строят мало, и до конца 2015 года в Москве появится максимум 5 000 новых номеров. Это явно не решит проблему дефицита доступных отелей.
- Крупные девелоперы проблему доступных отелей не решат и решать не будут: строительство отелей эконом-класса остается непривлекательным для инвесторов. Но за последние два года, в столице наблюдается бум открытия доступных мини-отелей и хостелов. Их качество далеко от идеала, но соответствует своей цене на все 100%. Так, ночь в хостеле столичному гостю обойдется в сумму от 400 до 1000 рублей, и это, конечно же, конкурентоспособная цена. А данные, которые публикуют и предоставляют наши многоуважаемые коллеги из числа аналитиков, хостелов не учитывают.
- Россия представляет собой Эльдорадо для международных сетей. Но не будет ли западная экспансия означать еще большего удорожания отдыха в России? Ведь отечественным отельерам часто нечего противопоставить глобальным конкурентам? А цены у этих конкурентов не соизмеримы с уровнем российских зарплат...
- Да, не секрет, что большинство международных операторов рассматривают Россию как один из регионов для развития своих сетей. Но как показывает ретроспектива, их планы в России реализуются примерно на треть.
Ценовой вопрос, однако, с экспансией напрямую не связан. Расхожее утверждение, что западные компании диктуют тарифы конкурентам, не совсем верно. Большинство международных сетей, – возьмите, например, Hilton, – в наши регионы идут своими брендами уровня 2-3*: Hampton и Garden Inn. Их тарифная политика изначально планируется как весьма экономичная. Но тот факт, что в регионах, где к моменту прихода сетевого бренда нет хороших, соответствующих заявленному качеству гостиниц, приводит к тому, что отели международных сетей поднимают цену на размещение в 2-3 раза выше своих базовых тарифов. Так произошло даже с Holiday Inn в Москве, а что уж говорить про регионы…
Подводя итог: высокую стоимость диктуют сами гости, рублем подтверждая готовность платить за такой продукт заявленную цену. А российские отельеры не строят конкурентные объекты, потому что для этого требуются слишком большие инвестиции при долгой окупаемости.
- В последнее время многие туристы полюбили покупать гостиничные услуги через интернет. Но существует точка зрения, что между системами онлайн-бронирования отелей ведется демпинговая война, и уже в ближайшем будущем им придется поднимать цены, чтобы не прогореть. Насколько возможен ощутимый рост тарифов на бронирование гостиниц через онлайн-системы?
- Нет, невозможен. Структура работы гостиницы с системой бронирования такова, что система зарабатывает процент от продаж или фиксированный гонорар за каждую бронь. А цены и их уровень диктуются отелем. Именно сотрудник гостиницы выгружает тарифы в систему, и именно отель управляет своим ценовым позиционированием в системах бронирования. Крупные гостиничные сети строго следят за price parity (конкурентоспособностью цены). Отель не может, например, выставить на своем сайте за идентичное предложение цену ниже, чем на партнерском ресурсе системы бронирования. Так что туристам пока что бояться нечего.
Также в рубрике
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
0
На фоне роста внутреннего туризма в России появляется новая инфраструктура, открываются современные отели, причем не только на морских курортах, но и в других регионах страны. О том, как сделать гостиничный бизнес прибыльным, почему популярность глэмпингов ненадолго, и чем выгоден отдых в отелях «все включено», порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов
0