USD:
EUR:

Выиграть войну с оливье и ТВ

Кибовский — о новогодних развлечениях в столице

Выиграть войну с оливье и ТВ
В этом году москвичи смогут бесплатно покататься на коньках, на лыжах и увидеть праздничный салют на 30 площадках города, уточнил глава департамента культуры Москвы.

А. КИБОВСКИЙ: Лыжи у нас потихоньку уступают новым видам зимнего отдыха. Недавно у нас скандинавской ходьбы не было вообще, сейчас это массовый вид спорта, особенно для людей старшего поколения. Это очень приятно. С зимними пробежками та же история. Вообще надо сказать, что у нас зимний отдых набирает обороты. Зимой с 2010 на 2011 год у нас был миллион посетителей парков, а в прошлом году мы превысили даже свои прогнозные планы — у нас было 16,7 млн посещений. Это колоссальный рост — в 15 раз! Прогноз на этот год — порядка 18 млн посетителей. Это очень здорово. Но, конечно, всё это было бы невозможно без появившейся инфраструктуры. Таким образом мы потихоньку выигрываем новогоднюю войну с оливье и телевизором.

Творческий непокой и билеты за 100 рублей

Д. НАДИНА: У нас в гостях Александр Кибовский, руководитель департамента культуры города Москвы. Здравствуйте!

А. КИБОВСКИЙ: Здравствуйте!

Д.Н.: В последнее время очень много скандальных новостей, связанных с культурой. То Райкин обличает власть, ругает их за то, что они не дают работать, то другие деятели культуры, наоборот, говорят, что цензуры мало. Вы уже привыкли к этому всему? Или ещё переживаете?

А.К.: Да нет, я никогда не переживал. Я в культуре работаю с 1997 года, поэтому много чего видел. Надо к этому относиться спокойно, потому что если мы говорим о культурной среде, было бы опаснее, если бы у нас была тишь да гладь.

"На мой взгляд, творческий непокой — верный признак того, что у нас всё в порядке"

Есть разные точки зрения, они всегда сталкиваются, но гораздо хуже, если бы бы серенькая, стабильная и неконфликтная посредственность. Мне кажется, это ни к чему.

Д.Н.: В спорах между деятелями культуры и представителями госвласти вы на чьей стороне?

А.К.: Эти споры были всегда, независимо от того, какой был режим. Можно вспомнить Пушкина, который за свои не только творческие воззрения даже сиживал в темнице сырой. Надо относиться к этому спокойно. Тот же Николай I объявил себя личным цензором поэта.

Д.Н.: Он объявил себя цензором, но ещё и денежки Пушкину платил.

А.К.: Ещё и заплатили все долги, которых после поэта осталось много. Все авторские права тогда были закреплены за семьёй. Несмотря на то что Наталья Николаевна потом вышла за Ланского, эти права сохранились на 50 лет. Но самое парадоксальное заключается в том, что в первый же год, когда эти права семья утратила, изданий Пушкина вышло за один год больше, чем за все предыдущие годы. Более того, на Тверской, где было книжное издательство, стояли толпы людей, желающие приобрести произведения поэта.

Д.Н.: Подождите, вы нас заболтали.

А.К.: Нет, я говорю о том, что никогда не бывает каких-то простых линейных схем.

Д.Н.: Неделю назад вышла новость о том, что мэрия пересмотрит подход к финансированию театров. Уже пересмотрели?

А.К.: На моей памяти было штук пять театральных реформ, и все они практически не потревожили патриархальный строй, существующий с советских времён. Наоборот, стало только проще, потому что нет никаких главлитов, репертуарных комиссий. Меняются бюджетные кодексы, те или иные статьи и параметры, но какого-то внятного целеполагания не появилось. Нет никаких новаций, тем более, что всё это обсуждается и будет обсуждаться с представителями творческого сообщества.

Д.Н.: Финансирование у театров увеличится или уменьшится? У театра Райкина, например, финансирование увеличилось, правильно?

А.К.: Но не в результате каких-то заявлений, а в плановом формате. Ни я, ни какие-то мои коллеги не сядем на мешки с деньгами и не скажем, что "ах, ты начал разговаривать? Вот тебе денежка". Всё планируется заранее. В Москве вообще трёхлетний бюджет, поэтому каждое учреждение понимает, какая у него цифра не только на этот год, но и на следующий. Тут нет никаких всплесков. Никто никаких программ в стиле известного булгаковского персонажа — "взять и поделить" — не предполагает.

То, что активно обсуждается сейчас на площадке "Московского комсомольца" — вопрос о том, как ориентироваться на зрителя — может принимать разные формы. Это может быть форма, при которой дотируется зритель. Они ведь нами всё равно дотируются. Мы, кажется, уже обсуждали в этой студии.

Д.Н.: Да, вы говорили о том, что билет стоит не столько, сколько стоит на самом деле, а дешевле для нас, потому что часть уже заплатила мэрия.

А.К.: Бывают ситуации, когда у нас есть билеты в хорошие театры, которые дотируются 50/50, а то и больше. Но в то же время у нас некоторые театры позволяют делать себе программы "всё по 100" при том, что в среднем прокат стоит 800 рублей.

Д.Н.: Я такое только в консерватории видела.

А.К.: И то это, скорее, промоакция, когда есть желание привлечь аудиторию для того, чтобы они пришли на какие-то серьёзные вещи. Это, конечно, не может не вызывать вопросов, потому что зачастую это свидетельствует только об одном: не имея возможности привлечь зрителя на своё творчество, зал заполняют любыми способами для того, чтобы дать какую-то статистику и получить под неё бюджетное финансирование.

Д.Н.: Вы сами в какой театр ходите чаще всего?

А.К.: Если мы говорим про музыкальное творчество, я хожу в наш Московский театр Немировича-Данченко. Мне кажется, там прекрасно прошла премьера "Пиковой дамы", я всех приглашаю на этот спектакль. Если говорить о драматическом театре, я посещаю и театр Сатиры, и Моссовет, и Ленком. Также я обратил внимание на очень интересный эксперимент, который провёл недавно Герасимов, глава комиссии по культуре. Он играет Маленького принца, очень оригинальная вещь, есть смысл посмотреть.

Д.Н.: "Пиковая дама" вышла ещё и в кино.

А.К.: Да, но это другое.

"Нет отдельно позиции чиновника и деятеля культуры. Это искусственное разделение, которое я принять не могу"

 Я считаю, что это наше общее дело, а позиция может быть только одна — консолидированная, к чему мы и стремимся.

Д.Н.: Всё-таки два слова про кино. Мне очень понравился фильм "Пиковая дама". Недавно была новость о том, что теперь группы, которые снимают кино, должны будут платить тем городам, в которых они это кино снимают. В Москве же много кино снимают, получается, это какая-то новая статья бюджета?

А.К.: Картина вызывает разные впечатления, как и все картины Лунгина. Что касается вашего вопроса, это какое-то недоразумение. У нас абсолютно другая установка. Мы заинтересованы в том, чтобы в нашем городе снимали не только отечественное, но и зарубежное кино. Более того, для поддержки этого будут вручаться гранты мэра Москвы за образ Москвы в современном киноискусстве.

"Многие впечатления от Москвы прошлого мы сегодня черпаем ведь не из документального, а из художественного кино. Как можно представить Москву 60-х без фильма "Я шагаю по Москве"

Первым призом будет 50 миллионов рублей, вторым — 30, третьим — 20.

Д.Н.: Часто иностранцы подают заявки на съёмки фильмов?

А.К.: Сейчас нет такой институции как заявки. Сейчас мы будем подводить итоги года кино, будет проходить заседание оргкомитета, на котором мы обсудим предложения на базе нашего московского кино. Мы хотим создать кинокомиссии, то есть те структуры, которые будут помогать тем, кто хочет снимать фильмы. Вы же не можете просто выехать в город с камерами. Вы должны поставить несколько машин на весь день — гримёрную, техническую и так далее, а сейчас за каждый час парковки нужно платить деньги.

Д.Н.: Да ещё какие!

Без злорадства

Д.Н.: Сейчас идёт много разговоров вокруг министра культуры господина Мединского, с его диссертациями сейчас какие-то разборки, слухи разные ходят. Вы на чьей стороне во всех этих обсуждениях и спорах? Поддерживаете тех, кто проверял его научную работу или его самого? И как лично к нему относитесь?

А.К.: Я могу сказать только то, что нужно разделять две вещи. Одно дело, когда идёт вопрос о том, каким является учёный вклад того или иного человека. Про себя я могу сказать то же самое. Моя научная тема, например, никак не сопрягается с той работой, которой я сегодня занимаюсь. Поэтому это, наверное, отдельная тема, и пусть она обсуждается теми людьми, кто в неё погружён. Я не специалист по истории XVII столетия, и для меня эта тема не является приоритетной, поэтому я не считаю себя вправе высказывать какие-то суждения.

Д.Н.: Вы не читали эту работу?

А.К.: Я же всё-таки искусствовед, мне эта сфера ближе.

"Каждый должен заниматься своим делом, а выступать с позицией "не читал, но осуждаю" — неправильно"

Что касается отношения к Мединскому как к министру, я понимаю, что все министры культуры, начиная с Сидорова, — фигуры, которые подвергаются определённого рода рассмотрению. Про некоторых министров даже писали книги. Поэтому надо к этому спокойно относиться, но большое видится на расстоянии. Есть такая важная категория как кадровые назначения, вот тут точно всё решает только министр, его подпись ставится на приказах. Нам нравится, что в Третьяковскую галерею пришла Зельфира Исмаиловна Трегулова, нравится, какие там сейчас открываются проекты. Нам нравится, что в Пушкинский музей пришла Марина Лошак, нравится обновление этого музея, свежая струя.

Д.Н.: А какие очереди!

А.К.: Давайте не забывать, что эти кадровые назначения были сделаны министром культуры. Давайте видеть вещи в объективном контексте, ведь за мелочами можно не увидеть главного. Давайте будем аккуратно судить, тем более, что когда кто-то возглавляет большое направление работы, естественно, он в ответе за всё. Но далеко не всегда от тебя зависят какие-то вещи, поэтому смотреть на всё нужно без злорадства, я это больше всего не люблю. Если есть какие-то конкретные вопросы, претензии, — это одно дело, но когда диалог переходит в неистовую агитационную кампанию, я этого не понимаю. Мне нравится позиция Ольги Львовны Свибловой — кстати, завтра отмечается юбилей её московского центра. О том, что когда ей предлагают подписывать коллективные письма, она отвечает, что в советское время их не подписывала и сейчас не будет. И если ей что-то не нравится, она сама возьмёт и напишет то, что считает нужным.

Д.Н.: Мединского активно критикуют за доски, которые появились в Петербурге в последнее время. Приходили общественники, обливали их краской, требовали закрыть. В Москве таких скандалов не было, у нас всё происходит немножко спокойнее. В чём разница между Москвой и Петербургом в этом плане?

А.К.: Мне трудно судить. Может, спросить коллег из Петербурга? У нас, по-моему, всё нормально. Мы в эти выходные все вместе открывали памятник Майе Плисецкой в новом сквере, посвящённом ей. Это наш совместный проект, наша гордость.

Д.Н.: Насколько я понимаю, вы искали внебюджетное финансирование под это?

А.К.: Фонд привлёк внебюджетное финансирование.

Мы сейчас говорили про год кино. Мы проводили прекрасную совместную акцию у Большого театра, где был замечательный концерт Дениса Мацуева. Мы как город Москва обеспечили сценическую площадку, сцену, звук, охрану, а наши федеральные коллеги обеспечивали участие Дениса, оркестра, концерт вёл Евгений Миронов. Тем, кто пришёл на встречу с прекрасным в этот вечер, было совершенно всё равно, кто что делал. Для них важны впечатления. Но то, что мы по отдельности вряд ли могли бы дать такие впечатления людям, это очевидно. Поэтому когда мы работаем вместе, это великое счастье. Замечательно, что у нас сегодня есть прекрасное взаимодействие между нами, как московскими властями и федеральной властью, что у нас большое количество федеральных учреждений работает для наших москвичей. Ведь кто в основном является посетителями Третьяковской галереи, Оружейной палаты, Пушкинского музея? Конечно же, наши граждане.

Д.Н.: Я думала, что вы скажете, что власти Москвы просто немного осторожнее, чем власти Петербурга, когда речь идёт об установке разных памятников.

А.К.: Вопрос, касающийся установки монументов, — это прерогатива органов исполнительной власти. Для этого есть комиссия при Московской городской думе, это сделано как раз для того, чтобы не было возможности административного влияния. Поэтому, прежде чем у нас что-то появляется, это проходит такую серию публичных обсуждений, что к моменту возникновения данного объекта он уже ни у кого не вызывает вопросов. Например, военно-историческое общество поставило памятник Рокоссовскому на бульваре Рокоссовского. У кого могут быть какие-то возражения по этому поводу? Ни у кого. Только благодарность.

Праздник к нам приходит

Д.Н.: Что нас ждёт накануне Нового года? Будут ли какие-то концерты, вроде концерта Мацуева?

А.К.: Конечно, у нас идёт большая подготовка к Новому году. У нас 17 ноября открылся каток в Парке Горького, это такой символ начала зимнего сезона. 26-го у нас заработают все остальные катки, где-то они уже начали работать. Только на наших территориях — 45 катков, из которых 18 работают бесплатно. При этом огромное количество катков находится на придворовых территориях, на территориях префектур и управ. Конечно, сегодня это уже не те катки, что раньше, многие из них — это катки высшей степени комфортности, москвичи привыкли к тёплым раздевалкам, хорошим пунктам проката с качественным инвентарём, горячим питанием. Это всё вошло в нашу жизнь за последние несколько лет, потому что когда в 2011 году мы открывали первый каток с искусственным льдом, это казалось событием вселенского масштаба. Сегодня в наших парках 24 катка с искусственным льдом, и это совершенно не удивляет людей.

Д.Н.: А на Красной площади снова будет каток?

А.К.: Это обсуждается. Красная площадь — это территория с особым статусом, она находится в ведении коменданта Московского Кремля, давайте не будем думать за коллег. Но, конечно, всегда в новогодних торжествах этот объект задействован, это вообще зона особого внимания. Полагаю, что и в этот раз там всё будет, как надо.

Что касается инфраструктуры, у нас с этим всё тоже очень хорошо. У нас есть семь хоккейных школ, школа фигурного катания, 73 лыжные трассы на территории 42 парков общей протяжённостью 170 километров. Самая длинная трасса находится традиционно в Сокольниках. Там всё то же самое: раздевалки, прокаты, питание.

Кстати, насчёт катков: в Сокольниках мы залили ледяные дорожки в лесу, то есть там можно будет даже покататься на коньках между деревьями.

Лыжи у нас потихоньку уступают новым видам зимнего отдыха. Недавно у нас скандинавской ходьбы не было вообще, сейчас это массовый вид спорта, особенно для людей старшего поколения. Это очень приятно. С зимними пробежками та же история. Вообще надо сказать, что у нас зимний отдых набирает обороты. Зимой с 2010 на 2011 год у нас был миллион посетителей парков, а в прошлом году мы превысили даже свои прогнозные планы — у нас было 16,7 млн посещений. Это колоссальный рост — в 15 раз! Прогноз на этот год — порядка 18 млн посетителей. Это очень здорово. Но, конечно, всё это было бы невозможно без появившейся инфраструктуры. Таким образом мы потихоньку выигрываем новогоднюю войну с оливье и телевизором.

Д.Н.: "Лучшие трассы в Бутовском лесу сейчас уничтожаются", — пишет слушатель.

А.К.: Не могу ничего сказать по этому поводу. Но есть альтернативы. На портале mos.ru можно всё посмотреть. Есть сайты самих парков, есть наш партнёрский сайт parkseason.ru. Сейчас узнать о том, что где есть в Москве — абсолютно не проблема.

Д.Н.: Сейчас уже, наверное, утверждён план предновогодних мероприятий? Вы Дедом Морозом поедете в этом году?

А.К.: Я и в прошлом не ездил. А к чему вопрос?

Д.Н.: Вы же говорили, что вы как-то были Дедом Морозом.

А.К.: Нет, вы что-то путаете. Я водил танк на параде 7 ноября, это разные вещи. А Дед Мороз у нас есть настоящий — из Великого Устюга, он у нас, кстати, будет 24 ноября в зоопарке. В этот день зоопарк будет работать бесплатно в первой половине дня. А для детей у нас вообще вход бесплатный всегда. Более того, с нового года зоопарк будет работать и по понедельникам.

У нас есть дача Деда Мороза, которая будет работать, как только он приедет. У нас будет появляться график в разных районах города Москвы, всё можно будет посмотреть.

Д.Н.: А концерты? На День города в прошлом году приезжал Aerosmith, а в Новый год выступали другие звёзды на разных площадках. В этом году будет что-нибудь подобное?

А.К.: Aerosmith — это был частный проект, подарок. Это была не бюджетная история. Но мы, конечно, очень благодарны, потому что москвичи смогли увидеть таких великих артистов. На прошлый Новый год концерт делал Первый канал, это был их проект. Это был интересный эксперимент с прямым эфиром в новогоднюю ночь, ну, Первый канал и есть Первый канал, что тут скажешь.

Мы, конечно, тоже готовим свою программу.

"У нас запланировано около 400 мероприятий в рамках новогодних и рождественских торжеств"

Много мероприятий проходят на территориях парков культуры и отдыха.

Д.Н.: Ярмарки на бульварах, наверное, будут?

А.К.: Это делают наши коллеги, партнёры, это будет фестиваль "Путешествие в Рождество". У нас есть чёткое понимание того, кто чем занимается, потому что центральная часть города, где проходит фестиваль, — это наши коллеги из департамента потребительского рынка и торговли, а окружные площадки — это территории нашего департамента. У нас 21 парк, 11 окружных площадок, у нас в каждом округ будет своя концертная площадка. Все программы будут представлены на портале mos.ru. Ну и, конечно, какой Новый год без салюта? Всё необходимое для этого будет сделано, у нас 30 площадок, на которых будет проходить салют.

Д.Н.: В 21:00?

А.К.: Нет, в час ночи. Вообще мы переживаем в новогоднюю ночь четыре волны посетителей.

Д.Н.: Самое интересное, наверное, происходит уже под утро?

А.К.: Это самые стойкие.

Д.Н.: Самые нетрезвые, наверное.

А.К.: Первая волна — это те, кто отмечает Новый год, а потом уходит домой. Вторая волна — те, кто приходит, чтобы именно в парке или на площади услышать послание президента и зафиксировать это дело. Их сменяют те, кто уже послушал послание и пришёл погулять. А потом приходят такие "шатуны" — люди, приходящие, чтобы встретить рассвет.

Д.Н.: Я из пятой волны, которые вообще из дома не высовываются.

У вас спрашивают, поедете ли вы в Эрмитаж на выставку Фабра?

А.К.: Наши желания ехать куда-то или нет регулируются государственной службой. Я не настолько свободен в своих перемещениях, но я поеду в Петербург на культурный форум, который будет проходить с 30 ноября по 2 декабря.

Д.Н.: Спасибо! В студии был Александр Кибовский, руководитель департамента культуры города Москвы.

Источник: life.ru

Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
 0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0