Сердца космической пробы
ВЛАДИМИР КЕКИН,ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ КЛУБА ГЕРОЕВ ГОРОДА ЖУКОВСКОГО, РАССКАЗЫВАЕТ В КАНУН ДНЯ КОСМОНАВТИКИ
Это о них, людях, летающих быстрее, выше и дальше. Покорители космоса... При словах этих, теперь уже почти обыденных, но продолжающих излучать необыкновенную энергию и силу, вспоминаются прежде всего имена и лики наших всенародно признанных героев, прорубивших окно в неземной мир. Не меньшего почтения и восхищения достойны и люди, идущие плечом к плечу с ними.
Владимир Васильевич Кекин –заслуженный испытатель космической техники, один из таких небесных волшебников, стоявших у истоков отечественного самолётостроения и космонавтики. Ровесник Юрия Гагарина, сослуживец Германа Титова и многолетний друг Игоря Волка, он внёс свою посильную лепту в освоение околоземного и окололунного пространства. Родился на Урале. После 10-летки в 1963 году был призван в армию. Служил в посёлке Сиверский в легендарной эскадрильи Ленинградского военного округа гвардейского истребительного авиационного полка, где было восемь Героев Советского Союза, один из которых – будущий космонавт Герман Титов. Летал на советском реактивном истребителе МИГ-15, состоявшем в ту пору на вооружении многих стран.
- Высота и скорость опьяняли и завораживали, - вспоминает Владимир Васильевич. - До сих пор это чувство в крови. Летали нередко в сложнейших метеоусловиях. Не обходилось, к сожалению, без катастроф. На глазах у товарищей разбился лётчик Володя Ваков. Светлая ему память.
Одной из наших задач было уничтожение американских воздушных зондов-разведчиков, летавших над советской территорией. Американцам, как известно, уже тогда не давал покоя агрессивно-шпионский зуд, нацеленный против нашего государства. Сбить такие зонды было не просто, так как они представляли собой прозрачный воздушный шар. Кому это удавалось, командование выплачивало 1 тыс. руб. - сумму по тем временам немалую. Но мы, честно говоря, охотились за нарушителями границы не за деньги. Ребят возмущали вероломство и наглость заокеанских «друзей».
Космонавт И.Волк (в центре) после вручения ему Кубка президента Международной ассоциации лётчиков-испытателей (слева В.Кекин).
Каким образом судьба моя оказалось напрочь связана с космонавтикой?
При том здравом подъёме общественного сознания, высоком сердечном устремлении каждого служить отечеству, иначе и быть не могло. Мы волею судьбы очутились в удивительной эпохе, когда научно-технический прогресс постоянно ускоряется, будоража умы и сердца. Как тут отсиживаться в стороне? Шутка ли: чуть более ста лет назад мало кто верил, что аппарат тяжелее воздуха сможет плавать по небу. Полёты за пределы земной атмосферы казались абсолютно нереальными. Но прошло совсем немного времени, и в течение жизни одного поколения человек преодолел земное тяготение, вышел в открытый космос, добрался до Луны и послал автоматические аппараты почти ко всем планетам солнечной системы. Сегодня мы спокойно констатируем невероятный факт: человечество вступило в новую эру и настолько привыкло к этому, что полёты в космос принимаются совершенно обыденно. Мне посчастливилось оказаться на гребне необыкновенной волны, поднявшейся на стыке превращения фантастики в реальность.
После демобилизации был приглашён в Отдел лётных испытаний ОКБ 301, что в подмосковных Химках. Предприятие возглавлял генеральный конструктор Семён Алексеевич Лавочкин. Тут-то и наступила пора настоящих лётно-космических университетов. Не буду вдаваться в технические аспекты своей работы. Скажу только, что она сразу поглотила всего меня, ввела в круг сложнейших технических задач, познакомила с замечательными специалистами – выдающимися инженерами, изобретателями, конструкторами, лётчиками-испытателями, позже космонавтами.
Долгие годы я очень гордился и горжусь этими людьми. Это наши кумиры, настоящие рыцари неба. Назову лишь несколько имён великих лётчиков родного Отечества: Валентина Степановна Гризодубова – первая женщина, удостоившаяся звания Герой Советского Союза (1937г.) и Герой Социалистического Труда (1987г.); Аркадий Павлович Богородский - полковник авиации, заслуженный лётчик-испытатель; Игорь Петрович Волк – заслуженный лётчик-испытатель, космонавт, Герой Советского Союза…
После полёта в космос Игорь Волк приступил к освоению БТС-002 (Большая транспортная система «Буран»). Отряд для подготовки к полётам он отбирал сам. В нём было 10 лётчиков семи национальностей.
Юрий Гагарин во время посещений Энергомаша
Академик В.П.Глушко «снарядил» 47-летнего Игоря в космический полёт на «Салюте-7» (Юра Гагарин летал будучи на 20-лет моложе) вместе с космонавтами В.Джанибековым и С.Савицкой. По признанию самого Игоря это был «бесплатный отпуск на 12 суток за счёт государства».
На проходившем в Жуковском Международном аэрокосмическом салоне Игорь получил награду – Кубок «REVO REDO TROPHY». На всей планете тогда обладателей подобной награды было по пальцам пересчитать.
С легендарной лётчицей Гризодубовой нас связывали не только производственные, но и общественные интересы. Являясь депутатом Верховного Совета страны, она получала письма нередко с весьма «деликатными» просьбами. Несмотря на грозящие ей неприятности, как могла помогала опальным авиаторам. Позже призналась: «будучи депутатом, вызволила из тюряги более 1000 человек, в том числе Сергея Павловича Королёва». В день 105-летия конструктора Наталья Сергеевна, его дочь, это подтвердила.
В сентябре 1957 года министр обороны Георгий Константинович Жуков вместе с А.П.Богородским прибывает в Химки в наше ОКБ, детище прославленного авиационного конструктора Лавочкина. Спустя некоторое время у Лавочкина появился маленький самолётик Ла-17 - фронтовой фоторазведчик. На передвижной пусковой установке в воздух его поднимали два пусковых пороховых двигателя с одним маршевым авиационным «движком» и с выработанным моторесурсом от самолётов МИГ (экономия!). Недорогой и простенький самолётик - но как он был необходим в работе лётчиков-истребителей, ракетчиков.
Таких самолётов- мишений Ла-17 Оренбургский машзавод изготавливал около 700 штук в год. Этого количества вполне хватало для всех стран социалистического лагеря.
Сослуживцы вспоминают: И.В.Сталин неожиданно пригласил в Кремль всех авиаконструкторов страны. Была поставлена задача – в короткие сроки создать ракету для войск ПВО по защите столицы от возможного нападения извне.
За решение её взялся Лавочкин. Куратором проекта был Л.П.Берия. Комплекс назвали «Беркут». Он располагался и был «спрятан» по бетонной кольцевой дороге на значительном удалении от Москвы. Эти дороги сохранились до сих пор. Работают на народное хозяйство. Соединены с федеральными трассами, более того подлежат реконструкции и расширению.
Лебединая песня С.А.Лавочкина – Ла-250 «Анаконда», так назвали грозную машину лётчики-испытатели. Это необычный самолёт – перехватчик воздушных целей. Скорость около 2-х тыс. км в час., высота полёта более 15 км, под крылом две «доморощенные» ракеты, то есть своего изготовления, весом по 750 кг каждая, с головками самонаведения. По лучу бортового радиолокатора самолёта ракета могла брать высоту 25 км. Тогда-то американским самолётам - разведчикам вторгаться в наше воздушное пространство стало весьма небезопасно.
«Анаконда» была для того времени необыкновенным самолётом – сигарообразный корпус, крыло стреловидное, треугольное хвостовое оперение. Радиолокатор кругового обзора от НИИ – 17, где заместителем начальника была наша славная лётчица Гризодубова, как я уж говорил, первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза и Герой социалистического труда.
Как-то министр обороны Жуков приехал на завод, как заказчик, вместе с лётчиком, одетым в кожаную куртку (звание невозможно было различить). Их сопровождал главный конструктор ОКБ Лавочкин. Сборный цех №4 был пустынным – всех рабочих отправили на обед по случаю прибытия высокого начальства. Я находился в кабине Ла-250, устанавливал приборы и органы управления с учётом их удобства и доступности.
Лавочкин и Жуков вели разговоры по «интересам». Лётчик в куртке стремительно взбежал по стремянке в кабину Ла на уровень второго этажа, где я выполнял свои функции. Встретившись с ним, тогда ещё незнакомым мне человеком, я на правах «хозяина» невежливо спросил: «Будете летать на нашем изделии?» Он, не задумываясь, тут же честно ответил: «Особого желания нет». Видно, знал о двух разбившихся машинах. Кроме «Анаконды» в цехе шла сборка изделия «350» - первой в мире крылатой ракеты, сваренной из титана. «Буря» успешно летала со скоростью 3500 км в час на Камчатку, доставляя в заданный район «каплю» - эквивалент атомного заряда. Пуски производились по ночам. На высоте 18 км графитовые газовые рули перекладывали «сигару» в горизонтальный полёт, а когда они отстреливались, падая вниз, зрелище было неописуемое. Один восторг.
На старт «Бурю» доставляли на железнодорожной платформе. Уже тогда она отдалённо походила на будущий американский «Шаттл» ХХI века. Сочетание технических мечтаний с интересами и потребностями текущего момента – в этом и заключался дух изобретательства и конструкторских идей великого самолётостроителя. Лавочкин опережал своё время.
Первый полёт Ла-250 был, к сожалению, неудачным. На втором вылете заслуженный лётчик- испытатель А.Г.Кочетков попал в катастрофу. После госпиталя в Кремле ему были вручены орден Ленина и «Золотая звезда Героя».
В.С.Гризодубова, И.П.Волк, В.В.Кетин
Кочетков – тоже легенда. Ещё в 1943 году в США он испытывал американские самолёты «Аэрокобра», поставлявшиеся нам по договору лендлиза. Эти машины не отличались высокой надёжностью. Одну из них Кочетков «разломал» в воздухе на глазах у изумлённой публики. Самолёт развалился, а сам он спасся на парашуте американской фирмы, был принят в её почётные члены и награждён знаком «Золотая гусеница».
Многие уже заслуженные лётчики-испытытели Г.М.Шиянов, П.И.Казьнин и другие изъявили желание продолжать испытание Ла-250. Но судьба выбрала А.П.Богородского, родившегося в 1923 году. Говоря о нём как о рыцаре неба, следует отметить, что он был талантлив во всём: паял, выпиливал, отливал разные детали и скульптуры, «изящно» рисовал.
В правительственных кругах решили «выделять» среди лётчиков-испытателей самых отважных (были ведь уже тогда, например, заслуженные альпинисты). И вот наступил момент, когда в ЛИИ (лётно-исследовательский институт) имени М.М.Громова, что в подмосковном Жуковском, лётная братия атаковала Богородского и принудила его взяться за проект знака «Заслуженный лётчик-испытатель». Проект был выполнен на отлично. Руководство страны в 1959 году отметило этим почётным знаком семь лётчиков-испытателей. Среди них С.Н.Анохин, М.Л.Галлай.
На серебряном знаке «Заслуженный лётчик – испытатель» золотом отливает символ Ла-250. Когда Богородский успешно закончил заводские и государственные испытания этой машины и сам был удостоен звания заслуженного лётчика-испытателя и награждён знаком «собственного изобретения». Военные лётчики награждаются такими же «его знаками», но с красной лентой.
С Богородским мы познакомились благодаря маршалу Жукову. Потом как и с Игорем Волком подружились в процессе испытания новых аппаратов.
В апреле 1972 года в Жуковском при очередном полёте на одном из МиГов отказали двигатели. Руководитель полёта скомандовал катапультироваться. Богородский приказу не подчинился. Стремление спасти город победило. Цена – собственная жизнь. Ему было 49. Для справки: четыре великих лётчика погибли в 34 года: В.Чкалов, Г.Бахчиванджи, Н.Гастелло, Ю.Гагарин.
Где она, граница между заботами «небесными» и «земными»? Помнится, с коллегой Николаем Громцевым перегоняли самолёт в Москве из Тушино на Ходынку - центральный аэродром, где открывалась выставка авиатехники. А спустя некоторое время из Подмосковья на семи Яках и одном Ан-2 стартовали участники перелёта Москва-Мельбурн-Москва. Впереди 46 тыс.км пути. Маршрут по мнению специалистов довольно сложный. Большая часть его пролегала в непростых погодных условиях… Перелёт совершили отважные лётчики – любители. Первый президент Федерации любительской авиации страны – всемирно известный заслуженный лётчик-испытатель и лётчик-космонавт СССР Игорь Петрович Волк.
В 70-е годы, когда разрабатывался многоразовый космический корабль самолётного типа «Буран», формировали отряд космонавтов для полёта на нём. Из более чем 500 претендентов, боевых лётчиков, отборочную комиссию прошли только 8! 47–летний Игорь Волк назначается руководителем комплекса подготовки космонавтов для полётов на «Буране». Спустя три года после «путешествия» в космос на корабле «Союз-12», он же - И.Волк и второй пилот Р.Станкявичюс впервые подняли в воздух сложнейший аппарат – аналог «Бурана» и провели на нём серию полётов. Именно они, использовав своё великолепное мастерство, глубокие инженерные знания и опыт научили «Буран» летать задолго до его памятного сенсационного полёта в автоматическом режиме.
Не подумайте, что с выдающимися личностями доводилось общаться мне только в цеху, лаборатории или в кабинах диковинных изделий. Судьба сводила нас в самых неожиданных местах. С Юрием Гагариным, например, «соприкоснулся» в совсем необычной обстановке. Мы ещё необстрелянные в то время Циолковские и Можайские позволяли себе иногда ходить пообедать в ресторан «Волга», что «угнездился» между Химками и Москвой в Северном речном порту. Однажды, когда сидели за столиком в углу зала, в сопровождении коллег по службе в ресторан вошёл Юрий Гагарин. Позабыв о еде, все устремили взгляды на звёздного гостя . Подождав, когда Юра с друзьями отобедал, мы ринулись к нему. В результате знакомства я был очарован его простотой и открытостью в общении с нами.
Как самая дорогая реликвия в семейном музее хранится фото Гагарина, сделанное в память о посещении им НПО «Энергомаш», где кстати трудилась и моя жена Антонина Александровна. Объединение возглавлял тогда крупный советский учёный в области ракетно-космической техники Валентин Глушко…
…Игорь Волк и сегодня продолжает следить за программой испытаний грозных боевых машин на «штопор». Вспоминает, как у него однажды при перегрузке «13» обшивка сверхзвукового самолёта превратилась в гофр. Металл сдал, а лётчик выдержал! Немалые и общественные перегрузки по плечу космонавту. Он президент международной неправительственной ассоциации «Земля и космонавтика», президент федерации тенниса. Когда Николай Громцев, один из участников первого Всесоюзного слёта энтузиастов – любителей лёгких летательных аппаратов, предложил ему создать и возглавить Федерацию любителей авиации в стране, Игорь не мог отказаться. Понимал, насколько это движение важно для Отечества.
Если в первом слёте авиалюбителей в 1983 году участвовало три самолёта и столько же планеров, то спустя шесть лет на Всесоюзном конкурсе демонстрировалось уже свыше сотни различных летательных аппаратов. Федерации удалось объединить несколько десятков тысяч молодых людей, одержимых идеей авиационно-технического творчества.
В последствии Федерация насчитывала более 100 самостоятельных подразделений от Камчатки до Калининграда. В ней, кроме самолётов любительской постройки, появились серийные Яки, Ли-2, Ан-2, вертолёты. Имеются сеть своих аэродромов, системы связи, заправок и многое другое.
Одной из значительных вех в жизни Федерации явилась новая экспедиция на «собственных крыльях» теперь уже по маршруту Москва-Сидней-Москва. Каждую кандидатуру отбирал лично президент И.Волк. Исключение он сделал только для француза-космонавта и американского астронавта. Участники перелёта – люди разных возрастов, национальностей, уровня образования. Россия-Китай-Вьетнам-Лаос-Таиланд-Малайзия-Индонезия-Австралия-Филиппины-Тайвань-Япония-Южная Корея. Экипажи преодолели расстояние около 47 тыс.км и пробыли в воздухе в общей сложности почти 10 суток.
Опыт таких перелётов способствует созданию в стране авиации общего назначения. Понятие ёмкое: авиация народнохозяйственная, деловая, спортивная, мелких авиакомпаний, частных лиц. Всё это важнейшая проблема сегодняшнего дня. Её необходимо решать. Согласитесь: у нашей космической державы и эта, так называемая «малая авиация», должна быть на космической высоте. Восхождение к звёздам начинается с земли. Именно она, родная, выводит на свет божий таких славных героев как Гризодубова, Гагарин, Богородский, Волк, Кочетков и тысячи других россиян с сердцами космической пробы.