Надо развивать «красный туризм»
Так считает депутат Госдумы Юрий Афонин
Выездной туризм никогда не был доступен большинству наших соотечественников. Даже до кризиса за год на зарубежный отдых выезжало всего лишь 10-12% населения, а более 70% россиян вообще не имеют загранпаспортов. Во-вторых, выездной туризм полностью зависит от курса рубля и политической стабильности в далёких от нас регионах.
В то же время наша страна обладает уникальным туристическим потенциалом. У нас есть Байкал и Камчатка, Приморье и Карелия, Кавказ и Алтай, Сочи и Крым, древние города центральной России. У нас – широчайшие возможности для рекреационного, культурно-познавательного и лечебно-оздоровительного туризма. В советское время весь этот потенциал был задействован. Если бы после разрушения Советского Союза туризм не был брошен на произвол рынка, сегодняшней критической ситуации в отрасли можно было бы избежать. Но продуманной государственной политики не было. А туризм ассоциировался лишь с возможностью выезда за рубеж. В то же время, инфраструктура внутреннего туризма и отдыха деградировала:с 1990 года число мест в санаториях-профилакториях упало в 2 с половиной раза, в домах отдыха – в 7 раз, на туристских базах – в 13 раз!
По данным ВЦИОМа, в минувшем году на наших черноморских курортах отдохнули всего 20% отпускников, а более 60% вообще не выезжали никуда дальше дачи, так как крайне дорогими остаются внутренние пассажирские перевозки. К примеру, при сопоставимых расстояниях перелёт из Москвы на курорт Белокуриха в Алтайском крае в разы дороже, чем чартерный перелёт на египетский курорт.
Стратегическим ответом на кризис может стать только всемерная государственная поддержка внутреннего туризма. Государственные вложения в эту отрасль способны вызвать мультипликационный эффект развития экономики.
Мы убеждены, что надо работать над созданием системы чартерных рейсов на наиболее массовых направлениях внутреннего туризма. Мыподдерживаем инициативу о введении налоговых вычетов по НДФЛ для граждан, отдыхающих внутри страны. А также предложение отменить НДС на внутренние авиаперевозки и распространить 50-процентную скидку для школьников на железнодорожные билеты на каникулярный период. Конечно, будет полезным субсидирование туроператорам внутрироссийских маршрутов.
Мы поддерживаем Федеральную целевую программу «Развитие въездного и внутреннего туризма», потому что при её реализации каждый вложенный государством рубль привлекает в отрасль более трёх рублей внебюджетных инвестиций. К сожалению, объем этой программы совсем невелик. В расчёте на одного россиянина – всего около 30 рублей в год. Недопустимо, если эта программа будет урезана в рамках очередного секвестра бюджета. Ведь это вложения, прежде всего, в инфраструктурные проекты, которые являются лучшим «мотором» для развития страны.
Мы уверены в необходимости возрождения советского опыта широкого участия предприятий в оздоровлении населения. Налоговые льготы, получаемые за оздоровление сотрудников, должны заставить бизнес вкладывать средства в рекреационную инфраструктуру предприятий и субсидирование отдыха работников.
Девальвация рубля сделала турпоездки в Россию более дешёвыми для иностранцев. Въездной туризм вырос. В связи с этим хочу обратить внимание на следующий вопрос. У нас ещё находятся деятели, которые борются с советскими названиями и памятниками. Между тем, рядом с нами есть страна, где одних членов Коммунистической партии – 90 миллионов человек, что сравнимо со всем взрослым населением России. Это Китайская народная республика, которая уже вышла на первое место в потоке иностранных туристов в нашу страну. Китайские туристы проявляют огромный интерес к истории СССР. В частности, большой энтузиазм у них вызывает маршрут по ленинским местам с посещением Москвы, Ленинграда, Ульяновска, Казани. Наша партия активно поддерживает развитие «красного туризма». Этот вопрос обсуждался и на недавней встрече Геннадия Андреевича Зюганова с Си Цзиньпином и другими руководителями Китая.
Россия – огромная и прекрасная страна, в которой есть всё для полноценного отдыха и туризма. Наша общая задача – сделать российские курорты более доступными для наших граждан. А также – убедить соотечественников, что внутренний туризм и отдых ничуть не хуже заграничного. В том числе, своим личным примером, отдыхая не за рубежом, а в нашей прекрасной стране.
Служба информации РТ