Re:Sale Expert: турфирмы в кризис пользуются спросом
В компании Re:Sale Expert исследовали рынок купли-продажи предприятий готового бизнеса в сфере туристических услуг
В условиях кризиса и негативных ожиданий стоимость турфирм снизилась на 25-30%. Психологические факторы подталкивают людей продавать, реальная ситуация напротив – обещает заманчивые перспективы. При сохранении объема предложения на уровне прошлого года, спрос на турагентства сегодня вырос на 30%. Более 50% покупателей – крупные туристические сети.
В связи с санкциями, ростом курса доллара и евро, сейчас много говорят о переориентации турпотока на внутрироссийское направление. Есть ли какие-то данные, подтверждающие это?
Действительно, частично произошла переориентация турпотока. И здесь больше повлияли причины даже не экономичекие, но политические. Это произошло в том числе в следствие ограничений на выезд большого количества госслужащих, их около 4 млн. человек, это достаточно большая цифра. По нашим оценкам, доля внутрироссийского туризма в этом году выросла на 15%.
Отечественные курорты готовы к увеличению турпотока?
Есть проблемы. Подход местных предпринимателей часто разочаровывает. Многие остаются в рамках привычных даже не назову их стандартами, стереотипов ведения бизнеса, закрывающих перспективы развития. Желание сиюминутной прибыли, урвать здесь и сейчас, создает эффект «антимаркетинга»: да, сейчас люди заплатят, так как им некуда деваться, но они будут обескуражены, у них останутся неприятные ощущения, и они больше никогда не вернутся к вам. Это понимание зачастую отсутствует. Поменять психологию, стать по-настоящему клиентоориентированными, научиться работать вдолдгую – пожалуй, наиболее актуальная задача.
Что нужно сделать, чтобы скорее решить ее ? Какие вы видите пути оздоровления ситуации?
Мы в Re:Sale Expert, каждый день взаимодействуя с предпринимателями в самых разных секторах, в частности в туристическом, полагаем, что в самой ближайшей перспективе ситуация выровняется. Экономика расставит все по своим местам. Тот же рост доллара во многом положительный фактор для малых и средних предприятий. И санкции должны подтолкнуть к скорейшему оздоровлению многих процессов. Мы прогнозируем, что в течение ближайших 3-х лет это произойдет. Что касается туристического сектора, мы видим, как сейчас начинают формироваться новые условия, постепенно утверждается цивилизованная культура отношений и ведения бизнеса.
С чем это связано ?
Крупные операторы обратили свое внимание на внутрироссийский рынок, начинают активно работать на нем, что приводит к изменению сформированных годами отношений между участниками рынка и уровня сервиса, традиционно слабого места российской туриндустрии. Процесс пошел, и он неизбежно приведет к увеличению привлектельности внутреннего туризма для потребителя. На наших глазах пресловутый «совок» уходит в прошлое. В Сочи и Крыму появление крупных операторов уже привело к тому, что цены на гостиницы упали, при этом качество сервиса возросло. По традиции на наши курорты люди ездят дикарем, в частный сектор, думая что они таким образом экономят. На самом деле уже сейчас выгоднее приобрести тур в агентстве, он будет более привлекателен и по цене, и по уровню сервиса. Поэтому бизнесменам, начинающим дело сейчас, будет проще адаптироваться к новым условиям, обучившись на практике, пройдя через все изменения, предприниматель сможет более уверенно конкурировать в новой среде.
Много ли желающих сейчас начать дело в сфере туруслуг? Вы эксперт на рынке купли-продажи готового бизнса. Расскажите, что сейчас происходит на этом рынке ?
Re:Sale Expert провели исследование рынка готового бизнеса в туристическом сегменте. Мы видим, что панические настроения, царившие перед Новым годом, когда многие бросились продавать свои турфирмы, сегодня сменились более трезвой оценкой ситуации. Дисконт на туристический бизнес все еще предлагается большой: в среднем 20-30%, а в некоторых случаях и 50%, и даже 60%. При этом объем предложения сохраняется примерно на том же уровне, что приводит к существенно возросшему спросу – до 30% и более.
Сейчас тот самый момент, когда выгодно покупать?
Могу сказать, основываясь на нашем опыте: сегодня за турагентствами выстраивается очередь из желающих купить. Дисконт, вызванный преимущественно психологическими факторами, делает покупку сейчас особенно выгодной. Мы знаем примеры, когда вложения окупаются за 2 месяца, и новый владелец, еще не успев толком заняться бизнесом, начинает получать прибыль. Покупатели видят, что рынок развивается, люди, оправившись от шока, по-прежнему хотят отдыхать, услуги турагентств востребованы.
Но многие жалуются, что поток туристов упал, рынок не восстановился, люди экономят, на 30% сократились зарубежные поездки. Вы не подтверждаете эти сведения?
Я могу сказать, что жалуются неудачные бизнесмены. Или ленивые. Растет рынок или не растет (он то растет, то падает) – это не основной фактор, который заставляет человека купить турфирму. Людьми движет уверенность, что они способны на имеющемся рынке занять свою нишу, найти своих клиентов, дать лучшие сервис и качество обслуживания, чем конкуренты. Решение открыть бизнес предприниматель принимает не тогда, когда «ажиотаж и рынок растет», решение принимают от того, что вообще «рынок есть», а рынок турбизнеса есть, и был, и будет. А вот способность занять свой сегмент – это зависит от усилий предпринимателя. Жалуются на спад те, кто не умеет работать, крупные сети в том числе, у них пассивная позиция. Они теряют клиентов, потому что не могут предложить им достойные услуги. Наш клиент - предприниматель, покупающий турфирму, другого типа - он активен, хочет работать и у него получается. Те 30%, на которые упали зарубежные поездки, это те, кто не могут выехать (госслужащие), им нужно предложить альтернативу. Это огромная ниша. Вот деньги, приходи и забирай их. А те, кто привык сидеть на своем потоке, продолжают сидеть и жалуются, что поток уменьшился. Конечно, если вы ничего не делаете, вы терпите убытки. Я хочу сказать, что рост здесь зависит не от каких-то показателей по рынку, а от реальной конкурентоспособности бизнеса.
Были разговоры о том, что туристы уйдут в формат самостоятельных путешествий. После серии банкротств турагентств в прошлом году многие прогнозировали именно такое развитие ситуации...
Эти прогнозы не оправдались. Таких людей не более 15-20% процентов, они всегда были и наверное останутся. Подобный опыт имел место в Германии, но через полгода тенденция сменилась на обратную. Людям достаточно 1-2 раза попробовать организовать путешествие самостоятельно, обжечься и понять , что такое важное дело, как свой отпуск, они не могут доверять машине, сайту, анонимным отзывам в интернете и т.п. Все-таки это очень человечный бизнес, во многом основанный на эмоциях, людям важно личное общение, доверие к специалисту при принятии решения об отдыхе. Поэтому интернет никогда не вытеснит турфирмы.
Со стороны государства, на законодательном уровне, насколько комфортны условия ведения бизнеса, есть ли какие-то препоны ?
Государство сейчас уделяет особое внимание развитию туризма в стране, создаются условия для работы операторов и перевозчиков. Был принят закон, облегчивший деятельность турагентств, сделавший их магазином туров, а не производителем услуг. При закреплении этих тенденций, мы оцениваем перспективы рынка как позитивные. Из проблем, я бы отметил понятие «форс-мажора», которое надо закрепить законодательно, как это сделано в европейских странах. У нас в случае форс-мажора, например, стихийных бедствий, официального запрета на поездку в опасную зону не вводится, принимающая сторона себя никогда такой зоной не признает, и вся ответственность перед туристом ложится на турагенство.
Кто является основным покупателем готового бизнеса в секторе туруслуг ?
Основной покупатель – это крупные туристические сети, их доля более 50%. В целом примерно половина сделок приходится на людей из турбизнеса, они представляют, с чем имеют дело, в курсе ситуации на рынке, могут правильно оценить свои силы и перспективы. Вторая половина, и это тенденция последних лет, бизнесмены, которые актвино пошли в туризм. Это предприниматели, они новые люди, не из турсферы, но желают зарабатывать на этом рынке.
Насколько легко продать или купить турфирму?
Очень легко. Вообще, турбизнес один самых ликвидных. Его всегда можно быстро и выгодно продать. Спрос стабилен, юридически это несложная процедура. Он полностью прозрачен, мы отслеживаем все риски. С развитием автоматизации, все процессы наглядны и легко проверяются. В том числе благодаря этому купля-продажа турфирм становится такой популярной. В последнее время значительно выросла культура предпринимателей, взарстив бизнес, его уже не бросают, не закрывают, люди понимают, что вложенный труд может быть оценен по достоинству, выставляют его на продажу. Он же один самых легкооборачиваемых – сделка может быть завершена за неделю.
Известно, почему люди продают свой бизнес? Это влияние кризиса или другие причины?
По нашей статистике, влияние кризиса не значится как причина продажи бизнеса. Косвенно оно может быть зашито в другие статьи, но напрямую кризис, санкции, курс доллара и связанные с этим экономические сложности – не отражаются на мотивации продать свой бизнес. В основном продают по причине смены места жительства (35-40%), из-за конфликта соучредителей (30%), декрета (25%) и не справившись с управлением (10%).
А почему покупают?
Здесь интересная тенденция, мы уже сказали о ней. Более 50% - чисто бизнес, турфирмы рассматриваются предпринимателями как возможность заработать на интересном рынке. Хотя еще совсем недавно (4-5 лет назад) отношение было не столь серьезным : около 80% турфирм покупалось в качестве подарка женщине.
Сколько стоит такое предприятие в среднем ?
Re:Sale Expert ведет статистику по сделкам на рынке. Стоимость готового бизнеса в туристическом сегменте начинается от 500 000 рублей. Верхнего предела не существует. В среднем цена предприятия – 2 млн. рублей.
Можете ли вы привести данные по рынку в целом: известны ли его объемы ?
Что касается рынка в целом, по нашим наблюдениям, реализуется около 500 объектов в год. Таким образом объем рынка мы можем оценить порядка 1 млрд. рублей в год.