Археолог Муртазали Гаджиев: «2000 лет – это одна из опорных дат истории Дербента»
Дербент – самый южный город Российской Федерации и к тому же самый древний.
В ближайшие дни, в сентябре 2015 года, горожане готовятся отметить 2000-летний юбилей Дербента. На торжества приглашены известные люди со всей страны, приедет и Президент РФ Владимир Путин. По его мнению, Дербент – уникальное для человеческой цивилизации место, и заслуживает самого пристального внимания.
Внимание историков и археологов стало особенно пристальным, когда стартовала подготовка к юбилейным мероприятиям. Ведь ученые до сих пор спорят о точном возрасте города. По некоторым данным поселение появилось здесь еще 5 тысяч лет тому назад, по другим свидетельствам 2 тысячи лет назад здесь возник город, а есть мнение, что датировать возраст города стоит по году основания дербентской крепости Нары-Кала, построенной в V-VI веке. Чтобы разрешить сомнения, корреспондент «Инвестиций в туризм» обратился к доктору исторических наук, профессору, заместителю председателя Дагестанского научного центра РАН и заведующему отделом археологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Муртазали Гаджиеву.
Мы застали руководителя Дербентской археологической экспедиции Муртазали Гаджиева на высоком холме у раскопа недалеко от стен цитадели Нарын-Кала, на том самом месте, откуда, по мнению ученого, началась городская история Дербента.
- Это территория древнего поселения - предшественника Дербента. Поселение датируется I-VI веком нашей эры. Мощность культурного слоя – до трех метров. В нем – остатки фундаментов каменных домов и стены. Фактически это предвестники ставших знаменитыми стен Дербента, которые были возведены в середине VI века, а точнее 568-569 годах. Дата строительства крепости запечатлена в одной из среднеперсидских надписей, высеченных на стенах Дербента. В связи со строительством крепостных стен нового города старое поселение было заброшено, и население перебралось на территорию Шахристана, то есть в межстенное пространство города, под защиту стен. Письменные источники донесли до нас название того древнего поселения, которое предшествовало Дербенту, оно упоминается в древнеармянских, древнегрузинских, сирийских, арабских и византийских письменных источниках по именем Чолы или Чор. Предшествовавшее Дербенту поселение было важным политическим, военно-стратегическим, административным и религиозным центром Кавказской Албании и Сасанидского Ирана. Самые ранние письменные источники, которые дают ему название, относятся к V веку.
- Что найдено на раскопках древнего поселения?
- Раскоп достаточно большой. Работаем мы здесь не первый год, найдено было многое. Прежде всего это хозяйственно-бытовые постройки. Мы зафиксировали здесь следы ремесленного производства: гончарство, металлургия и кузнечное дело. В частности гончарное производство представлено огромной печью. Она уже изучена, законсервирована и закопана. Датируется она V веком и, скажем так, для того времени это технологически продвинутая печь – двухъярусная с каналами. Нашли предметы из бронзы, меди, камня, кости, стекла, в том числе и украшения. В прошлые годы был найден браслет, кольцо, иглы, жернова. Эти предметы рисуют весь спектр быта, культуры и хозяйства. Очень много пряслиц – колесиков от веретена. По окончанию каждого сезона весь материал упакованный, в коробках, пакетиках и так далее мы сдаем по описи в музей-заповедник Дербента.
- Сколько сезонов здесь ведутся раскопки? Кто финансирует экспедицию?
- 2015 год - это 45-й сезон археологической экспедиции. В начале 90-х раскопки прекратились по понятным причинам, в 96-м году я их возобновил. И с 1996 года я регулярно выигрываю гранты российского гуманитарного научного фонда, РГНФ, и на их средства веду раскопки. Исключительно на их средства, никакими другими каналами я не пользуюсь. В этом году грант составил 550 тысяч рублей, в прошлом году было 500 тыс. руб., в позапрошлом – 450 тыс. руб. Потихонечку увеличивается с учетом инфляции.
На раскопках трудятся мои помощники, лаборанты-исследователи и сотрудники Отдела археологии института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Я являюсь заведующим этим отделом. Помимо этого при необходимости мы привлекаем рабочих на раскопки. Каждый год у нас проходят практику студенты-историки после первого курса исторического факультета Дагестанского государственного университета.
- Вы нашли уникальное место – первое поселение древнего города, исток цивилизации. Что дальше? Как показывать эту археологическую достопримечательность людям?
- Пока никак. Придет время, когда этот объект можно будет музеифицировать: закрепить раствором, обеспечить сохранность и создать доступ туристов. Ведь находки очень интересные и прошлых, и нынешних сезонов. Ежегодно мы раскапываем и исследуем часть площади поселения, а затем выявленные архитектурные и хозяйственные остатки обратно закапываем отвальным грунтом, т.е. консервируем. Иначе осенние и весенние дожди это все разрушат и превратят в кашу. Ведь все древние постройки сделаны без раствора или на слабом глиняном растворе. До уровня материка мы исследуем стены, закрепляем их, а потом накрываем плотным целлофаном и засыпаем чистым отвальным грунтом.
- Муртазали Серажутдинович, как археологу задам Вам важный вопрос. Почему в этом году мы отмечаем 2000-летие города? Почему не 5 тысяч лет, как считалось, например, в советские годы? Почему не другая дата? Споров и разговоров об этом сейчас много.
- Надо искать документы, а не слушать разговоры. Дебаты были в течение года. Я имею в виду дебаты не в прессе, которые ведут непрофессионалы, дилетанты, заинтересованные в политических спекуляциях, а дебаты историков и археологов, которые в прессе Вы не увидите. Для ученых 2000 лет – это одна из опорных дат истории Дербента. Есть и другие даты. Суть вопроса в ином. Неправильное понимание о том, что Дербенту 5 тысяч лет, людям насаждалось 25 лет, начиная со второй половины 80-х годов. А когда идея овладевает массами, ее вырубить очень сложно.
Есть определенные принципы исчисления возраста населенного пункта. И этими принципами являются непрерывность исторического развития и преемственность. Да, первое поселение здесь возникло на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. Исследовали мы его в 1985-1986-м годах. Я самолично его раскапывал и зачищал землянку того времени. Мы нашли остатки трех землянок. Но культурного слоя, накрывающего эти землянки, практически не было. Расчищая землянку, я нашел так называемую очажную подставку, каменный топор-молот, относящиеся к куро-аракской археологической культуре или, как ее сейчас называют, куро-аракской культурно-исторической общности. Это крупная общность по занимаемому пространству и по времени. Но отсчет дат должен вестись от населенного пункта, который возник и развивается преемственно и непрерывно. А после того поселения 5-тысячелетней давности непрерывности и преемственности в данной местности ни по археологическим раскопкам, ни по историческим данным не наблюдается. Может быть, оно просуществовало всего 50 или 100 лет. Мы не можем ответить на этот вопрос. Стационарного населенного пункта здесь не было. Есть огромная лакуна (разрыв по времени). Почему она создалась, это известный факт: глобальные исторические процессы, историко-культурные, связанные с глобальным изменением климата, изменением хозяйственной направленности населения, образа жизни, затухание раннегородских и поселенческих культур того времени. Новое стационарное поселение на земле Дербента возникает лишь в первом веке нашей эры. Это уже период Кавказской Албании. И именно это поселение на протяжении двух тысяч лет до сегодняшнего дня развивается непрерывно.
Теперь понятно, откуда берется точка отсчета? Или мы возьмем пять тысяч лет с огромной хронологической лакуной, или возьмем точку отсчета от непрерывности? Историки выбирают непрерывность.
Возникновение здесь именно в это время, в первом веке нашей эры, раннегородского организма было вызвано социально-экономическими причинами. Шел процесс классообразования, становления государства. Развивалась международная торговля. Прикаспийский путь в это время начинает активно функционировать и становится частью системы торговых трасс Великого шелкового пути. Торговый фактор был важным в развитии городской жизни на западном побережье Каспия, на территории Кавказской Албании и, в том числе, здесь, в районе Дербентского прохода, где горы очень близко подходят к морю, оставляя трехкилометровый промежуток.
А если будем отсчитывать от 5 тысяч лет, то давайте Москву тогда передатируем! Там есть поселения раннего бронзового периода. Есть масса других примеров. Вы, наверное, знаете древнерусский город Зарайск? Там рядом с Кремлем - зарайское поселение, древняя стоянка с великолепнейшими находками, изделиями очень реалистичными. Например, скульптура бизона из бивня мамонта, возраст – 25 тысяч лет. Может, Зарайску отметим 25 тысяч лет? Конечно, нет.
В Тбилиси я видел остатки древних поселений. Но грузины при их колоссальной национальной гордости еще не додумались отмечать Тбилиси 5000 лет. Они отмечают полторы тысячи лет со времени основания Тбилиси знаменитым царем Вахтангом Горгасали.
Именно с таких позиций исходило историко-археологическое общество нашей страны. Это были неоднократные обсуждения историко-археологического отделения РАН, там же было решено назначить специальные комиссии. Это комиссия института археологии РАН и комиссия института востоковедения РАН. Они изучали археологические материалы, все годы раскопок, все материалы, публикации, отчеты, которые хранятся. Институт Востоковедения изучал все письменные источники. Они пришли к единодушному мнению, которое легло в основу заключения комиссии и в общее заключение академии наук, которое пошло в Администрацию Президента. И на основе этого независимого коллегиального решения была принята такая дата. Но никто не отрицает, что пять тысяч лет назад здесь возникло первое поселение. Но если будет преемственность, сможем доказать, но пока не получается. И на территории цитадели мы довели раскопки до материка: ниже первых веков нашей эры нет следов человеческой культуры. И рядом вели раскопки с 80-х годов. Нет материалов ни предскифского, ни скифского, ни послескифского времени, а есть материалы с первых веков нашей эры. И никаких политических спекуляций. А то обвиняли, что мною водят руки из Кремля, Баку…
- Чем отличается древнее поселение от древнего города?
- Очень тонкая грань идет между поселениями и городами. Археологи выделяют различные признаки: размер, статус, архитектура (оборонительная, дворцовая), ремесленное производство. Города, в том числе и ранние, были центрами ремесленного производства.
В раскопках древнего Дербента мы нашли крупное поселение – это уже не родовая ячейка. По всей видимости, это была уже территориальная сельская община. Территориальная община как раз стимулирует общество по пути сложения государства. Из этой общины через несколько веков вырос большой средневековый город Дербент - крупнейший город Кавказа, больше Тбилиси. Крупнейший порт на Каспии. Здесь был собственный монетный двор, где чеканили монету, что свидетельствует о том, что Дербент был одним из крупнейших городов Востока, занимал важное положение в системе арабско-мусульманской культуры. Само название Дербента означает «ворота ворот», что подчеркивает значение города-крепости в системе обширного арабского халифата от Индии до Испании. Город имел очень сильные позиции исламской религии, здесь развивался суфизм – мистическое направление в исламе. Население Дербента в IX – XI веках достигало 60-70 тысяч. И так вплоть до начала XIII века, до монгольского вторжения. Но это отдельная история.
Мы привыкли говорить, что Дербент – это музей под открытым небом. А я его еще называю библиотекой под открытым небом. Потому что здесь сотни тысяч надписей, датируемых от середины 6 века и до начала 21 века, если брать современный могильный комплекс – это тоже показатель письменной культуры.
- И всё-таки я хочу снова уточнить дату. Почему 2000-летие мы отмечаем именно в 2015 году, а не в 2010 или 2020, например?
- Конечно, это мог быть и 2015-й, и 2010-й год. Дата выбрана условно. В основе выбора даты лежат как археологические находки, так и сведения из письменных источников. В археологии мы используем хронологические реперы или индикаторы, наличие соответствующих культурных слоев. А что касается письменных источников, то еще в 1959 году Камилла Тревер (прим. ред.: автор исследований по истории, культуре и искусству Средней Азии, Закавказья и Ирана) обратила внимание на то, как именуют Дербентский проход римские и греческие авторы. Именно в I-м веке (это период активизации Рима на Кавказе), античные хроники начинают именовать эту местность Caspiarum claustra - «Ворота Каспия».
Источник: rusturinvest.ru