Барнаул спасается от уродливой рекламы
Какими методами из столицы Алтайского края делают "Цивилизованный город"
09 октября 2013 | Персона
Текст: Василий Морозов
Фото: sib.fm
Фото: sib.fm
В 2007 году дизайнер Артемий Лебедев посетил Барнаул и написал в своём блоге буквально следующее: «Город находится на той стадии развития, когда деньги за наружную рекламу перевешивают соображения о красоте зданий на центральных улицах». Едва ли спустя шесть лет столица Алтайского края вышла на новую стадию развития, но однозначно стала первой в Сибири в борьбе с засильем наружной рекламы и порчей исторического центра визуальным мусором. Корреспондент Сиб.фм поговорил с одним из идеологов местного проекта «Цивилизованный город» Евгением Кураковым о том, могут ли дизайнеры и архитекторы достучаться до бизнесменов и властей города, где уже несколько лет нет главного архитектора.
Что такое «Цивилизованный город»? Чем вы занимаетесь?
Проект появился по инициативе группы барнаульских дизайнеров, архитекторов и просто неравнодушных людей. За нами, кто бы что ни думал, никто не стоит: ни Госдеп США, ни кто-то ещё. Вначале мы взялись за вывески на исторических зданиях: провели визуальный анализ, отсняли много материала и на примере одной из старейших улиц города — Льва Толстого — разработали проект-руководство. Это брошюра на несколько десятков страниц, где мы представляем примеры хорошего подхода к вывескам на исторических зданиях и плохого: вот здесь цивилизованно, а здесь — нет. Оказалось, что город давно ждал такой проект, многие о чём-то подобном задумывались, но вышло так, что «Цивилизованный город» стал первым.
Первыми именно в Барнауле?
Да. В России уже есть подобные штуки. Могу признаться, что «Цивилизованный город» немножко опоздал с выходом: дизайн-концепция исторического центра Москвы от проектной студии Лебедева вышла раньше. Но не будем забывать, она появилась по заказу городского правительства, а у нас никакого заказа не было.
Мы, кстати, высылали свой проект Лебедеву, он ответил, что всё разумно.
Все же видят, как Барнаул постепенно превращается в этакую ярмарку, причём ярмарку азиатскую. В исторических районах это наиболее заметно и выглядит особенно печально. Возможно, поэтому помимо нас в Барнауле появился ещё и сервис городских инициатив «Градика». Люди устали и хотят бороться.
Так вы больше против засилья наружной рекламы или вывесок на исторических зданиях?
О наружной рекламе мы говорим только в контексте её количества и мест расположения, о вывесках — на примерах российской и мировой практики. Мы пригласили в проект известного в городе архитектора Александра Деринга и во многом с ним советуемся. Так что «Цивилизованный город» пользуется нормами и правилами, которые давно придуманы, — мы просто адаптировали их под наш город и показали места, где эти подходы наиболее востребованы.
Предложения, подобные вашим, обычно остаются где-то в недрах самих дизайнерских сообществ или, даже если доходят до властей, оседают в долгих ящиках комитета по архитектуре. У вас пока как всё проходит?
От нас сейчас ждут резюме, какого-то конкретного результата нашей работы в проекте. Я бы даже сказал, требуют.
Мы свою ответственность понимаем и бьёмся, как говорится, во все двери.
Проект лежал на столе у главы администрации Барнаула, затем, насколько мне известно, перешёл в комитет по строительству, архитектуре и развитию города. Куда он ляжет дальше — вопрос, и он очень нас беспокоит.
А хотя бы рассчитывать на обнадёживающую обратную связь можно? Всё ведь может закончиться на уровне отписок типа «ваш проект рассмотрен».
Да, нам так уже ответили: брошюру получили, рассмотрели. Ещё, правда, попросили копии для всех районов Барнаула. Ближайшее, на что мы рассчитываем, — это принять участие в еженедельных собраниях, посвящённых утверждению плана по облику города. Думаю, кто-то к нам прислушается.
А в чём собственно проблема Барнаула? В том, что в городе нет главного архитектора, а у предпринимателей чувства меры и эстетических норм?
Проблема подпитывается со всех сторон. Бывает, предприниматель решил выделиться на фоне своего конкурента и сделать огромную вывеску. Сегодня его ничто в этом не ограничивает: какой-то архитектор или другой человек, который утвердил проект, почему-то ставит свою подпись на самых неуместных вариантах.
В итоге мы видим то, что видим. Нет никаких препятствий, чтобы разместить всё, что угодно: на любых зданиях и любой величины.
Примечательно, что к нашему проекту подключилась компания, которая занимается наружной рекламой. Это, конечно, противоречивый союз — мы как-никак у них хлеб отбираем, ратуя за уменьшение количества рекламных носителей, но руководство компании на нашей стороне. Теперь предлагаем пути решения вместе.
И что придумали? Как ограничить рекламные желания бизнеса?
В Томске есть прекрасный пример. Там существует комитет городской рекламы и дизайна, который наделён всеми необходимыми профильными полномочиями. Наверное, нам в Барнауле тоже есть смысл создать такой комитет: всё-таки реклама стала сферой, которую необходимо подчинять каким-то законам. Сейчас никаких законов нет, и рекламу ничто не ограничивает.
Допустим, ваша концепция дойдёт до самых верхов, чиновники согласятся на ваши условия. Вы готовы возглавить работу, непосредственно заниматься реализацией проекта?
Когда мы выпустили свой проект, мы практически ввязались в драку. Поэтому, безусловно, мы готовы обсуждать варианты реализации, разговаривать с властями.
Главное, чтобы нас услышали и предложили совместную работу.
Я думаю, нашего ответа долго ждать не придётся: мы готовы работать, у нас есть компетентные специалисты, которые могут не просто говорить, а менять что-то к лучшему.
А как на вас вообще реагируют предприниматели? Для них же эта история, мягко говоря, невыгодна.
В это сложно поверить, но после знакомства с нашим проектом многие предприниматели поддерживали нас.
Хотя, по сути, мы говорим им: «Эй, ребята, вашу вывеску нужно демонтировать и сделать новую по другим эскизам».
В Барнауле появились образованные предприниматели, которые трезво смотрят на конкуренцию, рекламу, у них есть креативные мысли. Положительных примеров становится всё больше.
Да, но, например, на улице Льва Толстого некоторые особняки 19-го века до сих пор обтянуты баннерной тканью с надписями «Санфаянс» и «Мотокультиваторы».
Есть такие. Но тут вполне понятна позиция владельцев баннеров: нет инструмента, который бы запретил им это делать. К тому же хозяин условного «Магазина № 1» понимает: если он сделает аккуратную, красивую вывеску из отдельных букв, а рядом будет хаос из лайтбоксов и растяжек, то люди вряд ли её увидят. Очевидно, что огромная вывеска привлекает куда большее внимание.
У «Цивилизованного города» есть примеры пусть маленьких, но гордых побед?
Буквально через пару дней после запуска проекта нам сообщили, что на одном из исторических зданий демонтировали вывеску, которая очень давно висела. Кстати, баннер известной продуктовой марки. Есть и другие примеры, причём на тех местам, что мы указывали в проекте. Совпадение? Может быть. Тем не менее хочется думать, что на кого-то «Цивилизованный город» повлиял, что мы до кого-то достучались. Впрочем, серьёзных оснований так считать пока нет. Не исключено ведь, что снятую вывеску через месяц повесят снова.
Источник: sib.fm
Также в рубрике
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
0
На фоне роста внутреннего туризма в России появляется новая инфраструктура, открываются современные отели, причем не только на морских курортах, но и в других регионах страны. О том, как сделать гостиничный бизнес прибыльным, почему популярность глэмпингов ненадолго, и чем выгоден отдых в отелях «все включено», порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов
0