USD:
EUR:

Не лаптем единым

Выставка «Россия делает сама» рассказывает о том, что наша страна не только плетет лапти и качает нефть, но и вносит неоценимый вклад в мировую науку и развитие передовых технологий

Текст: Игорь Стомахин
Фото: Игорь Стомахин

Не лаптем единым

Выставка «Россия делает сама» не похожа на музейную экспозицию с пожелтевшими документами в застекленных витринах. Здесь все работает, движется, вступает в контакт с посетителем. Среди экспонатов — звучащая плазма, реагирующая на смартфон биосфера и макет водоема, над которым разносится гром и сверкает молния. Посетитель может превратить каплю воды в бит информации, вспузырить магнитную жидкость, организовать муравьиное сообщество или создать макет космической ракеты.

С экрана монитора доступным языком гид-аниматор раскрывает научные секреты. Сначала виртуальный экскурсовод в очках и в белом халате просит уточнить язык общения. Поднимешь правую руку — начнет рассказ на русском языке, поднимешь левую — перейдет на английский. При желании что-то уточнить, достаточно вытянуть руку вперед, и прослушать повторно нужный фрагмент лекции.

Выставка «Россия делает сама» по большей части составлена из экспонатов закрытого на ремонт Политехнического музея. Раньше в Политехе на площади 8 тыс. кв. метров была представлена подробная история отечественных технологий и отраслей промышленности. Выставка, открывшаяся на ВДНХ, не имеет историко-отраслевого деления. В основе лежит мозаичный принцип: семь тематических блоков повествуют о самых значимых достижениях российской и советской науки за последние двести лет.

Один из ключевых экспонатов — грозоотметчик Попова. Казалось бы, ничего сложного — стеклянная трубка с металлическим порошком, чашечка велосипедного звонка, два цилиндра и тонкая стрелка. В 1895 году из этих нехитрых предметов русский изобретатель собрал прибор, которого раньше не существовало, — приемник электромагнитных волн. Дело осталось за малым — сконструировать передатчик. Александр Попов прикрепил к стержням вибратора Герца медные листы, замкнул цепь питания индукционной катушки и отправил первый в мире звуковой сигнал. С этого началась история радио и «дальновидения» — передачи изображений на расстоянии. Рядом с грозоотметчиком выставлены первые советские образцы «голубых экранов»: телевизор «КВН-49» с толстенной увеличительной линзой и ламповый «Рубин-102» с дистанционным пультом управления на проводе.

Телевизор «КВН-49». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Телевизор «КВН-49». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Объемные иллюзии

Электромагнитные волны — не только радио и телевидение, но и медицинские технологии: биочипы, рентген, МРТ-сканирование. Этими изобретениями мы пользуемся, когда идем к врачу. Но электромагнетизм — еще и способ познания мира. Поэтому в зале «Иллюзии» демонстрируется фильм об инфляционной теории Вселенной, которую предложил ученый российского происхождения Андрей Линде. Согласно его теории, Вселенная — это результат расширения пространства. В фильме рассказывается о том, как зародился наш мир и как он устроен, предлагаются способы входа в мультивселенную.

Не часто доводится видеть трехмерное изображение без стереоочков, невооруженным взглядом. Принцип создания голографии разработал в конце 1950-х годов ленинградский физик Юрий Денисюк. На выставке «Россия делает сама» представлен рабочий инструмент ученого, с помощью которого посетитель может записать свою собственную голограмму. В разделе «Иллюзии» говорится и о возможностях голографической памяти — оказывается, ее нельзя уничтожить. Даже если разбить пластину, на которой записана информация, любой ее осколок все равно сохранит полный объем сведений о предмете.

В зале «Аналоги природы» на глазах посетителей идет процесс кристаллизации ацетата натрия. Раствор нагревается и становится прозрачным, а при охлаждении в колбе появляются блестящие осколки, похожие на кристаллы льда. В конце XIX века Дмитрий Менделеев заметил, что в поведении кристаллов и других частиц наблюдается схожесть — изоморфизм, а примером такой схожести служат фигурные элементы — фракталы. Понять, как ведут себя частицы, несложно, — достаточно сложить мозаику из пластиковых снежинок и листочков, которые, по сути, и есть те самые фракталы.

Теорию изоморфизма иллюстрирует гидроинтегратор Владимира Лукьянова, созданный в 1936 году. Это первая в мире аналоговая вычислительная машина. При помощи воды, трубочек и насосов гидроинтегратор моделирует поведение песка, цемента и других материалов. Такие машины использовались в строительстве вплоть до конца 1970-х годов. Все советские железные дороги, включая Транссиб и БАМ, были спроектированы с помощью этого уникального устройства.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Голова аватара Алисы

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже главный приз получила «Стопоходящая машина» русского математика Пафнутия Чебышева. Конструкция первого шагающего механизма была заимствована у природы — изобретатель взял за основу походку лошади. Принцип действия чебышевского аппарата объясняется с помощью мультфильма, другие экспонаты блока «Аналоги природы» можно увидеть в действии. В заполненном водой аквариуме лежит на дне макет подводной лодки. Поднимая джойстик вверх, посетитель дает команду на всплытие. Воздух продувает балластную систему, оттуда откачивается вода, субмарина поднимается на поверхность. Вся ясно — гидростатический аппарат подлодки скопирован с плавательного пузыря рыбы, который точно так же меняет объем при погружении и всплытии.

Еще один экспонат демонстрирует движение цветов за солнцем в течение дня. Батарея экологической энергосистемы, питаемая солнечной энергией, тоже постоянно поворачивается в сторону светила. Только в стеблях цветов действуют особые моторные клетки, а российские ученые, позаимствовав принцип слежения, применили механику.

Пытаясь скопировать живой организм, люди всегда хотели создать существо, подобное человеку. Механическая кукла Суок из фильма «Три толстяка» в платье с золотистой оборкой и с бантом на голове насвистывает мелодию, притоптывая ногой в нарядном башмачке. Рядом с куклой стоит механический экскурсовод Сепулька — говорящий робот-андроид, созданный в 1962 году конструктором Михаилом Александровым.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Следующий зал посвящен трансплантологии, киборгизации и регенеративной медицине. Нажимая на фрагменты интерактивного мозга, можно узнать, какими частями организма управляет каждый отдел. Невзрачный на первый взгляд прибор — биореактор для выращивания искусственной трахеи из стволовых клеток пациента. Экспонат предоставлен Центром регенаративной медицины Кубанского государственного университета, где делают операции по пересадке жизненно важных органов.

В разделе «Новый антропогенез» представлены первый аппарат искусственного кровообращения, созданный в начале 1970-х годов, и искусственное сердце, вживляемое в человека. Удивляет экспонат по имени «Аватар Алиса» — биопобный робот с 16-ю сервоприводами, обученный следить за собеседником, реагировать на речь, улыбаться и хлопать глазами. Это почти живой человек, только без тела. Кажется, будто «Алиса» сошла со страниц фантастического романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Источник бесконечной энергии

Вольтов столб — прародитель пальчиковой батарейки — похож на огромную катушку с силовой обмоткой вместо ниток. В 1802 году русский ученый Василий Петров присоединил к этому устройству электроды из меди и цинка, проложив их картоном, пропитанным раствором нашатыря. Возник искровой разряд — первый в истории источник постоянного тока. В этот момент было положено начало развитию световых технологий, методикам сварки металла, разработке дугового передатчика, который был установлен на Шуховской радиобашне.

В начале XX века русский мыслитель Николай Федоров писал о том, что главная задача человечества — стремление к вечной жизни. Бессмертие, полагал философ, необходимо для того, чтобы люди смогли добраться до самых далеких планет. Вдохновленный идеями Федорова, изобретатель Константин Циолковский положил начало современной космонавтике. Сегодня от футуристических замыслов «русских космистов» ученые перешли к конкретным проектам освоения Луны, как перевалочной базы, и заселения Марса, как второго дома для землян. Разрабатывая космическую программу, российские исследователи при отсутствии земной почвы научились выращивать пищу в ходе межпланетного путешествия. На выставке показана новейшая технология производства продуктов питания — гидропоника. Демонстрируется макет марсианского поселения с крохотными космонавтами, промышленными предприятиями и подобиями земных жилищ.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Самый крупный и впечатляющий экспонат выставки «Россия делает сама» — первая советская атомная бомба. Похожая на жуткую акулу с круглыми стеклянными глазами и раздвоенным хвостом, пузатая болванка переливается сине-фиолетовыми цветами. Сидя в кресле с полукруглой спинкой на маленьком экране можно увидеть фильм «Шпионская история». В нем рассказывается о том, как Советский Союз получил чертеж ядерной бомбы из засекреченной американской лаборатории в Лос-Аламосе.

Наличие атомного оружия у двух крупнейших мировых держав позволило сохранить ядерный паритет. Попутно советские ученые решали вполне мирные задачи. Под руководством академика Андрея Сахарова — создателя водородной бомбы —  был разработан необходимый всему человечеству термоядерный реактор. Пройдет время, и с помощью термоядерного синтеза люди забудут о вредных выбросах в атмосферу, а в процессе производства будут пользоваться источником бесконечной энергии.

Выставка «Россия делает сама» работает в павильоне №26 на ВДНХ ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 20:00.

Стоимость билетов:
- для взрослых — 300 рублей
- для школьников, студентов и пенсионеров — 150 рублей
- для дошкольников и ветеранов Великой отечественной войны — бесплатно.

24 и 25 мая 2014 года Политехнический музей проводит фестиваль науки и любознательности «Политех» для взрослых и детей.

В совместном проекте музея и Мирового фестиваля наук (Нью-Йорк) гостей с 11:00 до 23:00.ждут мероприятия под открытым небом на площади Промышленности ВДНХ, а также в павильоне «Космос» и в павильоне №26. В фестивале примут участие всемирно известные ученые, популяризаторы науки, художники и артисты из России, США, Голландии, Швеции и Японии. В программе «Политеха»: выставка «Кинетическая жизнь песчаных пляжей» голландского художника Тео Янсена, мультимедийный спектакль «Икар на краю времени», пьеса «Дорогой Альберт!» по письмам Альберта Эйнштейна, инсталляция «Блестящая мысль» Николая Полисского, научно-фантастический перфоманс «Планета Лема», выставка и мастер-класс французского видеохудожника Клемана Бриана и многое другое.

Источник: strana.ru

Также в рубрике
Нашу жизнь сейчас сложно представить без технологий, интернета и смартфонов, а туристы активно используют телефон не только для повседневных дел, но и при организации путешествия – скачивают авиабилет в смартфон, используют приложения авиакомпаний, онлайн карты, а во время перелета смотрят фильмы и слушают музыку
 0
Единые требования для билетных операторов, которые принимают участие в "Пушкинской карте", будут подготовлены к 1 апреля в связи со вступившими в силу изменениями правил программы
 0