Как мессенджер с российскими корнями, завоевав арабский мир, пытается добиться признания на Родине
Мессенджер Telegram, быстро завоевывающий аудиторию в РФ, тестирует функцию звонков. Он уже взял на себя функции соцсети, СМИ, операторов связи — все это даст эффект, если сервис не задушат законодатели.
Недавно Telegram анонсировал функцию звонков в тестовом режиме. "Готовьтесь удалить WhatsApp, Viber и прочую ерунду", — отмечалось в сообщении. Обновление стало очередным шагом Telegram по развитию функционала. Есть все предпосылки к тому, что в ближайшее время мессенджер продолжит завоевывать родную российскую аудиторию и сокращать отставание от конкурентов. Но на пути стоит законопроект о мессенджерах. Возможно, кара законодателей падет именно на Telegram — есть основания полагать, что будет так. Но если жизнь усложнится для всех мессенджеров одинаково, то как раз Telegram будет легче выжить за счет разностороннего развития.
Политическая вилка
В России Telegram по числу пользователей значительно уступает все тем же WhatsApp, Viber и безнадежно далек от первого детища братьев Дуровых — "ВКонтакте", однако мессенджер становится все более популярным и демонстрирует самые высокие темпы роста аудитории — за год число подписчиков выросло втрое.
По итогам января 2017 года российская аудитория Telegram достигла 6 млн активных пользователей, это примерно 60% от всех скачавших приложение в России и около 6% от мировой базы активных пользователей мессенджера, свидетельствуют данные сервиса для аналитики групповых чатов в Telegram — Combot.
По данным "ВымпелКома" (бренд "Билайн"), среднесуточное число пользователей Telegram на сети оператора в декабре 2016–го росло быстрее, чем у конкурентов: по сравнению с июлем оно увеличилось на 60,5%, тогда как у WhatsApp — на 39,9%, у Viber — на 34,2%, а у Skype — на 21,5%.
"Рост пользователей Telegram среди наших абонентов за последний год — около 70%", — добавляют в "МегаФоне".
В мировом топе мессенджеров сервис Дурова едва попадает в первую десятку со 100 млн подписчиков, а наибольшей популярностью он пользуется в Иране (35–40 млн человек). В этой стране на фоне запрета Facebook и WhatsApp сервис с русскими корнями стал самым популярным каналом коммуникации. Точно так же в Бразилии война правительства против Facebook и WhatsApp приносила Telegram более миллиона пользователей во время каждой блокировки конкурента. Но политика, которая в этих случаях сыграла на руку Telegram, может подавить его у себя на родине.
В марте Роскомнадзор завершил согласования законопроекта об ограничении работы мессенджеров, и скоро документ, подготовленный Медиакоммуникационным союзом (объединяет операторов связи и медиахолдинги), будет внесен на рассмотрение Госдумы. В законопроекте прописано обязательство владельцев мессенджеров заключать соглашения с операторами связи, а также запрет массовых рассылок сообщений без согласия пользователей.
Причины для ввода нового закона вроде бы экономические. Операторы давно терзаются тем, что превратились в "трубу", на которой сидят и потихоньку зарабатывают мессенджеры, соцсети и другие собиратели контента. Но есть в этой теме и политическая жилка. Недаром в первоначальной версии законопроекта мессенджеры должны были сами деанонимизировать пользователей, а также ограничивать нежелательный спам, рекламу во время выборов и информацию, которая может нарушать закон. Одним из главных претендентов на блокировку тогда называли именно Telegram. Основатель Telegram Павел Дуров не раз критиковал российское правительство за его вмешательство в бизнес. И даже сама идея мессенджера Telegram, по словам Дурова, появилась в тот момент, когда его квартиру штурмовали российские спецслужбы.
Сложная функция
Но если Telegram будет в равных условиях с конкурентами, ему может быть проще выжить за счет развитого функционала. Telegram еще в 2015 году запустил каналы и сейчас уже фактически развил на своей основе новую соцсеть, в которой появляются цитируемые в СМИ авторы каналов, эксклюзивный контент и заблокированная в Рунете информация. Кроме того, многочисленные боты сервиса востребованы в бизнесе, и с их помощью пользователь может запустить любой алгоритм действий: от универсального переводчика до генератора случайных чисел. А платформа Telegraph, запущенная осенью прошлого года, по функционалу использования приравнивает каналы к СМИ. Теперь ко всему этому добавляются звонки.
"Если Telegram удастся обеспечить качество связи для аудиозвонков, это с высокой долей вероятности привлечет к сервису массовых пользователей", — уверен Александр Поздняков, гендиректор First Line Software.
"Лично я использую Telegram-канал и не использую Whatsapp для рассылки подписчикам действительно срочной и востребованной ими информации по рынкам, которая не должна устареть, прежде чем будет прочитана и использована ими в целях получения дохода, - говорит шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарев. – У людей в Whatsapp много друзей и знакомых, много переписки, но по мере распространения конкурирующих мессенджеров, это очевидное преимущество постепенно сходит на нет. И я уверен, что в ближайшее время Telegram догонит по популярности Whatsapp, по крайней мере в России"
Между тем, Алексей Никушин, создатель канала "Интернет-аналитика" в Telegram уверен, что англоязычный мессенджер Дурова не станет массовым продуктом и займет свою специализированную нишу. "Серьезно вопросами безопасности переписки большинство не обеспокоено. Они ничего такого не пишут. Telegram это все-таки про смартфон и постоянный доступ в интернет, а не про десктоп и периодичные посещения сети. Поэтому старшего поколения в Telegram будет очень мало. Telegram - удел небольшого количества пользователей и в этом его преимущество. Качество важнее количества", - считает аналитик.
Во всем мире через Telegram уже давно продают и покупают товары и услуги, ведут блоги, ищут попутчиков, узнают погоду — аккумулируют активности в одном ресурсе, что экономит пользователям много времени, напоминает Роман Шугалей, директор онлайн-сервиса для путешествий UFS.Travel. По его мнению, полноценно пользоваться мессенджером россиянам мешает менталитет.
"В России же ко всем нововведениям относятся скептически и предпочитают, скажем, дойти до кассы вокзала, нежели приобрести билет на поезд в один клик через чат-бота. Поэтому в ближайшие несколько лет наш российский менталитет вряд ли позволит одному мессенджеру объединить в себе столько функций, как это произошло, к примеру, в Китае с WeChat", - резюмирует Шугалей.