Сфотографируйте это немедленно!
Где в столице нужно обязательно сделать снимок на память?
Фото: РИА «Новости»
Новогодние каникулы идеально подходят для неспешных прогулок или быстрых вылазок по Москве — в зависимости от температуры на улице. Но часто бывает так, что привычные маршруты поднадоели, а новые никак не придумываются. Городские антропологи составили рейтинг самых популярных улиц Москвы, а «Газета.Ru» расскажет, по каким переулкам стоит прогуляться и сфотографироваться, чтобы почувствовать себя туристом в столице.
Компания КБ «Стрелка» проанализировала 16 тыс. фотографий из социальных сетей и выяснила, на каких улицах москвичи и туристы предпочитают делать снимки. Оказалось, что горожане жмут на кнопку фотоаппарата и выкладывают потом результат во «ВКонтакте» немного чаще гостей столицы — 58% против 42%. В то же время целенаправленно фотографируют объекты (дома, памятники и т.п.) скорее туристы (70%), а не москвичи (56%). Зато москвичи чаще гуляют по столице вечером: 28% против 24% туристов.
«Важно понимать, что речь идет не о любых фотографиях, а о тех, что были выложены в соцсети, то есть они прошли двойной фильтр, — рассказала «Газете.Ru» заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарья Радченко. — Сначала человек задумывается над тем, что сфотографировать, как кадрировать пространство: обрезать ненужное, неинтересное, вырезать нужное. Потом — над тем, что из снятого хочет показать друзьям, чтобы снискать их одобрение. В итоге в соцсетях размещены фото тех объектов, которые интересны не только автору фото, но и потенциально всей системе его социальных связей».
Итак, среди москвичей самыми фотографируемыми оказались здание МИДа, скульптура «Дети — жертвы пороков взрослых» в сквере на Болотной площади и «Москва-Сити».
Среди туристов — с огромнейшим отрывом лидирует здание МИДа, потом скульптура «Дети — жертвы пороков взрослых», Большой театр, «Москва-Сити», Кремлевская набережная и знаки на въезде в Москву.
Интересно, что москвичи фотографируют граффити на торцах зданий по Садовому кольцу чаще, чем туристы. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке также пользуется большей популярностью у жителей столицы, а не ее гостей. А вот памятник Репину на Болотной площади на фотографиях москвичей, в отличие от туристов, встречается реже.
Существуют два типа освоения города: при помощи заранее проложенных или импровизированных маршрутов и спонтанное освоение, в ходе обычной повседневной активности. Если туристы в основном ориентированы на первый вариант, то москвичи — на второй, добавляет Радченко.
«При этом потребность у жителей и гостей города может быть одной и той же — это потребность в освоении и присвоении города («я знаю это место», «это место мое»), потребность в разнообразии и новизне («я увидел нечто новое»)», — говорит эксперт.
Однако одну потребность все пешеходы точно реализуют по-разному — это подтверждение своего статуса в группе. «Для туриста (важно обратить внимание, что москвич из Бутово в центре Москвы тоже может чувствовать и вести себя как турист) — это перенос на себя статуса той территории или объекта, рядом с которым он находится», — рассказывает Радченко. Кроме того, сам факт, что он смог доехать до Москвы, потратил время и деньги, тоже является статусным ресурсом. Итак, для туриста это — «я молодец, потому что я тут был».
Для москвича это не так важно, зато ценится более высокий уровень освоения города, что сродни знанию коренным горожанином проходных дворов, секретных мест и прочего. Итак, для москвича задача — показать своей группе, что «я молодец, потому что я вижу то, чего не видят другие».
«Отсюда для туриста важнее высотка (уникальный московский объект, репрезентирующий целый пласт смыслов — столичность, власть, масштаб, советское наследие и прочее), а для москвича — граффити и мелкая пластика, связанная с интимными отношениями с городом, знанием его тайн.
Высотка же для него — привычный объект повседневного ландшафта, который к тому же известен всем. Впрочем, это вовсе не значит, что москвичи вообще не фотографируют высотки. Еще как! Но часто ищут необычных ракурсов или освещения», — отметила эксперт.
Если говорить об улицах, то больше всего фотографий москвичи делали в Спиридоньевском переулке, на Большой Сухаревской площади, проспекте Академика Сахарова, Зубовском бульваре, в Вознесенском переулке и на Садовой-Черногрязской улице.
Туристы, в свою очередь, предпочитали доставать фотоаппарат или смартфон на Садовой-Кудринской, Моховой, Садовой-Спасской улицах, Лермонтовской и Смоленской-Сенной площадях.
Также антропологи выяснили, на каких улицах делают селфи и портреты прохожих, причем как москвичи, так и туристы.
Это Кадашевская набережная рядом с Болотной площадью, двор у метро «Смоленская», где обычно заканчиваются прогулки по Арбату, Спиридоньевский переулок, куда так удобно свернуть после променада по Патриаршим прудам.
Кроме этого в список попали Крымский мост и Крымский Вал как логичное начало или продолжение визита в парк Горького, проспект Академика Сахарова, Смоленская-Сенная площадь (там как раз находится МИД), Краснопресненская набережная с прекрасным видом на «Москва-Сити» и Садовая-Кудринская улица.
В ходе исследования выяснилось и то, на каких улицах пешеходы предпочитают фотографироваться после заката солнца.
Тут свою роль сыграла не только необычная подсветка зданий, как, например, на Новом Арбате, но и то, насколько в принципе люди себя чувствуют в этих местах в безопасности.
На самом Новом Арбате предпочтения пешеходов разделились. Для ориентировки: на нечетной стороне располагается торговый центр «Весна», а на четной — Московский дом книги и кинотеатр «Октябрь». Нечетная сторона от Арбатской площади до Новинского бульвара является более популярной зоной прогулок москвичей и особенно гостей центра столицы. Она же представляет собой наиболее популярный объект для фотосъемки — даже прогуливаясь по четной стороне, фотографируют чаще нечетную.
Приезжая на массовые мероприятия, например проход техники на парад 9 Мая, люди стремятся занять места на четной стороне Нового Арбата, чтобы фотографировать мероприятие на фоне нечетной стороны: их привлекают дома-книжки и подсветка на них. «В результате активность на нечетной стороне в темное время суток заметнее, чем активность в светлое время.
В целом нечетная сторона Нового Арбата воспринимается как фон для вечерних романтических прогулок и посещения ресторанов и клубов», — констатируют авторы исследования.
Итак, лидерами по ночным фотомарафонам стали богато иллюминированные Новый Арбат, Театральный проезд, Моховая улица и Кремлевская набережная с видом на, собственно, Кремль, Тверской бульвар, Кудринская и Смоленская площади. Отдельно стоит выделить набережную Тараса Шевченко и Краснопресненскую набережную — небоскребы «Москва-Сити» в подсветке с этих точек смотрятся особенно эффектно.
Достаточно неожиданно в этом рейтинге выглядит Солянский проезд, учитывая близость маргинальной чебуречной и темные дворы соседних домов.
Но частые ночные фотографии тут можно объяснить тем, что именно здесь начинаются или заканчиваются многие походы по барам, в изобилии рассыпанным по ближайшим переулкам.
Кстати, о районе Китай-города. Самым «мужским» монументом оказался памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Около него фотографируются почти исключительно мужчины — зимой, летом, днем, вечером, в дни, когда там митинги, и дни, когда площадь пуста. Правда, в исследовании не уточняется, можно ли это объяснить соседством с памятником героям Плевны на другом конце Лубянского проезда — именно там, как считается, тусуются геи.
Есть в Москве даже собственный детский фотомаршрут. Его составляют Гоголевский, Никитский, Тверской и Страстной бульвары. По крайней мере, дети присутствуют там больше чем на 15% фотографий.
При этом расположение объекта далеко не всегда гарантирует его популярность. Например, памятник Шолохову на Гоголевском бульваре аж в четыре раза популярнее, чем памятник Гоголю там же. Видимо, из-за лошадок и каскада в теплое время года и зайчиков-снеговичков, которые подселяются в лодку зимой, превращая автора «Тихого Дона» в деда Мазая.
Антропологи также выяснили, что размер не имеет значения: скромная фигура коровы у метро «Смоленская» появлялась на снимках намного чаще, чем памятник Петру I.
А фонтан на Чистопрудном бульваре фотографируют в два раза чаще, чем пруд там же. «Наверное, потому, что в фонтан можно залезть, а в пруд не хочется», — шутят авторы исследования. Но не исключено, что дело также в особом романтическом ореоле фонтана, который тот приобрел после акции «Оккупай Абай».
Источник: www.gazeta.ru