Какие проблемы нужно решить Петербургу, чтобы рост турпотока стал долгосрочным трендом
Рост турпотока станет долгосрочным трендом, если Петербург будет активнее развивать туристическую инфраструктуру и выйдет из транспортного тупика, считают участники круглого стола, организованного "ДП".
Туристический поток в Петербург за последние 3 года вырос на 11% и по итогам 2016 года может составить 7 млн человек. А впереди события, которые привлекут в город еще больше гостей. В частности, чемпионат мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут в 11 городах России, в том числе и в Петербурге. Участники туристического рынка строят планы на будущее, но со сдержанным оптимизмом: чтобы рост турпотока не остался всплеском, а перерос в долгосрочный тренд, городу нужно решить несколько важных проблем. О том, какие актуальные задачи стоят перед туристической отраслью, рассуждали участники организованного "ДП" круглого стола.
Андрей Мушкарев, председатель комитета по развитию туризма Петербурга:
Я не соглашусь, что в Петербурге не хватает отелей. Кто–то когда–то высказал такое мнение, и теперь все об этом говорят. Если бы это было так, стояла бы очередь из инвесторов, желающих вложиться в строительство гостиниц. Но пока этого нет.
У нас действительно есть пиковые нагрузки в высокий сезон, когда гостиницы заполнены максимально, как и в любой другой туристической столице: Риме, Париже, Мадриде, Барселоне.
Чтобы увеличить загрузку в низкий сезон, нужно привлекать в Петербург гостей. В этом нам, в частности, поможет активный PR. Например, мы второй год подряд получаем международную премию World Tavel Awards (WTA) — как лучший туристический город Европы. Недавно в Москве Петербургу была присвоена премия как лучшему направлению в сфере конгрессного и бизнес–туризма.
WTA предоставляет победителям очень значительный PR. Они бесплатно рассказывают о Петербурге в таких серьезных СМИ, как National Geografic, CNN, Daily mail и других. Если это монетизировать, то получится PR–поддержка в размере около 400 тыс. евро только на 2016 год. В октябре 2017 года WTA проведет вручение очередной премии в Петербурге, и мы получим дополнительный PR.
Мы активно развиваем конгрессно–выставочную деятельность: в 2020 году в Петербурге пройдет престижнейший мировой конгресс шеф–поваров. Это знаковое мероприятие для мировой кулинарной индустрии. В борьбе за право стать площадкой проведения этого конгресса мы обошли Лион, Сидней и других достойных соперников. Еще одно крупное международное мероприятие пройдет в Петербурге в 2018 году — конгресс кардиоторакальных хирургов. В нем ежегодно принимают участие около 10 тыс. человек.
Так что турпоток в Петербург будет расти, в этом нет сомнений. И не только из российских регионов и Китая. Увеличивается число гостей из Европы. Например, поток из Германии вырос на 38%, из Франции — на 41%. Есть несколько направлений, перспективных для развития. Например, Индия.
Но у нас есть большая проблема — транспортная доступность Петербурга. Сюда прилететь можно, но куда дальше лететь — непонятно. Наш город стал транспортным тупиком. То же касается и пассажирского комплекса "Морской фасад". Все круизные компании, суда которых к нам ходят, — с иностранным капиталом. Поэтому в Петербурге может случиться то же самое, что и в Сочи: там построили отличный пассажирский терминал к Олимпийским играм, но в связи с внешнеэкономической ситуацией сейчас в порт Сочи не заходит ни одно круизное судно.
На Балтике работает несколько паромных операторов, их годовой оборот в 2015 году составил 19 млн человек. В Петербург же паромами привезено только 400 тыс. человек. То есть потенциал для роста у нас огромный. Особенно если учесть, что Петербург — единственный город в России, который реально реализует федеральный закон о безвизовом режиме и принимает пассажиров паромных судов.
Иностранцам хочется посмотреть не только Петербург, они бы с удовольствием отправились в другие города. Есть прекрасная идея — создать программу "Серебряное ожерелье России", аналог действующего уже не одно десятилетие "Золотого кольца". Здорово придумано, но только добраться до этого "Серебряного ожерелья" никаким способом, кроме гужевой повозки, невозможно.
В других регионах, кстати, ситуация не лучше. Недавно мне нужно было из Новосибирска улететь в город, который находится рядом с ним. Вариант был только один: долететь до Москвы, а потом пересесть и лететь туда, куда нужно. Эти вопросы нужно решать с Министерством транспорта. Нам уже удалось добиться, чтобы аэропорт предоставлял для новых авиакомпаний скидки 80% от аэропортовых сборов на 3 года. Это поможет в привлечении новых авиакомпаний. Но Петербургу нужна своя базовая авиакомпания. И свой паромный круизный оператор. И тогда транспортная доступность города значительно повысится.
Ирина Яцкевич, заместитель гендиректора ГК "Тари Тур":
Группа компаний "Тари Тур" занимается приемом иностранных и российских туристов. И развитию внутреннего туризма мы уделяем особое внимание: россиянам предлагаем более 50 программ в составе сборных и организованных групп. Петербург становится все более популярным туристическим направлением. Это иллюстрирует, например, тот факт, что в 2015 году в середине сентября уже отмечался спад турпотока, а в этом году его нет.
Но ситуация с гостиницами не такая радужная, как хотелось бы. С мая по сентябрь тяжело удовлетворить все запросы наших гостей на размещение. Мы бронируем номера в гостиницах разных категорий. Но из–за высокой загрузки гостиницы не всегда подтверждают возможность увеличения запрошенных квот. В 2017–2018 годах ситуация обострится. Некоторые гостиницы в этом году подняли цены и планируют существенно увеличить их в 2017–м, а уж про 2018–й они и вовсе говорят: "Большой процент номерного фонда отдан под чемпионат мира по футболу. То, что останется, будем продавать по высоким тарифам".
Конечно, объем иностранного туризма из–за ослабления курса рубля растет. Вдобавок все основные мероприятия, которые проводятся на государственном уровне в Петербурге, сосредоточены летом. А спрос, как известно, рождает предложение: гостиницы поднимают цены на размещение в период высокого сезона. Но что делать россиянам? Для них стоимость пакета туристических услуг с размещением в гостинице в летний период станет просто неподъемной. Очень хотелось бы, чтобы важные событийные мероприятия, местом проведения которых является наш замечательный город, были распределены равномерно по месяцам в течение всего года.
Одна из задач "Тари Тура" — продвижение отечественных направлений на внутреннем рынке, и прежде всего Петербурга. Мы обеспокоены тем, что поездка в наш город слишком дорога для россиян. Не пора ли подумать о нашем туристе?
Еще один вопрос связан с ЧМ–18. Конечно, мы рады проведению различных мероприятий (в том числе и спортивных) в Петербурге, так как это способствует развитию событийного туризма. И мы бы с удовольствием предлагали нашим клиентам пакетные туры, включающие посещение матчей, если бы туркомпаниям выделили квоту на продажу билетов на чемпионат. Хотя мы понимаем, что достичь договоренности по данному вопросу весьма сложно, так как распределением билетов занимается FIFA.
Александр Пинчук, основатель VidiGuide:
VidiGuide — это платформа управления событиями. Наша разработка позволяет посетителям в режиме реального времени получать информацию о мероприятии и его программе. Этим летом мы стали партнерами Русского музея на фестивале "Императорские сады", затем представили Россию на Международном форуме бизнеса в Великобритании. Один из важных моментов IT–сопровождения событий — наличие людей, которые приветствуют гостей и помогают им сориентироваться. Наша команда встречала посетителей, пришедших на фестиваль "Императорские сады", помогала скачать наше приложение на смартфон, разъясняя, как им пользоваться. Дальше они самостоятельно отправлялись на те мероприятия, которые их интересовали.
Сейчас мы ведем работу по встраиванию в платформу информации по Летнему саду. Зачастую посетители не понимают, что за скульптуры установлены в Летнем саду, что они означают, какие мифы с ними связаны. Наше приложение позволит посетителям узнать это, причем получить информацию не только в виде текста, но и в звуковом и видеоварианте.
Второй проект, который мы продвигаем, — это веб–платформа LocalGuide: портал, где посетители могут посмотреть видеоролик от того или иного гида и заказать в интерактивном личном календаре экскурсию. Мы задействуем как индивидуальных гидов, так и туркомпании. Оплата всех услуг производится онлайн.
Кроме того, VidiGuide развивает с партнерами проекты Pointer (обеспечивает точную навигацию по той или иной выставочной зоне) и Keeper (поиск потерянных вещей, документов и животных).
Информационное обеспечение в туристической отрасли имеет первостепенное значение, так как позволяет развиваться индивидуальному туризму, а это сегодня один из наиболее серьезных трендов.
Сергей Морев, владелец сети хостелов "Друзья":
Сейчас мы развиваем формат отелей экономкласса двух видов. Первый — это номера с удобствами, но без дополнительных услуг. Они пользуются хорошим спросом. Мы их продаем по 3,5–5 тыс. рублей в высокий сезон. В низкий цена падает: 1 тыс. рублей считается отличной ценой.
К сожалению, на рынке много таких объектов, которые называются хостелами, но по сути таковыми не являются. На самом деле это просто ночлежные дома, которые предоставляют некачественные услуги и таким образом дискредитировали само понятие хостелов. Это и сподвигло депутата Госдумы Галину Хованскую к разработке закона о запрете размещения хостелов в жилых домах, который уже принят в первом чтении.
Рассчитывать на то, что инвесторы бросятся строить хостелы, не стоит. Хостелы — это от бедности. Серьезной отдачи от них нет. Мы, например, в свое время взяли и переделали помещения на канале Грибоедова под хостелы просто потому, что их никто не брал. Но потом сделали там компактные номера с удобствами, так как отдача на метр от таких объектов выше, чем у хостелов.
Наташа Изотова, заместитель генерального директора гостиниц "Астория" и "Англетер":
Транспортная доступность Петербурга — это катастрофа. Какое счастье, что у нас появился такой прекрасный новый аэропорт! Но все время только и слышишь, что такая–то авиакомпания ушла из Петербурга или сократила число рейсов. В прошлый кризис несколько компаний пришли к нам в город с прямыми авиарейсами, а теперь эти же компании отсюда ушли. Вопрос: как наши гости могут приехать в Петербург?
Еще одна из самых серьезных проблем привлечения гостей — визовые препоны. Люди готовы тратить деньги на то, чтобы приехать в Россию. Но виза — это не только денежные расходы, это еще и сложный процесс, требующий огромного количества усилий. Люди говорят: зачем мне это делать, если я могу в Европе на сколько угодно дней поехать куда хочу без всех этих проблем? Но и на визе дело не заканчивается. Гостиницы должны зарегистрировать иностранных гостей, и из–за сложностей нашего законодательства с этим часто возникают большие проблемы. У нас был случай, когда гость приехал из Москвы, у него не оказалось миграционной карты, и весь день сотрудников нашей гостиницы ушел на то, чтобы получить из московской гостиницы копию этой карты, чтобы зарегистрировать его.
Александр Изак, исполнительный директор ООО "Евромед Клиник":
Медицинский туризм не формирует большой туристический поток, но имеет к нему большое отношение.
Мы видим катастрофическое падение числа иностранных клиентов по сравнению с 2014 годом. В первую очередь это связано с внешнеполитической конъюнктурой, и, наверное, скоро поток восстановится.
Происходит замещение европейских туристов китайскими. Причем китайские клиенты меняются: среди них стали появляться застрахованные, которые способны оплачивать лечение в России. До этого клиники не могли им предложить никакую помощь в рамках их полисов.
Нужно формировать имидж Петербурга у европейцев. Сейчас они уже, конечно, представляют Петербург не как город, по которому ходят медведи. Но пока продвинулись только до уровня "медведи и танки". Я много общался с нашими пациентами–иностранцами. Интересно наблюдать за трансформацией их сознания после того, как они попадают в нормальный европейский город с достаточно качественным сервисом.
Что касается влияния крупных массовых мероприятий на рынок, то в это время привычные для нас клиенты к нам не придут. Более того, под иностранные делегации на период таких мероприятий бронируются стационары, и у клиник возникают проблемы с госпитализацией пациентов. Поэтому мы, с одной стороны, ждем чемпионата мира по футболу, но с другой — понимаем, что на это время будем блокированы.
Если говорить о внутреннем медицинском туризме, то мало кто из наших соотечественников знает, что они могут получать медпомощь по многим направлениям, например в области репродуктивной медицины, в любой точке РФ. И оплачено это будет государством. Причем в этот сегмент допущены частные клиники, которые также могут предоставлять эту помощь. Но есть нюансы: дорога и проживание очень дорогие. Если супружеская пара приезжает в Петербург, им нужно разместиться на 21 день — столько обычно занимает курс процедур, связанных с репродуктивными услугами. Даже проживание в самой скромной гостинице обойдется им дорого.
Думаю, государству стоит подключиться к решению этого вопроса и, возможно, частично оплачивать транспорт и проживание.
Яна Череватая, бренд–менеджер УК "Туррис":
Петербург хотя и не курортный город, но у нас есть Курортный район. У "Турриса" основной номерной фонд находится в Курортном районе. В пансионатах "Балтиец" и "Буревестник" 86% отдыхающих — жители Петербурга и Ленобласти. И они хотят получать качественные услуги по медицинскому и оздоровительному туризму. Эти услуги нужно пропагандировать на государственном уровне.
Конечно, сейчас невозможно добиться того, что было в советские годы, когда каждое крупное предприятие занималось оздоровлением своих сотрудников, отправляло их отдыхать в санатории, профилактории, пансионаты. Но стремиться к этому нужно.
Источник: dp.ru
По данным Ростуризма, в 2016 году Российская Федерация впервые вошла в топ-10 государств по посещаемости иностранными туристами в мире.