Россия займется санаториями ради увеличения экспортного потенциала
Каждый десятый санаторий России изношен на 80% и более. В 2017 наблюдался спад количества туристов в санаториях, а весь санаторно-курортный комплекс РФ остро нуждается в привлечении как частных, так и государственных инвестиций. Такие выводы содержатся в утвержденной премьером Дмитрием Медведевым стратегии развития санаторно-курортного комплекса.
Распоряжением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева от 26 ноября 2018 г. утверждена стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. В документе, подписанном премьером, приведены статистические данные, характеризующие развитие санаторно-курортного сектора в РФ, определены «болевые точки» этого сектора экономики и предложены направления модернизации.
СКОЛЬКО В РОССИИ САНАТОРИЕВ И СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК В НИХ БЫВАЕТ ЕЖЕГОДНО
Согласно данным государственного реестра курортного фонда РФ, сегодня 53% санаторно-курортных организаций в России (597 объектов) являются частными коммерческими предприятиями, еще 44% (495 объектов) находятся в госсобственности и только 3% (34 объекта ) – в собственности муниципалитетов.
Что касается 495 санаториев и оздоровительных комплексов, находящихся в ведении государства, около трети из них (28%) находятся в федеральном подчинении, а в региональном – 72%. Наибольшее количество государственных санаторно-курортных организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском крае и Ставропольском крае – отмечается в документе.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 году в санаторно-курортных организациях лечились и отдыхали 6,049 млн человек, в 2015 году – 6,476 млн человек, в 2016 году – 7,136 млн человек, а в 2017 году – 6,527 млн человек.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАМЕРЕНА РЕШИТЬ «СТРАТЕГИЯ»
«Возможность высокоэффективного лечения на российских курортах является альтернативой выездного лечебно-оздоровительного туризма российских граждан и способствует развитию въездного медицинского туризма», – подчеркивается в документе.
Отмечается, что в настоящее время санаторно-курортный комплекс Российской Федерации характеризуется в целом низкой инвестиционной привлекательностью при высоких потребностях в капитальных затратах.
«В связи с этим представляется крайне важным не только сохранение имеющихся позиций в этой сфере, но и наращивание потенциала, в том числе экспортного, в условиях экономической нестабильности и роста глобальной конкуренции», – отмечается в тексте стратегии.
«Возможность высокоэффективного лечения на российских курортах является альтернативой выездного лечебно-оздоровительного туризма российских граждан и способствует развитию въездного медицинского туризма», – подчеркивается в документе.
В документе перечисляется ряд проблем, которые необходимо решить для этого. Во-первых, это несовершенное нормативно-правовое регулирование и госконтроль в области обеспечения санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Среди других проблем, требующих решения, названы необходимость совершенствования подготовки медперсонала для санаториев, необходимость разработки стандартизованных протоколов лечения заболеваний с использованием природных лечебных ресурсов.
Наконец, в документе признается и то, что не только население страны крайне мало информировано «о возможностях санаторно-курортных организаций, использующих природные лечебные ресурсы», но и сами медицинские работники имеют «недостаточный уровень знаний о возможностях санаторно-курортного лечения».
Основное же внимание в документе уделено инфраструктурным проблемам санаторно-курортного комплекса РФ. Так, среди первоочередных проблем, требующих решения, называется «изношенность материально-технической базы санаторно-курортных организаций и инфраструктуры курортов России». Это, подчеркнуто в документе, «приводит к невозможности конкуренции санаторно-курортных организаций Российской Федерации с иностранными аналогичными организациями».
В САНАТОРИЯХ НЕ ХВАТАЕТ МЕДПЕРСОНАЛА И ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Авторы документа отмечают, что только в 5% санаторно-курортных организаций России созданы условия для инвалидов. Парадоксально, но факт – абсолютное большинство санаториев РФ не отвечает современным требованиям для обслуживания маломобильных групп граждан.
Только в 5% санаторно-курортных организаций России созданы условия для инвалидов.
Неменьшая проблема, которая отмечена в стратегии, как требующая решения – недоукомплектованность санаторно-курортных организаций медицинскими кадрами.
В среднем укомплектованность медицинским персоналом у российских санаториев составляет 87%. И если с врачами дело обстоит еще более-менее неплохо (средний недокомплект – 91%), то нехватка среднего медперсонала составляет по сектору 21%.
КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ САНАТОРИЙ В РОССИИ ИЗНОШЕН НА 80% И БОЛЕЕ
В стратегии подчеркивается: «негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и не обеспечивающим его конкурентоспособность на международном рынке санаторно-курортных услуг, является состояние его материально-технической базы».
Согласно приведенным в документе данным, в 123 государственных санаторно-курортных организациях (это 11% от общего числа санаториев в России и каждый третий среди государственных), в том числе в 27 федеральных санаторно-курортных организациях, износ зданий составляет более 80%. Наибольшее число таких, крайне изношенных, санаториев расположено в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском крае, Воронежской, Московской и Тульской областях, а также в Крыму.
В Крыму средний износ зданий у частных санаторно-курортных организаций составляет 76,2%, у государственных санаториев федерального подчинения – 76,4%, у санаториев, находящихся в ведении региона, – 78,9%.
Отдельно подчеркивается, что крайне высокий уровень износа зданий имеют санаторно-курортные организации Республики Крым. Здесь средний износ зданий у частных санаторно-курортных организаций составляет 76,2%, у государственных санаториев федерального подчинения – 76,4%, у санаториев, находящихся в ведении региона, – 78,9%.
По данным, приведенным в документе, в 166 частных и государственных санаторно-курортных организациях России (15% от общего числа) медицинское оборудование изношено более чем на 90%.
41% САНАТОРИЕВ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
«При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении санаторно-курортных организаций установлено, что только 59% санаторно-курортных организаций соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», – говорится в документе.
Отмечается, что централизованной системой водоотведения обеспечены 92% санаториев, очистными сооружениями – 90%. Санаторно-курортные организации, не имеющие очистных сооружений, расположены на территориях 25 субъектов РФ. Больше всего их в Республике Марий Эл, Республике Северная Осетия – Алания, Калининградской и Костромской областях.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ СДЕЛАТЬ
В стратегии предложен широкий комплекс мер по решению указанных проблем и повышению экспортного потенциала российских санаториев. Среди таковых значится, например, «рекламно-информационная кампания по продвижению услуг санаторно-курортного комплекса Российской Федерации» и «участие Министерства здравоохранения Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, образовательных, научных и иных организаций в специализированных форумах, выставках, конгрессах».
Отдельный интерес представляют предложения по «повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и развитию его инфраструктуры».
Так, модернизацию и обновление материально-технической базы государственных и муниципальных санаториев, их строительство и реконструкцию предполагается провести в рамках федеральной госпрограммы и госпрограмм субъектов Федерации.
Для санаториев с высокой степенью износа, находящихся в госсобственности, предлагается их «вовлечение в коммерческий оборот… в том числе на принципах государственно-частного партнерства».
Для санаториев с высокой степенью износа, находящихся в госсобственности, предлагается их «вовлечение в коммерческий оборот… в том числе на принципах государственно-частного партнерства».
Также предложено выявлять и тиражировать «лучшие практики привлечения инвестиций» в инфраструктуру санаторно-курортного комплекса России, «совершенствовать управление объектами санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, с возможным использованием механизма государственно-частного партнерства».
Наконец, в документе говорится и о «принятии мер по рациональному регулированию налоговой нагрузки на санаторно-курортные организации на основе кадастровой стоимости земельных участков».
ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
Финансирование реализации стратегии, согласно документу, осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников.
Премьер-министр России распоряжением от 26 ноября поручил Минздраву России «совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной настоящим распоряжением».
Этим же распоряжением органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить региональные программы по развитию санаторно-курортного комплекса или программы по увеличению доступности санаторно-курортного лечения для населения субъектов Российской Федерации.
Заместитель министра культуры Алла Манилова - о том, как продвигают туристическую Россию за рубежом