Николай Королев: новая концепция ФЦП содержит новые подходы к развитию туротрасли
Журналисты популярного глянцевого издания о внутреннем туризме "Отдых в России" приняли участие в заседании Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму в Общественной палате РФ и выяснили, в чем принципиальное отличие будущей ФЦП от действующей
Фото: Сергей Носов
В Общественной палате эксперты-общественники обсудили проект Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».
Это уже не первое обсуждение концепции программы. Весной на инвест-площадке форума "Интурмаркет" Николай Королев,заместитель Руководителя Федерального агентства по туризму, рассказывал журналистам и инвесторам о том, что новая программа будет ориентироваться на формирование стратегического географического каркаса, основанного на приоритетных туристских направлениях. Именно это определит поддержку тех или иных создающихся в регионах туристских кластеров. Новая программа не будет продолжением и слепым копированием действующей до 2018 года ФЦП.
Главный принципиальный момент, который был озвучен на совещании в Общественной палате: новая программа ставит задачу развивать туристическую индустрию в России таким темпами, чтобы увеличить объем доходов от внутреннего и въездного туризма в ВВП страны до 5%. А для решения этой амбициозной задачи темпы развития отечественной туротрасли должны превзойти рост экономики страны в целом– ни много, ни мало - в 2 раза! Эксперты отметили, что потребуются реальные и действенные меры от правительства и от всех участников рынка, ведь проблем в туризме, увы, немало, а материальная база отечественной туротрасли и качество предоставляемых ею услуг пока еще далеки от совершенства.
К разработке концепции новой ФЦП Ростуризм привлекал представителей гостиничного бизнеса, крупнейших туроператоров, общественных организаций, научно-исследовательских центров. Задействованы в работе были представители туротрасли из разных регионов страны, а также региональные чиновники, отвечающие за создание и развитие туристических кластеров.
О конкретном наполнении федеральной целевой программы членам Общественного совета рассказал Александр Федулин, ректор Российского Государственного Университета туризма и сервиса. Он подчеркнул, что в создаваемой Программе на развитие отечественного туризма запланирован общий объем финансирования в оптимальном размере более 446 миллиардов рублей. Из них 83,48 миллиарда – это средства федерального бюджета; 15,3 миллиарда - средства субъектов федерации и местных бюджетов; 346,65 миллиарда – внебюджетные средства. Для максимально эффективного использования ресурсов развития отрасли в Программе вводится понятие «стратегического географического каркаса», определяющего регионы, обладающие наибольшей привлекательностью для туристов: как наших, российских, так и иностранных. Определяется также специализация пятнадцати наиболее перспективных туристических направлений.
Так, если для Крыма и Краснодарского края наиболее перспективным является пляжный отдых, то для Центральной и Северо-Западной России , где расположено Золотое Кольцо, в основном перспективен, конечно же, культурно-просветительский туризм. И именно эти, наиболее перспективные направления, следует развивать в первую очередь. Конечно, с учетом мнения и конкретных предложений самих регионов, которые заинтересованы в создании доходных туристических кластеров на своей территории.
"В итоге, нам важно сделать так, чтобы отдых на морском побережье или на Волге для россиян был дешевле и комфортней, чем отдых в Турции", - подчеркнул в своем выступлении Сергей Марков, председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму. Нужно повышать роль межведомственного взаимодействия - на межведомственном принципе чаще проводить совещания по туризму в Москве и в регионах. Сегодня механизм межведомственного взаимодействия в отечественной туротрасли не срабатывает. Важна так же гласность и публичность проектов - общественные советы на местах, СМИ должны быть более активны и не испытывать излишнюю робость в обсуждении нерешаемых годами проблем.
Общественники обратили внимание на то, что в новой программе мало звучит тема детского, самодеятельного туризма, экологических троп.А ведь надо учитывать прогноз ближайших лет - ожидается взрывной рост спроса на оздоровительный туризм.
В новой госпрограмме, которая, кстати, является не единственным инструментом поддержки туризма, заложено немало практических решений: от подготовки профессиональных кадров до помощи туристическим компаниям в обновлении парка круизных судов и комфортабельных автобусов. Как на деле это может быть реализовано, сообщил членам Общественного совета Николай Королёв:
«Сейчас отечественным туркомпаниям не хватает порядка 10 тысяч туристических автобусов. Не решив эту проблему, далеко не уедешь. Мы договорились с банками - в частности, с ВТБ и Сбербанком – о том, что они будут предоставлять турбизнесу на эти цели кредиты на льготных условиях, под 5 процентов годовых. Это реальная мера поддержки со стороны государства».
Целевая программа будет дополняться и совершенствоваться. Главное, отметили эксперты, уже видно и сегодня: она конкретна, прагматична. Ее горизонт, рассчитаный на семилетний период развития туротрасли, предметно обозначает не только ближние, но и дальние перспективы развития внутреннего и въездного туризма в России.
Увеличение стоимости оформления загранпаспорта нового поколения не скажется на желании россиян выезжать за рубеж