Космический туризм: Есть ли будущее у нетрадиционных путешествий?
Таким образом, ровно 16 лет назад, 28 апреля 2001 года, стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с двумя космонавтами и Деннисом Тито на борту. 30 апреля удалось совершить стыковку аппарата с Международной космической станицей. В общей сложности экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней. Космонавты в течение этого времени занимались научными экспериментами, а турист снимал все происходящее на фото- и видео-камеру, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех членов экипажа. Корабль благополучно вернулся на Землю 6 мая. Сразу после приземления Тито поделился с журналистами полученными впечатлениями. Он сказал, что побывал в раю, и в ближайшее время собирается опубликовать книгу о своем путешествии в космос.
Это событие послужило поводом, чтобы ввести в обиход выражение «Космический туризм». С того самого момента и появилась новая отрасль развлечений – полеты на околоземную орбиту обычных людей, финансируемые из частных средств. Согласно опросам, очень многие люди по всему миру хотят полететь в космос в развлекательных или научно-исследовательских целях, а специалисты, просчитывая будущее космонавтики наперед, предугадывают, что именно этот аспект может стать важным источником финансирования космонавтики в среднесрочной перспективе.
Лицом массового космического туризма на сегодняшний день считается американец Берт Рутан – именно он-то все и затеял. В Калифорнии он имеет собственный экспериментальный завод, на котором испытывает свои летательные аппараты. Разработкам передовых космических кораблей он посвятил всю свою сознательную жизнь. В 2011 году Рутан построил первый в истории частный космический агрегат SpaceShipOne, предназначенный специально для суборбитальных полетов. В космонавтике суборбитальными называют полеты на скоростях и орбитах ниже, чем требуется для искусственных спутников Земли. Через несколько лет этот корабль в течение двух недель дважды превысил отметку в 100 км, за что Рутан получил приз $10 млн от фонда X Prize (специализируется на поощрении нетрадиционных научных изысканий). Немного позже исследователю поступило предложение от эксцентричного миллиардера Ричарда Брэнсона, владельца компании Virgin, построить восьмиместный космический летательный аппарат, чтобы «катать» туристов, жаждущих острых ощущений. Берт Рутан предложение принял и проект получил название SpaceShipTwo. Стоит отметить, что сегодня услуги космического туризма пользуются популярностью и имеют сравнительно неплохой спрос среди определенных категорий населения. Состоянием на 2013 год один полет оценивался в 200 тыс. долларов, для резервации места необходимо было внести задаток, но несмотря на это еще до первого запуска «билеты в космос» заказали порядка полусотни человек. Эксперты, однако, прогнозируют, что с годами данная услуга, став массовой, значительно снизится в цене. Сейчас один полет оценен приблизительно в 30-40 тыс.
На данный момент отрасль космического туризма только развивается, на российских ракетах пределы атмосферы покинули пока только 4 человека. Всего же космических туристов, побывавших на МКС, насчитывается семеро. Путешествие в космос можно классифицировать как совершенно новый, практически никому незнакомый вид экстрима, ведь любой полет может завершиться трагично, это осознают и пилоты, и пассажиры-добровольцы, однако любителей острых незабываемых ощущений это не пугает. Это подтверждает и тот факт, что с каждым годом наперекор всему количество желающих побывать в космическом турне только растет. Существует даже специальный тренажер, на борту которого создан специальный воздушный режим, имитирующий условия невесомости, чтобы перед полетом путешественники смогли понять и почувствовать, что их ждет. Единственной используемой сегодня целью, другими словами «переправой», космического туризма является МКС – достояние четырех главных компаньонов – российских, европейских, японских и канадских космических агентств, в ее строительстве были задействованы лучшие специалисты 16 стран.
Космический туризм сегодня становится серьезным бизнесом, потому что, несомненно, у этой отрасли есть будущее и этому виду путешествий есть куда развиваться. Недавно всем известный глава компании SpaceX Илон Маск заявил, что уже в обозримом будущем (в течение нескольких лет) отправит первых космических туристов в полет вокруг Луны, а в течение десятилетия целая группа людей отправится на Марс на многоразовом космическом корабле, чтобы начать колонизацию Красной планеты.
Источник: oane.ws