Эксперты предложили свой путь развития алтайского туризма
Каждый год в Алтайском крае пытаются увеличить турпоток в регион. Но действительно ли это так важно? По мнению многих экспертов, привлекательность края для туристов заключается в уникальности алтайской природы и широте сибирского гостеприимства. На что же еще важно делать акцент? Об этом 24 марта говорили эксперты на «круглом столе» в «Сибирской медиагруппе».
Природные ресурсы
В первую очередь, нужно заботиться о природных ресурсах, которые являются основой туризма в крае. Именно они составляют особую важность в долгосрочной перспективе, считают эксперты.
«Известно, что за многозвездочными отелями едут в другие места. Все-таки, большинство людей едет на Алтай именно за природой. Инфраструктура и управленческие решения – это очень важно. Но никакая инфраструктура, парковки и отели не заменят нашу природу», - считает председатель общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков.
«Ресурсы нужно еще и грамотно использовать. Например, у нас есть шанс не наступать на те же грабли, на которых всей пятой стоит Республики Алтай, где вдоль Катуни все застроили турбазами. Должен быть баланс между дикой природой и искусственно созданными комплексами. Если не будет тайги и природы, не поедут к нам туристы за одними подъемниками на горнолыжных курортах», - уверен Грибков.
По его словам, в крае вообще нет природного туризма, в то время как можно было бы успешно развивать, например, бердвотчинг. Это визуальная «охота» на птиц в их естественной среде обитания с помощью бинокля или фотоаппарата. «У нас об этом никто толком и не слышал. В то же время, это направление очень популярно на Западе. Грустно, что о наших птицах гораздо лучше могут рассказать специалисты из Казахстана, чем местные экскурсоводы», - говорит Грибков.
Уникальные объекты
Также на Алтае есть несколько уникальных объектов, которые необходимо развивать. Однако, чтобы сделать туризм максимально конкурентоспособным, нужно объединять возможности Алтайского края и Республики Алтай.
«Мне кажется, вообще неправильным разграничивать эти два соседних региона. Пора прекратить конкуренцию, нужно сотрудничать. У нас на Алтае есть множество уникальных объектов. Например, гора Белуха, плато Укок, Денисова пещера, уникальные соленые озера и ленточные боры», - считает директор турфирмы «Плот» Александр Смирнов.
Об уникальности именно горнолыжных алтайских курортов высказалась президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Чупина. Она уверена, что не стоит сравнивать «горнолыжку» Белокурихи, например, с Шерегешем. Нужно делать акцент на собственных преимуществах.
«В Шерегеше есть снег и прекрасные трассы, достойные гостиницы. Однако из всех развлечений там, в лучшем случае, могут предложить баню и ночные клубы. Что же может предложить Белокуриха? Например, обучающие школы, в которых могут проводить время дети, в то время как их родители идут в зону SPA, на оздоровительные процедуры. Также можно развивать экскурсионные направления. Кроме того, у нас есть прекрасные чемпионы, а тренер паралимпийской сборной по горным лыжам вообще родом из Белокурихи. Так давайте создадим здесь школу горнолыжного спорта», - предложила Чупина.
Директор «Горной аптеки» Ольга Лонская сказала, что каждый туробъект будет привлекательным лишь в том случае, если будет многофункциональным. «Например, есть музей, при нем открывается магазин, ресторан, строится гостиница. Так каждый объект должен самостоятельно развиваться. Конечно, при этом не нужно забывать о соответствии высшим стандартам качества», - считает Лонская.
Улучшение инфраструктуры
Все эксперты сошлись во мнении, что в Алтайском крае «хромает» инфраструктура. При этом именно с нее начинается развитие туризма в любом регионе. В крае наблюдается проблема с хорошими отелями, практически нет четырех-, пятизвездочных. Лишь в Белокурихе можно наблюдать развитие в этом плане, там уже приближаются к европейским стандартам.
С другой стороны, многие приезжают в Алтайский край за «дикими» условиями: туристы специально жертвуют комфортным размещением ради ночевок в палатках и походов в горы с рюкзаками. Это может стать одним из перспективных направлений туризма в регионе.
Александр Смирнов считает, что турпоток в крае мог бы вырасти, если бы снизились цены на авиасообщение. «Статистика показывает, что до того момента, как взлетели цены, спрос на билеты в Алтайский край был выше в два раза. Если бы у нас было несколько авиакомпаний, то была бы здоровая конкуренция. Цены бы волей-неволей снижались», - говорит директор турфирмы.
Он также подчеркнул, что власти нужно каким-то образом стимулировать туроператоров, чтобы те больше заботились о качестве транспорта. «Автобусов хорошего качества катастрофически мало. Иногда даже для особо требовательных персон приходится заказывать автобусы из Новосибирска. У нас не так много солидных туроператоров, которым денежный оборот позволяет купить новый автобус за 16 миллионов рублей», - рассказал Смирнов.
Забота о кадрах
Кроме того, развитие туризма в крае выйдет на новый уровень, если у нас появится больше квалифицированных экскурсоводов, а также обслуживающего персонала. «Например, в Барнауле можно найти от силы пять-семь нормальных экскурсоводов. Это те, кто достойно расскажет историю, не перевирая, которые ответят на вопросы, заставят слушать. Доморощенных, которые просто хотят на этом рынке «урвать кусок пирога», уже достаточно», - сказала Чупина.
В ходе обсуждения эксперты выдвинули мысль о том, что туробъекты должны проводить собственную аттестацию для экскурсоводов, давать доступ на проведение экскурсий только профессионалам. Такая практика существует в некоторых городах России, например, в Москве. В нашем регионе такого нет.
«Я считаю, что у нашей власти должна быть привилегия создавать собственные законы внутри своего туристического рынка, как это делают, например, в Петербурге. Инициатива по части безопасности и аккредитации объектов, мест размещения должна идти от власти», - считает Чупина.
В итоге спикеры сошлись на том, что алтайскому туризму не нужно ни на кого равняться, а важно найти собственную «изюминку». Что касается турпотока, то особое внимание нужно уделять не количеству приезжающих к нам туристов, а тому, какой вклад туризм вносит в экономику края.
В России разработан и утвержден государственный отраслевой стандарт, определяющий требования к деятельности горнолыжных комплексов