USD:
EUR:

«Мир на руинах» и «кот в мешке»: Севастополю предлагают тупиковые проекты

«Мир на руинах» и «кот в мешке»: Севастополю предлагают тупиковые проекты

В правительственном департаменте рисуют красивые картинки и складно говорят, отвлеченно расписывая, куда пристроить бюджетные миллиарды. Но при объективном вдумчивом подходе с учетом существующих реалий, оказывается, что на практике проведение планируемых работ если не невозможно, то сопряжено с множеством обесценивающих изначальную идею сложностей. Если не понять это сейчас, то город ожидает длительное и безрезультатное вкачивание денег в бездонную яму чьих-то амбициозных фантазий.

На февральской сессии Заксобрания депутаты заслушали отчет директора департамента приоритетных проектов развития Севастополя Сергея Градировского о том, чем занимается сегодня ведомство. Среди главных проектов он, в частности, назвал: Energynet, «Развитие Балаклавы как международного центра туризма», «Терруар Севастополь», «Гераклейская рокада», мемориальный парк «Примирение», проект комплексной застройки крупной городской территории, создание индустриального парка, военно-исторического парка «Федюхины высоты» и технопарка «Маяк».

Судя по докладу, генерация идей – дело нехитрое. Сиди себе и генерируй. Главное, впечатляюще проиллюстрировать, чтобы бередило умы и вселяло надежды. Для талантливых бередителей из вербального департамента приоритетных проектов даже как-то мало. Но за донесение до масс простых гениальных истин Градировскому можно многое простить. «Проект хорош тем, что он начинается и завершается определенным результатом», - глубокомысленно сдвинул воздух в зале оратор.

Депутаты в долгу не остались. «Информацию о проведении государственной политики, направленной на реализацию основных задач департамента приоритетных проектов развития города Севастополя парламентарии приняли к сведению», - чревовещает пресс-служба Закса.

Пока представители двух ветвей городской власти отрабатывают свои огромные зарплаты взаимными колебаниями атмосферы в свежеотремонтированном сессионном зале, попробуем разглядеть за словесным туманом, что затевается на самом деле.

Градировский бодро рапортует и говорит афоризмами

Севастопольское марочное. Спорно. Долго. Дорого.

Развитие элитного виноделия – это прекрасно. Где-то в благополучной Франции с работающими законами, гладкими автобанами, пристойным уровнем жизни и отсутствием санкций, а не в пережившем двадцатилетний экономический застой Севастополе  с сегодняшней безработицей, растущими тарифами и полуразрушенным хозяйством.

Главный вопрос, который хочется задать «толкателям» проекта: «Терруар Севастополь» – для кого он? У департамента приоритетных проектов что-то не в порядке с приоритетами. Речь идет, по словам Градировского, о развитии уже существующих крупных предприятий и «нескольких десятках авторских виноделен полного цикла».

Схема выглядит так: город получает от предпринимателей концепции предполагаемой деятельности, выделяет в аренду десятки гектаров земли, на них высаживаются виноградники и через несколько лет, если земля используется в соответствии с одобренной концепцией, арендатор получает право выкупа участка.

По словам самих виноделов, первая бутылка элитного вина может появиться спустя 8-10 лет с начала возделывания земли. Не факт, что она вообще появится, и не факт, что вино получится элитным. Но допустим. Что получает город и кто в Севастополе выстроится в очередь за дорогим местным вином, при том что полно вполне приличного качественного алкоголя в разы дешевле? Наладить экспорт в ближайшие годы нереально из-за санкций. Возить в Россию пока тоже невыгодно из-за транспортных проблем.

Севастопольские виноделы «отпаивают» губернатора

В результате арендованная земля со временем частично выкупается предпринимателями, на ней строятся хозяйственные здания, гостиницы, бани, ресторанчики – что угодно. Предприниматель зарабатывает, отдавая государству налоги. Несколько рабочих мест погоды не делают. Для работы в небольшой частной винодельне хватит двух-трех сотрудников. Что выигрывает от этой долгоиграющей перспективы Севастополь? Налоги город получит от любого вида деятельности. Тогда почему он должен выбрать именно элитное виноделие? Почему проект именно сейчас является приоритетным?

Проект не первый год продвигают краснодарский ресторатор Олег Николаев и предприниматель Павел Швец, которые говорят о десятках неких виноделов, готовых арендовать землю. Продвижение заключается в общих фразах о прибылях, имидже и развитии региона. Но заданные нами вопросы озвучивались уже не раз и остаются открытыми. Почему? Потому что ответ банален как винная пробка: очередные дельцы хотят заполучить гектары в чудном крымском климате для собственного обогащения. Мизерная аренда в условиях СЭЗ потом быстро окупится сторицей. Вот и все.

EnergyNet – дорогой «кот в мешке»

«Умное электричество» должно, по проекту, появиться в Верхнесадовом, Инкермане и Балаклаве. Пилотный проект хотят «обкатать» в Севастополе с дальним прицелом на всю страну. Энергетика важнее и насущнее вина. Но вопросы к авторам проекта те же – какие экономические и социальные выгоды «светят» городу-герою, кроме звания «умного пионера»? Казалось бы, в любом начинании изначально должна прослеживаться простая ясная мотивация, хотя бы один непобедимый аргумент в его пользу.

Говорят одно и то же – модернизированные сети станут надежнее, что позволит, в том числе, снизить тарифы. Вот правда, хоть ставь сейчас памятную стелу с этим зароком и води потом к ней автора EnergyNet с мощным биноклем. А день снижения в Севастополе тарифов на свет делай красным днем календаря. Смело врут сейчас, так как потом найдут сто «умных» объяснений растущим тарифам. Никто и нигде до сих пор внятно не объяснил, сколько планируется создать рабочих мест, платить налогов, почему именно «умное электричество» за безумные миллиарды, а не просто спокойная, планомерная, экономная замена старого оборудования на новое.

Напомним, глава Севастополя и гендиректор ПАО «Россети» на инвестиционном форуме «Сочи-2017» 28 февраля утвердили план совместной работы по реализации в Севастополе пилотного проекта создания цифровой распределительной электросети нового поколения EnergyNet, в реализацию которого «Россети» готовы вложить более 2 млрд рублей. В рамках первого этапа планируется создать акционерное общество, в которое будут переданы городские электросетевые активы. Акционерами станут «Россети», «Севастопольэнерго» и правительство города.

Чалый внедряет в правительство «умные» прожекты

При этом ключевое предприятие проекта КБ Коммутационной аппаратуры даже не входит в первую двадцатку налогоплательщиков города, а собственник сетей, «Севастопольэнерго», зарегистрирован в Херсонской области Украины. И это не просто досадный нюанс, это серьезное юридическое препятствие, о котором автор проекта, экс-председатель севастопольского ЗС Алексей Чалый, уже нетерпеливо потирающий руки в преддверии траншей, говорит почему-то в будущем времени: «Ключевая проблема, которую нужно преодолеть, связана с тем, что сети для всероссийского эксперимента принадлежат украинской компании». Он заверяет, что «никакие федеральные деньги в таком статусе компании вложены не будут», и признает, что «административное противоречие придется разрешать в ближайшее время».

Даже менее опытному человеку понятно, что такие «противоречия» разрешаются до заключения каких-либо соглашений и шагов в рамках проекта, но Алексея Михайловича такие мелочи не смущают.

При этом в городе достаточно острых проблем, требующих немалых затрат сегодня: не достроена ТЭС, не хватает жилья, школ, детсадов, парковок, дороги тесные и разбитые, система отопления и водопроводы изношены, очереди к врачу можно ждать месяц, на госпредприятиях – миллионные долги по зарплатам, а выплат и пенсий большинству горожан еле хватает на еду. И люди меньше всего нуждаются в «чаловских игрушках».

Примирение на руинах

По мемориальному парку «Примирение» с Минобороны уже проведены переговоры, рекогносцировка на местности, и как сказано в отчете, девелоперы готовы к работе, при том, что проект, по словам Градировского, еще не готов. Примечательно, что он ответил так на вопрос депутата Татьяны Сандуловой - почему не было общественных слушаний.

Проект не готов, но его уже обсуждают с МО, презентуют на сайте правительства и представляют депутатам как приоритетный. Подобная мистика происходит и со смысловой концепцией парка, который ранее представлялся Алексеем Чалым, как мемориал Русского исхода, посвященный событиям 1920 года.

«Распространяется какая-то дезинформация. Пишут, что этот парк посвящён белогвардейцам, этого и близко нет. Примирение в том смысле, что разные социальные группы горожан найдут там и себе применение, и городу», - сочиняет на ходу глава департамента.

Нет ничего плохого в том, что проект напоминает о трагедии столетней давности. Плохо то, что нынешние воротилы не в состоянии его грамотно разработать и отстоять

«Люди, состоящие на государственной службе, за бюджетные деньги обслуживают интересы частного бизнеса, пуская государственные интересы побоку. Да и общественное мнение заодно», - считает Татьяна Сандулова.

Если говорить о практической стороне дела, то докладчик умалчивает о том, что для реализации проекта придется снести довольно много объектов – несколько воинских частей, жилые дома, яхт-клубы, гостиницы. Кроме того, большую часть территории занимает пустырь. Но после скандала с парком «Патриот» у горы Гасфорта кто посмеет прикоснуться хоть к одной травинке? Как же там что-то строить? Значит, так и останется большая часть пустырем.

Как быть с «естественным природным озеленением»?

Пыльные яхты

А в Балаклаве собираются обустроить центр международного туризма – организовать яхтенную марину, реконструировать набережную и прилегающую территорию.

Но пока в этом районе работает карьер, никакой международный яхт-клуб там создать невозможно. Владельцы дорогих яхт не хотят оставлять их в Балаклавской бухте надолго из-за въедливой карьерной пыли.

«Пусть эти фантазеры приедут сюда и поговорят с хозяевами яхт. Я свою держу только по необходимости. Оседающая на покрытие пыть очень вредна для краски. А косметический ремонт стоит намного дороже, чем оплата стоянки. Вот и подумайте, какой богатый турист сюда массово повалит», - говорит владелец одного из пришвартованных катеров.

«Жемчужину» и «туристическую Мекку» из Балаклавы делают уже много лет, но «воз и ныне там»

Пора в Севастополе создавать департамент контроля за эффективностью деятельности департаментов и вводить ответственность чиновников за впустую потраченные время и деньги. Иначе так и будут «великие комбинаторы» на фоне свалок и дорожных колдобин создавать свои бесконечные бумажные Нью-Васюки.

Источник: ruinformer.com

Также в рубрике

Профессионалы, пережившие не один кризис, говорят, что не ожидали остаться  без главных направлений выездного туризма

 0