Как Россия заработает миллиарды на катастрофе турецкого туризма
Кризис туристической отрасли Турции принимает катастрофические масштабы.
08 июня 2016 | Эксперты РТ
Текст: Дмитрий Лекух
Как свидетельствует министерство туризма и культуры Турецкой республики, в апреле текущего 2016 года турецкие курорты посетили 1,75 млн. иностранных туристов, что почти на 700 тысяч человек (или на 28 с небольшим процентов) меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Больше всего, почти на 80 %, естественно, сократилось количество отдыхающих из России. Но и другие страны-«доноры» туристической отрасли тоже не отстают: на 35 % упал поток из Германии, на четверть из Великобритании, больше чем наполовину — из Италии.
Как озвучивает городской совет недавно сверхпопулярной Антальи, в текущем году только турпоток на курорт из Российской Федерации сократится на три миллиона человек.
Станет прилично на местных пляжах меньше и европейцев, где-то на 1,7-1,75 миллиона отдыхающих.
Но и это еще не самое страшное.
Чтобы компенсировать «выпадение» российских и европейских туристов, турецкие отельеры пошли на весьма серьезное снижение цен. После чего, с одной стороны, возросло количество туристов из Грузии и Украины. А с другой — уже сейчас понятно, что в связи с этим почти вдвое упадут расходы отдыхающих: как прогнозируют в Анталье, в среднем вместо 755 долларов в неделю турист дополнительно потратит только порядка 450 долларов на человека.
И, соответственно, как отмечается даже в весьма «умеренно-оптимистическом» прогнозе, предприятия туристического сектора турецкого города-курорта недосчитаются порядка трех с половиной миллиардов долларов США, из которых минимум два будут, что называется, «русскими».
Но и это еще не все.
Турист, и не только в Турции, как известно, не только отдыхает, но и весьма активно «шопингует». И вот эти потери, особенно от «русского туристического потока», пока вообще не подсчитаны.
К чему это всё.
Можно, конечно, просто погрустить о пустынных турецких пляжах и. одновременно, испытать некоторую гордость на тему «как круто мы их наказали». Но прежде всего, как нам кажется, имеет смысл задуматься над тем, как в одну маленькую турецкую Анталью и не какими-нибудь «коррумпированными чиновниками» и прочими «зловредными олигархами», а вполне обычными отечественными туристами вывозилось ежегодно два миллиарда долларов только «чисто на путёвку». Плюс по известной формуле «один к трем» (как правило, в среднем один турист из России тратит дополнительно на отдыхе сумму, вдвое превышающую стоимость самого тура) можно приблизительно посчитать, сколько туда ежегодно выводилось денег из российской экономики вообще.
И понять, наконец, что развитие внутреннего туризма, даже судя по этим цифрам ежегодно упускаемой российской экономикой выгоды, просто обязано стать чем-то типа очередного «национального проекта».
Потому как, справедливости ради, министерство культуры РФ и соответствующее федеральное агентство кое-что в этом направлении реально делают, но явно недостаточно: и по объему вложений, и по административному функционалу развитие данной отрасли превышает их «потолок полномочий», и тут никому и ничего даже не нужно объяснять.
Необходимо и строительство новых туристических кластеров, причем не только на Черноморском побережье.
И решение вопроса с транспортной логистикой на наиболее перспективных направлениях. Простейший пример, мы его уже много раз приводили: чем локальное финское туристическое направление лучше, к примеру, карельского?!
Природа в Карелии даже лучше, и не только зимой: а сколько русских отдыхающих снимают для семьи, допустим, летом коттеджи на финских озерах? Пребывание в Карелии для российского туриста комфортнее психологически: отсутствуют и языковой барьер, и проблемы с чуждым менталитетом аборигенов.
Да и сами по себе вложения в туристическую инфраструктуру в Карелии не выглядят совсем уж умопомрачительными. Несколько небольших «туристических кластеров» с понятной «индустрией развлечений». Допустим, простые бугельные или кресельные подъемники и укатка ретраками трасс для горнолыжников и сноубордистов на имеющихся вполне пригодных склонах, трассы для беговых лыж, прогулки на снегоходах и собачьи фермы зимой, сплавы, экскурсии и отдых на озерах летом, - все это можно в той же Финляндии довольно легко «подглядеть».
Есть и вполне вменяемые зачатки транспортной логистики: есть несколько аэропортов в Петрозаводске, в фантастически красивой Сортавале, на Онеге. Есть железнодорожная и автомобильные трассы Москва — Мурманск и Санкт-Петербург — Мурманск.
Проблема тут несколько в другом: не стоит даже и надеяться, что все это, как у нас водится, сможет «осилить свободный рынок». Примеры той же Антальи и других мировых курортов говорят совершенно об обратном. Инфраструктура в них строится исключительно государством или, в некоторых случаях, частно-государственными партнерствами. На те же испанские Канарские острова даже песок на местные пляжи приходилось баржами из Сахары везти. Вы что, реально думаете, что это делали местные отельеры вскладчину? Или, допустим, стоимость перелета из Лондона на Тенерифе в 39 фунтов стерлингов – это реально «рыночная цена»?
И вот об этом, как нам кажется, сейчас в первую очередь стоит думать.
О том, что именно – и по деньгам, и по усилиям, - нужно вложить во внутренний и «въездной» российский туристический рынок, потому как деньги, которые с него может отечественная экономика получить, уже и так довольно отчетливо видны.
Источник: nalin.ru
Также в рубрике
С приближением лета в северном полушарии и ослаблением карантинов многие страны постепенно открывают пляжи и возобновляют туризм, а путешественники задаются вопросом, можно ли заразиться COVID-19 в бассейне, реке или на пляже, пишет портал BBC News со ссылкой на исследование Высшего совета по научным исследованиям Испании (CSIC).
0