Олег Сафонов: «Внутренний туризм развивается очень бурными темпами»
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов – о том, как снизить цены на поездки по стране, как привлечь в отрасль инвесторов и какой опыт США может оказаться полезным для России.
- Неоднократно уже ранее говорилось, что наши туристы, выезжая за рубеж, вывозят значительные денежные средства. По данным Всемирного банка, эта цифра приближается к 450 миллиардов долларов с 1995-го по 2014 год. Наверняка, эта сумма ещё более значительная, потому что туристы занимаются шопингом и какие-то дополнительные затраты осуществляют. В этом и заключается особый потенциал внутреннего и въездного туризма с точки зрения импортозамещения. Конечно же, нам нужно обращать на это внимание.
Перевыполняем план
В прошлом году рост внутреннего туризма составил более 30 процентов. Уже сегодня 41,5 миллиона наших граждан путешествуют по нашей стране. При этом при реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" были определены ориентировочные цифры - 40 миллионов человек в 2018 году. Получается, что внутренний туризм развивается очень бурными темпами.
Если же мы говорим о въездном туризме, всё-таки хотелось бы другую цифру назвать. Туристов, которые в разделе "цель визита" указывают "туризм", насчитывается 2 с лишним миллиона человек.
Но, если мы апеллируем данными и пользуемся международными стандартами, то въездной туризм мы получаем несколько более массовым. Получается порядка 12 миллионов человек. Но в любом случае мы понимаем, что потенциал импортозамещения, потенциал отрасли с точки зрения зарабатывания денежных средств невероятный.
На бюджетный рубль требуется три от инвестора
Собственно, в выездном туризме нет ничего плохого, если люди, выезжая за рубеж, хотят получить какие-то знания, дополнительную информацию, каким-то образом культурно, нравственно развиться. Но дело в том, что очень часто люди выезжают за рубеж, потому что у нас, к сожалению, в стране не было создано и до сих пор ещё, наверное, мы эту соответствующую конкурентоспособную инфраструктуру ещё только создаём. У нас гигантский потенциал, но мы должны создать конкурентоспособную инфраструктуру мирового уровня. В каких-то регионах она у нас уже есть: это Краснодарский край, Сочи в рамках подготовки к Олимпийским играм. Нам нужно развивать и Дальний Восток, и арктическую зону, и центральную часть нашей страны, и Сибирь, и вот на решение этих задач, конечно же, нацелена наша федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма, о которой я хотел бы сказать.
В настоящее время у нас 17 регионов страны участвуют в реализации данной ФЦП. 12 регионов, мы надеемся, в этом году ещё присоединятся и того будет 30 регионов. Но при этом наша программа очень сложная с точки зрения реализации. На 1 рубль бюджетных средств требуется 3 рубля небюджетного софинансирования. Особенно, как мы понимаем, это сложно обеспечить в современных непростых экономических условиях.
На период с 2015-го по 2018 год предполагалось ассигновать на эти цели с точки зрения бюджетных финансовых вложений сумму 80 миллиардов рублей. Осталось в действующем федеральном бюджете 20 миллиардов. То есть мы видим сокращение бюджетного финансирования в четыре раза. Но для многих инвесторов важна не сама сумма финансового участия со стороны федерального бюджета, а важен факт его участия, это проявление значимости, важности и стратегической заинтересованности государства в развитии туристской отрасли Российской Федерации.
Резервы для снижения цен есть
Кроме того, еще один вопрос - высокий транспортный тариф. Наверное, имеет смысл говорить вообще о транспортных затратах в туризме, каким образом их сокращать. Мне кажется, у нас есть очень много резервов, но мы не задействовали все наши потенциальные возможности. Очень часто подобного рода вопросы адресуются Федеральному агентству по туризму. Для того, чтобы показать, какие существуют механизмы сокращения стоимости авиационной перевозки в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, Ростуризм подписал меморандум с группой компаний "Аэрофьюз" о том, что данная компании будет предоставлять скидки на авиационное топливо для авиакомпаний. Скидки эти составят до 15 процентов. А если мы исходим из того, что в структуре стоимости авиационного билета до 50 процентов занимает стоимость авиационного топлива, то есть, естественно, это может привести к сокращению стоимости авиационных билетов практически на 7,5 процента.
В данном случае задача Ростуризма была показать, что у нас есть очень серьёзные внутренние резервы. И нам нужно эти резервы реализовать.
Полезный опыт США
Очень важный момент с точки зрения развития въездного в данном случае туризма являются визы.
Очень часто различные министерства и ведомства говорят, например, о принципах взаимности, и, наверное, это правильно. Но существуют и другие принципы: и в межгосударственных отношениях, и в экономической деятельности. Я могу привести один пример. Мы все знаем, что наши партнёры из Соединённых Штатов - это исключительно прагматичные люди. До недавнего времени, например, визы гражданам Китайской Народной Республики они, в общем, не давали, а если и давали, то очень короткие. В ноябре прошлого года они приняли решение в рамках реализации своей стратегии развития туризма предоставлять гражданам Китайской Народной Республики визы сроком до десяти лет.
Они уже подсчитали, что к 2020 году в США будут приезжать 100 миллионов человек из Поднебесной. То есть американцы приняли решение, исходя из своих собственных интересов. Может быть, нам тоже имеет смысл об этом подумать.
Служба информации «РТ»