Почему дохлый тигр в 50 раз дешевле живого…
…а Россия зарабатывает на заповедниках в 12 000 раз меньше, чем американцы
Фото: valery-moseykin.livejournal.com
За рубежом на экологическом туризме зарабатывают больше триллиона долларов в год, а у нас в России экотуризмом большинство людей до сих пор считает выезд на выходные на шашлыки. А все дело в том, что мы не умеем использовать туристический потенциал дикой природы – заповедников, заказников и так называемых особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Наши заповедники всегда были скорее местом для охоты а не наблюдения за дикой природой.
Для начала несколько наглядных цифр. Вот, например, сколько разные страны зарабатывают на туристах, посещающих национальные парки и другие заповедные территории:
Данные, между прочим – российского Министерства природных ресурсов, то есть уж они то постарались нарисовать России как можно большую цифру.
Охота или наблюдение
Экологическому туризму во всем мире – не более 30 лет. Но откуда же такая гигантская разница? Специалисты считают, что все дело – в разном подходе к дикой природе и охране этой природы. За рубежом начиная с 19-го века ставку сделали на создание национальных парков и привлечение туда туристов. То есть, за охрану дикой природы платят сами люди, которым интересно понаблюдать за животными в их естественной среде обитания.
В СССР все происходило по другому. Все строилось вокруг интересов определенной категории людей – а именно охотников. И чаще всего - «элитных» охотников. Ради этой своеобразной отрасли экономики строились базы отдыха, определялся порядок посещения заповедников и заказников. Понятно, что человеку без ружья делать там было нечего.
Неудивительно, что в СССР заповедники входили в состав… Главохоты. После развала Союза охота захирела и денег на содержание заказников стало значительно меньше. Но психология – не подпускать к дикой природе обычных туристов, осталась.
Еще один пример: любой национальный парк США в год посещают десятки, если не сотни тысяч человек. А, например, уникальное плато Укок на Алтае, место обитания редких тигров, посещает 800-900 человек в год. И они настолько безразличны местным властям, что они решили проложить через плато… газопровод в Китай.
Дохлый лев никому не интересен
Простой пример, почему обычный позволяет заработать на себе больше, чем охотник:
Эту тигрица зовут Machli, она живет в одном из индийских природных парков. По подсчетам администрации парка, удивительное животное, которое не боится людей и в то же время неагрессивно, уже «заработало» на туристах более десяти миллионов долларов!
То же самое и в парках Восточной Африки. Там посчитали, что один охотник, который приедет поохотится на льва, заплатит порядка 8-9 тысяч долларов. А если лев останется жив, то на обычных «туристах», приехавших на него посмотреть, можно заработать 160 тысяч долларов.
Дикий, дикий русский зверь
Конечно, нашего русского зверя, запуганного десятилетиями и столетиями охоты, нужно еще заставить выйти к людям. Это большая проблемы – в российских заповедниках зверей немного, и они слишком пугливы, чтобы выходить к людям. И турист не получает того, за чем приехал – контакта с дикой природой, отличных фото. Именно поэтому в некоторых наших заказниках, где пытаются развивать эко-туризм, организуют мини-зоопарки, часть зверей и птиц загоняют в вольеры. Но это противоречит самой идее экологического туризма.
Такую картину в российских заповедниках представить просто невозможно
Еще одна проблема, которую надо решать тем, кто хочет развивать экологический туризм – кадры. У нас нет даже учебных заведений, которые готовили бы специалистов. Да у нас даже нет профессии, которая на Западе называется экотуристический гид-рейнджер. Его готовят не менее двух лет. Зато потом этот человек становится своеобразным посредником между дикой природой и туристами. Он знает и безошибочно определяет все виды растений и грызунов, знает повадки зверей, обеспечит безопасность туристам и одновременно безопасность зверей от туристовJ.
У нас в заказниках и заповедниках главные люди до сих пор лесники, которые на роль гидов ну никак не годятся, хотя и знают о природе все. Вот если бы вы приехали поохотится…
Подготовлено при использовании материалов valery-moseykin.livejournal.com
Музей «СырКультПросвет», действующий на площадке Угличского сыродельно-молочного завода, становится популярным и среди иностранных гостей. Музейное пространство посетила делегация специалистов и туристов из Китая. Посетители из КНР оценили профессионализм и масштабность экспозиции.