Поменять отношение к Москве-реке
Первые изменения в облике московских набережных произойдут уже в нынешнем году
Первые изменения в облике московских набережных в рамках завершившегося накануне Нового года международного конкурса произойдут уже в нынешнем году. По мнению руководителя НПО «Исторические зоны» Института Генплана Москвы Елены Соловьевой (фото), конкурс был просто необходим, чтобы поменять отношение к Москве-реке. Ведь река исторически имела для русского города огромное значение как объект, формирующий лицо города. На ранних этапах формирования российского государства реки были основными транспортными путями. В то же время они же – система визуальной взаимосвязи, поэтому на самых высоких точках вдоль рек ставились церкви, колокольни, сторожевые башни – доминирующие объекты.
В дальнейшем, когда появились другие виды транспорта и сообщения, река такое свое свойство утратила и превратилась в так называемую рабочую, промышленную зону: из нее брали воду для хозяйства и в нее же сливали отходы. И эстетическая роль реки, по крайней мере, в Москве, была утрачена. В XII-XVI веках здесь располагались церкви, монастыри, усадьбы, села, а в XIX веке вдоль водной артерии начали размещать промышленные предприятия. «Сейчас мы хотим вернуть Москве-реке эстетическую составляющую, – говорит Елена Соловьева. – Такая функция у рек существует в любой мировой столице».
В европейских государствах река – это, прежде всего, объект, формирующий основной градостроительный ансамбль, место, где сосредоточены основные архитектурные и ландшафтные объекты. По мнению г-жи Соловьевой, очень удачен пример Парижа. Здесь на Сену обращены основные градостроительные оси и городские доминанты – Эйфелева башня, Дом инвалидов, Лувр, Марсово поле и другие. То есть Париж характерен тем, что на реке перпендикулярно ее руслу формируются важнейшие городские ансамбли.
То же самое наблюдается в Гонконге. Здесь на залив Виктория обращены самые важные видовые объекты. То есть водная поверхность всегда должна получать высокое эстетическое оформление. Река в городе – это не только транспортная артерия, а, прежде всего, зона, где должны формироваться важнейшие с эстетической точки зрения ансамбли.
В Москве современные доминанты – это, в основном, высотные жилые комплексы, построенные на реке, а также торговые и офисные центры, к примеру, Москва-сити.
«Москва в смысле планировки очень запутанный город, в отличие, к примеру, от Санкт-Петербурга. Поэтому раньше ориентироваться можно было по этим доминантным объектам. И мы хотим в Москве возродить эту навигационную систему. Другими словами, чтобы увидев доминанту, человек мог сразу понять, в каком районе города он находится», – говорит Елена Соловьева.
Также необходимо включать прибрежные зоны в жизнь города. На Москву-реку выходят огромное количество жилых районов, но набережные в большинстве случаев не благоустроены. Конечно, есть удачные примеры включения набережных в жизнь города, в частности, в Коломенском. Однако многие участки реки остаются нетронутыми и ими необходимо заняться. Как считает г-жа Соловьева, здесь нужно разбивать парки, делать зоны для прогулок и занятий спортом, благоустраивать велодорожки. На реке нужны рекреационные объекты.
Что касается транспортной навигации на Москве-реке, то, по мнению г-жи Соловьевой, пассажирские перевозки здесь нужно осуществлять преимущественно в туристических целях: передвижение по реке не предполагает скорость, а общественный транспорт тем и ценен, что он быстрый.
Источник: ratanews.ru