USD: 96.1021
EUR: 105.4854

Новогодние игрушки как бизнес

Много ли можно заработать, продавая на самый долгожданный в году праздник, изделия ручной работы соответствующей тематики 

Текст: Елена Краузова
Фото: РБК

Новогодние игрушки как бизнес
Эколог по образованию Светлана Емельянова создала бизнес по производству елочных игрушек ручной работы. Ежегодно компания производит 20 тыс. шаров, а за последние два года объемы продаж выросли больше чем в два раза. Однако компании непросто конкурировать с заводами, где создание новогодних украшений поставлено на конвейер.
 
«Кто-то любит бриллианты, а я люблю елочные игрушки. Витрины с ними меня завораживают», — рассказывает Светлана Емельянова. Идея продавать расписанные вручную елочные игрушки возникла у нее после неудачного похода по магазинам в канун Нового, 2006 года. Светлана хотела найти игрушки с изображениями Деда Мороза, деревенских пейзажей и русской тройки, но на полках магазинов были в основном однотонные шары или портреты Санты.
 
Спустя полгода Емельянова случайно оказалась на фабрике елочных игрушек под Новгородом и увидела расписные шары, которые так долго искала. Она решила договориться с фабрикой о производстве игрушек по ее собственным эскизам под брендом «Russian Елка».
 
Первая партия шаров в 12 тыс. штук обошлась компании «Русская традиция» (именно так Светлана назвала свой бизнес) в 800 тыс. руб. «Тогда мы с мужем снимали однокомнатную квартиру, и когда приехал заказ, нам пришлось спать на полу на кухне, потому что остальное пространство было занято новогодними украшениями», — вспоминает Светлана. Затем она открыла торговую точку в «Охотном Ряду» под названием «Лавка елочных игрушек», на это ушло еще около 1,2 млн руб. Первым большим клиентом компании стал «Яндекс», купивший у Емельяновой 20 наборов шаров под хохлому.
 
За ноябрь-декабрь 2007 года стартап продал половину первой партии, однако продажи упали на 30% после взрыва на Манежной площади 27 декабря 2007 года. В следующем, 2008 году Емельяновой пришлось продавать остатки первой партии (около 2 тыс. шаров). Тем не менее она заказала у производителя еще 2 тыс. елочных игрушек, но партнер выпустил продукцию в самом конце декабря, так что предпринимательнице едва удалось выйти в ноль. Емельянова поняла, что рассчитывать на фабрику опасно, и решила создать собственное производство.
 
В 2009 году компания оборудовала мастерские: стеклодувную — в Клину, художественную — в Москве. Запуск производства обошелся в 2 млн руб. В штате «Русской традиции» работали два художника, расписавших около 5 тыс. шаров к Новому году. Сегодня у фирмы 27 художников, половина из них работают удаленно. «Из 50 мастеров, приходящих на собеседование, настоящих умельцев, которых можно взять на тонкую работу, один-два человека», — замечает Емельянова.
 
На крупных фабриках каждый художник расписывает отдельные детали на каждой из сотен одинаковых игрушек, а иногда изображение наносится с помощью аэрографии через трафарет или тампопечатью. Сувениры «Русской традиции» расписываются полностью вручную. Сначала стеклянный шар выдувается на газовой горелке (стеклотрубку вращают в пламени), затем его опускают в лак и сушат. Впрочем, стеклянные колбы для обычных круглых игрушек компания заказывает в Европе, а вот украшения нестандартной формы (например, в форме колокольчика или сосульки) всегда выдувают собственные стеклодувы «Русской традиции». Затем игрушка попадает в руки художника, который работает над прорисовкой каждой детали несколько часов. Такие изделия стоят от 300 руб. до 80 тыс. руб.
 
Зарплата художника на производстве «Русской традиции» варьируется от 30 тыс. до 80 тыс. руб. в зависимости от сложности выполняемой росписи, скорости и объема работы. При этом число шаров по одному эскизу в коллекции — не более 100 штук, а художники могут сами предлагать идеи для оформления. «Мы, конечно, разрабатываем тематические коллекции (например, «Шар с гномами» — 100 штук, «Символ года» — 300 штук), но в результате из задуманного художники воплощают 60—70%, а остальное придумывают сами», — поясняет Светлана. В итоге все шары по одному эскизу получаются разными, и покупатель может выбрать по­нравившийся.
 
Ежегодно «Русская традиция» выпускает около 20 тыс. игрушек ручной работы. 50—70% себестоимости приходится на роспись, 5—15% — на упаковку, 10% — на стекло. Остальная часть денег идет на покупку красок и присыпок, а также на аренду помещений и коммунальные платежи.
 
Сегодня 70% игрушек «Russian Елка» продается через интернет-магазин, оставшийся товар компания делит между собственной точкой, другими интернет-магазинами и сувенирными лавками. Для оптовых покупателей «Русская традиция» также делает игрушки по индивидуальному дизайну: собирает предзаказы в начале года, и после предоплаты (50—70%) приступает к работе. Партнеры компании нередко поднимают цены на игрушки на 50—300%, хотя сами могут закупить продукцию со скидкой в начале года. По словам Светланы Емельяновой, 70—80% всех игрушек, реализуемых в рознице, покупатели приобретают в подарок, реже — для собственной коллекции.
 
Около половины всего объема компания Емельяновой производит для корпоративных клиентов, которые заказывают продукцию в том числе через рекламные агентства. Логотипы фирм, картины или фотографии для них «Русская традиция» печатает на шарах на заводе европейского партнера. Такие заказы Емельянова принимает до середины декабря. В этом сезоне компания поставила корпоративным покупателям около 25 тыс. шаров, не считая игрушек необычной формы и шаров с ручной росписью. Корпоративные подарки «Русская традиция» также поставляет в Голландию, Швейцарию, Германию и США, причем заказы от клиентов приходят через русскоязычный сайт.
 
Однако шары ручной работы для корпоративных клиентов обходятся дороже и изготавливаются дольше. Например, заказы на производство VIP-шаров (стоимостью от 13 тыс. до 80 тыс. руб.) «Русская традиция» принимает с марта, так как на производство одного в среднем уходит месяц. Для создания игрушки нестандартной формы по индивидуальному дизайну за два—четыре месяца создается образец, а производство и доставка украшений могут занять несколько месяцев. «Мы работаем целый год ради двух месяцев активных продаж перед Новым годом», — говорит Светлана Емельянова. До октября-ноября компания сконцентрирована на производстве и доставке продукции — работают только художники и небольшой штат.
 
К Новому году «Русская традиция» вынуждена нанимать операционистов для интернет-магазина, курьеров, упаковщиков и грузчиков. На оплату труда временных работников каждый год уходит около 300 тыс. руб.
 
Сегодня 70% продукции на складе — елочные шары собственного производства. Также фирма закупает новогодние украшения у фабрики «Елочка», завода фарфоровых кукол, у одного из украинских производителей деревянных игрушек.
 
Впрочем, «Русская традиция» привозит продукцию и из-за рубежа. Например, фирма Емельяновой импортирует игрушки необычной формы (в форме айфонов и ноутбуков, суши и т.д.) в том числе из Польши. Снежинки, звездочки, самолетики из стеклянных бусин Емельянова возит из Чехии. К тому же с 2012 года «Русская традиция» поставляет игрушки ручной работы из Венеции (около 1 тыс. игрушек каждый год) и Египта (300—400 игрушек). Иностранным поставщикам приходится качественно упаковывать продукцию, так что игрушки почти не разбиваются при перевозке. Тем не менее Емельяновой приходится заказывать шары с небольшим запасом (1—2% от каждой коллекции). Таможенные выплаты увеличивают стоимость ввозимой продукции на 10—15%.
 
Последние два года «Русская традиция» ежегодно увеличивает объемы продаж на 40—50%, в 2012 году оборот компании составил около 20 млн руб., по итогам 2013 года, по планам Светланы Емельяновой, он составит 30 млн руб. Новых покупателей предпринимательница ищет на отраслевых выставках, а также через рассылки по базам потенциальных клиентов. Продажи через сайт стимулирует продвижение в соцсетях — в группе «ВКонтакте» у компании около 16 тыс. подписчиков.
 
В 2014 году Светлана Емельянова планирует увеличить объемы производства и продаж на 30%. В ассортименте появятся шары ручной работы с европейскими пейзажами, а на шарах с сусальным золотом художники будут рисовать репродукции картин. Также помимо елочных украшений «Русская традиция» будет продавать свечи и расписные украшения нестандартной формы. В следующем сезоне компания планирует открыть три новые точки в торговых комплексах и выйти на объемы продаж 30—35 тыс. шаров.
 
В России помимо «Русской традиции» производством елочных игрушек ручной работы занимается также компания «Атлас Арт», которая продает шары под брендом M.A.Mostowski на фабрике в Польше, а также привозит оттуда сувениры фирмы Komozja. Впрочем, «Атлас Арт» делает ставку на елочные украшения формовой выдувки, а не шары. Каждый год компания выпускает небольшие коллекции по авторским эскизам (300—400 шаров стоимостью около 3,5—4,5 тыс. руб.).
 
Кроме того, игрушки ручной работы производят фирма «Стиль с Селижарово» под Тверью, Лавровская фабрика художественной росписи под Костромой. Москвичи могут купить их продукцию в интернет-магазинах, однако опрошенные РБК daily представители онлайн-ритейла поясняют, что работать с московскими производителями удобнее — не нужно везти игрушки издалека.
 
Впрочем, и крупные заводы позиционируют свои новогодние украшения как изделия ручной работы. Например, фабрика «Иней» в Павлово-Посадском районе Подмосковья продает более 250 видов елочных украшений — от шаров и формовых игрушек до шишек и подвесок. Как пояснила РБК daily Людмила Невструева, генеральный директор фабрики, ежегодно предприятие производит 100—120 тыс. игрушек ручной работы. Их закупают в первую очередь частные предприниматели, однако основные покупатели — экскурсионные группы. Каждую зиму «Иней» посещают около 30 тыс. человек — в основном школьники с родителями. Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» под Нижним Новгородом, занимаясь массовым выпуском елочных игрушек, также берется за эксклюзивные заказы с ручной росписью.
 
По словам Светланы Емельяновой, крупные заводы не могут делать качественные игрушки ручной работы многотысячными тиражами. «Фабрики используют тампопечать или аэрографию, и ручной труд составляет 1—2 минуты на шар (нарисовать глаза, складки на одежде, присыпать блестками), — говорит Светлана. — Продается это как ручная работа, и цена значительно ниже. 80% елочных игрушек «ручной работы» производятся как раз по такому принципу».
 
 
Источник: rbcdaily.ru
Также в рубрике
Фестиваль, которым завершится мотосезон в Москве, пройдет 21 сентября
 0
Один из лучших клубов Москвы по спортивному чирлидингу набирает новых воспитанников
 0