Турная революция
Привлечь иностранцев в Москву мешает миф о дороговизне
Минимум последние 10 лет столичные власти не устают заявлять о создании всевозможных программ по развитию туризма, на которые, кстати, выделяются немалые средства. Текущий год также не стал исключением. Как отметил председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Сергей Шпилько, объём выделенных средств на развитие и продвижение туризма в Москве в 2012 году составляет 349 млн рублей. «Тех денег, что выделены на развитие туризма в Москве, а также инструментов для его продвижения достаточно», – заявил в ходе недавней пресс-конференции Сергей Шпилько. И, надо сказать, в данном случае чиновник не погрешил против истины. Но вместе с тем, по мнению участников рынка, ожидать взрывного роста въездного турпотока всё равно не стоит.
ческий кризис в странах Евросоюза автоматически сделал множество потенциальных путешественников «невыездными» – денег на поездку у них просто нет. В качестве ещё одного немаловажного фактора, играющего против увеличения турпотока в Москву, нередко называется общий имидж России на мировой арене. Продвигать Россию в качестве туристического бренда федеральные власти пока так и не научились, и страдает от этого в том числе и столица.
По итогам прошлого года российскую столицу посетили 4,47 млн туристов, что оказалось даже немногим больше оптимистических показателей, заложенных в городской программе по развитию туризма. «Мы подходим с очень неплохими результатами к новому летнему сезону, который может стать переломным с точки зрения развития культурно-познавательного, событийного и других видов туризма. Туризм в Москве набирает обороты», – убеждён Сергей Шпилько.
Принято считать, что все последние годы главным тормозом в развитии въездного туризма в Москвы было отсутствие недорогих гостиниц. «То, что в Москве дорогие отели, – это миф. Отели аналогичного класса, например, в Париже или Лондоне стоят куда дороже, чем в Москве. Кроме того, в пик туристического сезона действительно дорогие 5-звёздочные отели сильно снижают цены. Лето – мёртвый сезон для бизнеса, и сейчас туроператор может получить 5-звёздочный отель по ценам 3-звёздочного», – рассказывает гендиректор ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ» Константин Радушкевич.
Впрочем, у туристов, которые не хотят отправляться в групповые туры через туроператоров (и соответственно не могут воспользоваться их спецпредложениями), тоже есть весьма богатый выбор. Корреспондент «Нашей Версии» буквально за 10–15 минут смог отыскать множество московских недорогих 3-звёздочных отелей на одном из крупнейших международных сайтов систем бронирования.
По словам участников рынка, в последние годы в столичный гостиничный бизнес наконец-то начали приходить частные инвесторы. Правда, частники предпочитают строить бюджетные отели скорее на окраине города, нежели в центре. «Строить отель 3 звезды в центре нерентабельно, так как затраты на строительство и себестоимость номеров не сильно отличаются от 5-звёздочного отеля, а срок окупаемости – плохой. А вот подальше от центра – это очень даже выгодно. Недавно, к примеру, на Аминьевском шоссе открылась новая гостиница, 3 звезды по западному варианту. И, судя по всему, дела у них идут неплохо, в ближайшее время они планируют открыть ещё два новых корпуса», – говорит Константин Радушкевич.
Помимо собственно проживания туристов ещё интересует и развлекательная программа, а также возможность свободно гулять по городу. С последним, как правило, возникают проблемы: отыскать в городе заведение общепита с хорошей кухней, низкими ценами и персоналом, говорящим на английском языке, – задача не из простых. До последнего времени в Москве не слишком обширной была и экскурсионная программа. А с самой востребованной среди всех туристов экскурсией в Кремль из года в год возникают проблемы. «В Кремль хотят все, но он не резиновый, и иногда они вынуждены отказывать. Но это естественные причины: Кремль не может принять одновременно 100 групп. Надо выстраивать графики заранее», – констатирует Константин Радушкевич.
С этого года в столице стартует новый проект – Moscow Fresh Tour. Смысл программы, объединяющей под общим брендом ряд независимых молодёжных и коммерческих организаций, состоит в том, что в интернет-сообществах набираются группы прибывших в Москву туристов, для которых организуются бесплатные пешеходные экскурсии по городу. Экскурсии проводятся на иностранном языке, непрофессиональными гидами, прошедшими специальную подготовку. В планах столичных властей также организация автобусных туров по городу на двухэтажных красных автобусах, аналогичных тем, которые курсируют в большинстве европейских столиц.
Каким образом будет решаться проблема языкового барьера, пока не очень понятно. Двуязычные указатели к достопримечательностям в Москве появились ещё несколько лет назад, а вот наладить общение с представителями правоохранительных органов, работниками метро, музеев и т.п. иностранному туристу в Москве пока невозможно. «Есть сложности с подготовкой сотрудников правоохранительных органов, транспортной отрасли, билетёрш. Пока мы рассматриваем ряд предложений по решению этой проблемы, возможно, что это будут какие-то краткосрочные курсы для тех, кто сталкивается с иностранными туристами чаще всего», – рассуждает Сергей Шпилько.
Впрочем, на первое время хватило бы и нескольких пунктов туристической информации, которых пока в столице просто нет. «Мы планирует разместить несколько пунктов в ключевых для туристов точках. Например, они пришлись бы очень кстати на Арбате, в Лаврушинском переулке, на Манежной площади. Средства выделены, но ещё надо найти помещения, определиться с форматом, будет ли это полноценный офис, стойка или где-то будут использоваться инфоматы», – поясняет Шпилько.
И всё же проблема привлечения иностранных туристов в Москву не решается только за счёт создания «дружественной» туристической инфраструктуры в городе. В конце концов, в Пекине также невозможно отыскать таксиста, который понимал бы хоть слово по-английски. Однако Китай на глобальном туристическом рынке давно уже оставил позади российскую столицу. «Есть очень много интересных направлений, которые гораздо дешевле, чем Москва. И они, конечно, выигрывают у нас борьбу за рынок. Это первым делом Китай и Индия», – резюмирует Константин Радушкевич.
Отсутствие постоянного, равномерного спроса на Москву со стороны туристов автоматически означает медленное развитие соответствующих сегментов рынка. Бюджетные отели строить невыгодно не только из-за бюрократической волокиты, отсутствия подходящих земельных участков, дорогой арендной платы и т.п. Подавляющее большинство туристов (70–80%) посещают Москву в июле-августе. Получается, что в остальное время года туристическая инфраструктура будет фактически простаивать. Очевидно, что в подобные проекты инвесторы вкладываться не спешат.