Поезда не подешевеют никогда
«РЖД» подготовило инвестиционную программу. Ее дефицит - 1,9 трлн. рублей.
«РЖД» подготовило инвестиционную программу до 2020 года. Ее дефицит - 1,9 трлн. рублей. Деньги возьмут в том числе из карманов пассажиров. «Российский туризм» выяснял, как будут расти цены на билеты в поездах.
В ближайшие семь лет «Российские железные дороги» намерены потратить 5,7 трлн. рублей. Не только на реконструкцию существующих путей, но и на новые, в том числе грандиозные проекты, окупаемость которых не всегда очевидна.
- РЖД предложило модернизировать БАМ и Транссиб. Эти проекты могут быть знаковыми, в них масштаб, идея единения страны, отсылка к империи и советским марш-броскам, тут много символического. Но кроме того они действительно необходимы для модернизации экономики, - объясняет «Российскому туризму» экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. - Раньше масштабные, финансово затратные проекты откладывались, но сейчас пришло их время – ведь выборы прошли, правительство сформировано, начался виток новой стабильности.
Проекты действительно затратные – чтобы осуществить задуманное РЖД не хватает 1,9 трлн. рублей. Откуда РЖД возьмет эти деньги. Вариантов три: бизнесмены, пассажиры, и правительство.
Пока РЖД хочет взять деньги, прежде всего, с бизнеса. На 2013 год уже намечен рост тарифов на грузовые перевозки на 5,5%. РЖД хочет, чтобы рост был – на 10%. «Это почти полностью профинансирует «бросок на Восток», - уверен Владислав Иноземцев, - Сейчас тарифы рассчитываются так, что некоторые ресурсные перевозки для РЖД приносят убыток. Если пересмотреть систему тарификации, где уголь и лес транспортируются по самым низким тарифам, эта проблема исчезнет».
То есть фактически, за низкие тарифы на перевозку того же леса и угля платим мы – пассажиры. И так будет до тех пор, пока правительство не согласится повысить эти тарифы.
Сделать это придется, потому что вторая альтернатива – резкое повышение цен на билеты в пассажирских поездах. Каждый год правительство и РЖД торгуются – на сколько железнодорожники смогут повысить цены. К примеру с 1 января цены выросли на 6%, и это при том, что государство еще дало РЖД субсидию около 40 млрд. рублей.
В апреле этого года Владимир Путин поручил РЖД обосновать рост цен на тарифы в перспективе 5-10 лет. Глава РЖД Владимир Якунин назвал цифру в 7,4 процента удорожания в год, точку, «ниже которой убыточно работать». Но учитывая дефицит инвестиционной программы, есть опасность, что цены на билеты в пассажирских поездах могут повышаться еще серьезнее.
Государство уже начало думать, как решить эту проблему. Минэкономразвития до конца года должно решить, какие проекты профинансирует само РЖД, какие – правительство, а какие будут осуществляться в рамках частно-государственного партнерства (попросту говоря, помочь в реконструкции каких-то веток железной дороги «попросят» крупные компании, которые возят по ней грузы). Очевидно, что правительство попытается свести к минимуму именно рост тарифов на пассажирские перевозки. Но все эксперты «Российского туризма» сходятся на том, что цены на билеты все равно будут расти постоянно, как минимум на 6-7% в год – то есть на уровне инфляции.