Возвращение безвозвратных
В России снова могут появиться дешевые авиабилеты
Министерство транспорта подготовило поправки в Воздушный кодекс, которые позволят авиакомпаниям продавать безвозвратные билеты. Правительство признает свою ошибку, которую оно совершило в 2010 году, запретив подобную практику. Теперь некоторые билеты на самолет смогут стать дешевле на 20-30%. Впрочем, у предложения Минтранса есть как сторонники так и противники. «Российский туризм» ознакомился с их позициями.
Авиакомпании: «за». Авиакомпании никогда не скрывали своей заинтересованности в возможности продажи бесвозвратных билетов. «Данная практика распространена во всем мире, ведет к снижению цен на билеты, и позволит пассажирам, серьезно относящимся к планированию своих перелетов, значительно экономить», — комментирует инициативу Минтранса пресс-служба авиакомпании «ЮТэйр».
«Практика применения невозвратных тарифов позволит авиакомпаниям получить необходимый фиксированный минимум доходов для рентабельного выполнения рейсов, что, в свою очередь, за счет снижения финансовых рисков перевозчика, позволит увеличить количество предлагаемых к продаже мест по более дешевым тарифам», — цитируем агентство ПРАЙМ представителей «Аэрофлота»
Впрочем, понятно, что авиакомпании заботятся не только о пассажирах но и собственных прибылях. Практика продажи дешевых но безвозвратных билетов позволяла им успешнее заполнять рейсы в «низкий» сезон или на не совсем популярных маршрутах.
Кроме того, российские авиакомпании теперь смогут эффективнее конкурировать с иностранными – ведь иностранцы (которые работают по законам своих стран) все это время имели возможность продавать безвозвратные билеты, а значит имели перед нашими авиакомпаниями серьезное конкурентное преимущество.
Федеральная антимонопольная служба: скорее «за», чем «против». Напомним, что именно по инициативе ФАС и были в свое время запрещены безвозвратные билеты. В 2010 году она признала, что эта практика противоречит Воздушному кодексу и правилам формирования тарифов, утвержденным Минтрансом. В обоих документах говорилось, что пассажир может вернуть полную стоимость билета если отказывается от полета более чем за сутки, и 75% стоимости – если решил не лететь уже в день вылета.
Однако, за прошедшие два года позиция ФАС изменилась. «Анализ ФАС показывает, что даже при неполной нагрузке авиакомпании не снижают цены на билеты, опасаясь их массовой сдачи, - рассказал «Российской газете» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, - Предложенная сейчас конструкция позволить, как минимум до 25 процентов снижать стоимость билетов, и суда будут ходить с большей нагрузкой". ФАС хочет лишь более подробно прописать в законе или подзаконном акте условия продажи безвозвратных билетов.
Общество защиты прав потребителей: «против». «Этот закон встретит с нашей стороны противодействие, — предупреждает в интервью «Ведомостям» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Практика невозвратных тарифов — это не то, что нужно перенимать у Запада. Если услуга не оказывается, покупатель должен иметь возможность вернуть свои средства».
Впрочем, помешать принятию закона защитники прав потребителей вряд ли смогут. Скорее они могут рассчитывать на смягчение или изменение некоторых норм. Так, глава российского Союза потребителей Петр Шелищ настаивает, чтобы без изменений осталась ст. 107 Воздушного кодекса. Она предусматривает, что если вы не попали на борт по вине авиакомпании (например, не смогли заплатить за перевес багажа, или в вашем багаже обнаружились запрещенные к перевозу вещи, и в результате вас сняли с рейса), то вам обязаны вернуть полную стоимость билета вне зависимости от того, возвратный он или нет.
Интересы пассажиров: скорее «за», чем «против». По оценкам Минтранса, сейчас пассажиры возвращают около 8% купленных билетов. Из-за этого авиакомпании теряют почти 23 млрд рублей в год. И, соответственно, закладывают эти деньги в цены билетов.
Таким образом, люди, которые серьезно относятся к планированию своих поездок смогу существенно на них сэкономить.