Чем обернется массовое строительство гостиниц к ЧМ-2018
ФИФА требует от страны-хозяйки номерного фонда минимум 60 тысяч номеров.
Фото: россия2018.рф
ФИФА определила 11 российских городов, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. Властям этих городов среди прочего теперь надо решить две головоломки – как за шесть лет построить достаточно гостиниц для гостей чемпионата, и что делать с этими гостиницами потом. Чтобы заполнить новые гостиницы регионам надо будет задуматься о резком увеличении числа туристов.
По стандартам ФИФА общий объем номерного фонда страны-хозяйки чемпионата должен составлять минимум 60 тысяч номеров. Россия по бумагам вполне соответствует этим требованиям - города-участники будущего чемпионата уже сегодня могут предложить болельщикам более 80 тысяч номеров. Но это только на бумаге. На самом деле в большинство этих номеров болельщиков селить просто стыдно – это морально устаревшие гостиницы советского периода, где соотношение цена/качество нередко шокирует, как иностранных, так и российских туристов.
Слишком много роскоши
Пока лучше всего ситуация обстоит с высококлассными гостиницами. В Москве и Санкт-Петербурге их даже некоторый перебор – на пятизвездочные отели приходится больше половины номерного фонда. Отелей высшего класса нет в Ростове-на-Дону, Саранске и Нижнем Новгороде, однако уже сегодня существует конкретные планы строительства необходимых объектов. В Ростове-на-Дону и Саранске появятся гостиницы «Шератон», а в Нижнем Новгороде - отель «Кемпински».
Но пятизвездочные гостиницы не подходят для основной массы болельщиков. Поэтому скоро практически во всех городах начнется масштабное строительство гостиниц эконом-класса. В Саранске, например, пообещали построить 11 объектов разного класса, а в Волгограде и Самаре целых 16.
Кто будет жить в гостиницах после чемпионата?
Подобные процессы – строительство новых объектов в надежде на устойчивый поток туристов – сегодня можно наблюдать в Краснодарском крае. Там инвесторы тоже надеются на туристический бум, который создаст вокруг себя крупное спортивное состязание, все они ожидают гораздо больший поток туристов, чем заявлено, надеясь на нем существенно заработать и вернуть часть своих средств.
Вполне возможно, что на Юге России подобная стратегия оправдает себя – все-таки это «намоленное» туристическое направление. А вот что касается городов-участников ЧМ-2018, то здесь и существующие гостиницы вполне удовлетворяют текущий поток туристов. Средняя загрузка гостиниц по городам колеблется на уровне 30-40% в год. Когда появятся новые гостиницы, этот процент упадет. По сути, 100% загрузку новым и существующим отелям смогут обеспечить только две недели, пока в городе будут проводиться матчи чемпионата. Конечно, за это время владельцы гостиниц постараются заработать максимум, подняв цены. Так поступили во время последнего чемпионата польские и украинские отельеры. Но в любом случае это будут деньги несопоставимые с теми, которые вложены в строительство.
Срок окупаемости гостиницы уровня три звезды – 8-10 лет, гостиницы четыре звезды – от 12 лет и выше. Допустим, что отели Москвы и Петербуга окупятся. Там, в конце концов, не хватает именно доступного жилья уровня 3*. Но вот что делать с пустующим гостиничными номерами в провинциальных городах России? Ведь количество туристов, путешествующих в пределах России, не растет, а большей части иностранцев мало интересны города за пределами двух столиц.
- Инвесторы, вкладывающие деньги в отели осознают все возможные риски строительства, - рассказывает «Российскому туризму» главный редактор журнала Российской Гостиничной Ассоциации «Отель» Дмитрий Демидов. - И понимают, что надеяться на мощное увеличение туристических потоков в регионы нельзя. Поэтому я думаю, что многие заявленные отели будут строиться из модульных конструкций, чтобы в дальнейшем была возможность перепрофилировать гостиничные номера в жилые или офисные помещения. Государство со своей стороны должно заняться всесторонним развитием инфраструктуры городов-участников, чтобы туристы раз посетившие город нашли его интересным и комфортным, захотели приехать вновь. В том же Волгограде есть не только скульптурная композиция «Родина-мать», но и много других интересных мест. Их освоение и развитие - вот задача для местных властей на ближайшие шесть лет.