До Черного моря пешком
Даже плацкартные вагоны становятся недоступны пассажирам.
Фото: ykoctpa.ru
Даже плацкартные вагоны становятся недоступны пассажирам, и желающим провести свой отпуск на Черном море небогатым жителям провинции придется искать альтернативу поездам. Уже через пару месяцев стоимость билетов на плацкартные места в поездах может вырасти почти на 60%. Именно такой цифрой вице-президент РЖД Михаил Акулов пугал депутатов Госдумы в ходе слушаний проекта федерального бюджета. Это будет сделано, если государство не сможет или не захочет и дальше субсидировать РЖД. «Российский туризм» разбирался, станут ли эти угрозы реальностью.
Относительно низкие цены на билеты в плацкартных вагонах сегодня существуют исключительно благодаря субсидиям правительства. Именно оно «платит» РЖД треть стоимости каждого билета в плацкартный вагон, который покупают россияне. Но в период экономической стагнации денег в бюджете не много и правительство уже заявило, что отказывается от тотального субсидирования билетов.
Льготным ценами на плацкарты в будущем году смогут воспользоваться только россияне, возраст которых не превышает 23 лет и пенсионеры старше 60 лет. Все остальные – а это 70% всех пассажиров РЖД – теперь будут оплачивать полную стоимость билета. «Нет смысла давать всем, - заявил по этому поводу министр финансов Антон Силуанов. - Если ты в трудоспособном возрасте - извини, заплати по полной».
Заявление о столь высоком росте тарифов не стало неожиданностью и прозвучало после определенной «артподготовки». Еще 2 октября на встрече с представителями профильных министерств вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение «изучить возможность полной или частичной либерализации отдельных сегментов рынка пассажирских перевозок в плацкартных вагонах», что, по сути, означает увеличить тарифы.
Там же рассматривался вопрос о субсидировании ж/д перевозок в 2013 году в размере 40 миллиардов рублей, в 2015 году - 22 миллиарда рублей. Однако в итоге, в проекте федерального бюджета на 2013-2015гг. на эти цели предусматривается лишь 15 млрд. рублей в год – ничтожная сумма по меркам РЖД. По подсчетам железнодорожников на этот период им необходимы субсидии в размере 220 млрд. рублей.
Казалось бы, после уменьшения субсидий, цены должны вырасти максимум на 30% - та самая треть стоимости билетов, которую сегодня финансирует правительство. Однако, как стало понятно из заявления Михаила Акулова, РЖД планирует поднять цены на 60%. И это еще не все – может быть сокращено и количество поездов дальнего следования - до 500. Подобное заявление со стороны монополиста железнодорожных перевозок выглядит, как настоящий шантаж. По-видимому, РЖД попытается заложить в цену плацкартных билетов и некоторые другие свои издержки, которые государство не хочет покрывать – а именно – компенсировать убытки от пригородных перевозок. Резко увеличивать цены на электрички РЖД вряд ли решится – это грозит серьезными последствиями. А вот в поездах дальнего следования ездит намного меньше людей, чем на электричках – на них можно и поэкспериментировать.
Все эти события происходят на фоне заявлений первых лиц государства о необходимости развития внутреннего туризма. В то же время инертность государства, и отсутствие денег на субсидии, может просто похоронить эти надежды. Причем пострадают все: РЖД, туроператоры, и отдыхающие.