Как подмосковные электрички съедают вашу зарплату
Что у Москвы много транспортных проблем – давно не новость.
Фото: Василий Шитов / Коммерсантъ
Та же закономерность работает для 25 городов Западной Европы (они находятся в Германии, Нидерландах и Швеции), которые экономист взяла для сравнения. Вот только выражается эта зависимость менее явно (второй график). При увеличении времени в пути вдвое – скажем, с 20 до 40 минут – доход среднего пользователя московского транспорта падает сразу на 25%. Для Европы аналогичное изменение времени дает лишь пятипроцентную разницу в доходах. Другой пример. Зарплата в подмосковном муниципалитете, находящемся в 90 минутах езды от центра Москвы, примерно вдвое ниже, чем в пределах МКАД. В Европе то же время в пути обойдется лишь в 10% дохода.
Средняя зарплата и время в пути из дома до центра Москвы
Средняя зарплата и время в пути из дома до центра европейского города
Конечно, модель – лишь упрощение реальности. 40-минутная поездка на электричке до Курского вокзала – это не просто 40 минут потраченного времени. Это 40 минут в грязном переполненном вагоне вместе с попутчиками, часть из которых не подозревает о существовании дезодоранта, а иные любят скрасить дорогу домой (или на работу) парой слабоалкогольных коктейлей. Не говоря уже о том, что пригородные поезда ходят не так часто, как поезда в метро. Альтернатива – стоять в пробке на улицах города либо на подъездах к нему.
Однако есть поводы для осторожного оптимизма. В ближайшие пять лет столичная мэрия собирается потратить 2 трлн рублей на борьбу с дорожными заторами. Миллиарды вкладываются в создание новых станций метро, единых билетов на транспорт и так далее. Насколько велико будет влияние этих мер на неравенство доходов? Из модели Михайловой следует, что уменьшение времени в пути в среднем на одну пятую (допустим, раньше вы ехали до работы полтора часа, а теперь 1 час 10 минут) выразится в среднем увеличении доходов только на 3% (пурпурная линия на графике ниже). А если на секунду зажмуриться и представить, что Московский регион – это типичная европейская агломерация, и транспорт тут работает так же эффективно, как в лучших столицах Европы, то доходы местных жителей подскочили бы сразу на 24% (красная линия). Но об этом Сергею Собянину и подмосковным властям пока можно только мечтать.
Градиент изменения дохода и расстояния до центра
Примечания. Синяя линия – это реальный зарплатный градиент для Московской области. Пурпурная линия – градиент Московской области при сокращении времени пути в два раза, симуляция. Красная линия – европейский градиент в применении к Московской области, симуляция.
Источник: slon.ru