На яхте в Россию плывут только ненормальные
Яхтенный туризм и образ жизни на воде становится все более привлекательными
Яхтенный туризм и образ жизни на воде становится все более и более привлекательным для миллионов европейцев. Но, несмотря на доступность, красоту и обилие своих водоемов, Россия находится в черном списке подавляющего большинства европейских яхтсменов. Например, для того, чтобы посмотреть Петербург и его окрестности они предпочитают добраться до Хельсинки и далее пересечь границу на автобусе или поезде, но не пользуются яхтами. «Российский туризм» разбирался, почему так происходит.
Проблемы развития яхтенного туризма в нашей стране детально обсуждались на IV Международном форуме «Морской туризм» прошедшем в Петербурге. Как оказалось, отправиться в Россию на яхте решаются единицы иностранных экстремалов. Яхтсменов смущает даже не дикий по европейским меркам запрет на передвижение в российских внутренних водах судов под иностранным флагом. Многие судовладельцы охотно посетили бы Петербург, встав на якоре у пирса, но и это кажется нереальным.
- Много лет я занимаюсь приемом иностранных гостей-яхтсменов в Петербурге и могу честно сказать, что едут к нам люди ненормальные, те, кто находится не в себе, - рассуждает почетный представитель Круизной Ассоциации в России Владимир Иванкив. – Бюрократические формальности и существующие реалии делают невозможным нормальное путешествие на яхте даже в российской части Финского залива.
Для того чтобы посетить Петербург под парусом иностранный яхтсмен должен пройти пограничный контроль в пункте пропуска, расположенном в 100 милях от морской столицы России, а затем без остановок отправиться к дельте Невы.
- Стандартный суточный переход для европейских яхтсменов – 20-30 морских миль, - говорит Владимир Иванкив, - ведь таким образом путешествуют по большей части пожилые люди парами. 100 миль серьезное испытание для физически крепких яхтсменов, а для пары пенсионеров – непосильная нагрузка.
Тех, кто все же доберется до Петербурга, ожидают новые, не менее неприятные испытания. По существующим правилам иностранные яхты могут стоять лишь в двух питерских яхт клубах – Крестовском и Речном. Оба расположены в парковой зоне городского центра со всеми вытекающими из этого последствиями.
- Стоять там нереально, а полноценный сон и отдых невозможны, - продолжает Владимир Иванкив – Кругом кафе с вечеринками и ночными дискотеками как минимум 4 дня в неделю. Для иностранцев такое соседство дико. Первый вопрос, который они задают утром следующего дня – где приобрести беруши.
По словам специалистов, единственный плюс посещения нашей страны на собственной яхте – возможность находиться в городе прибытия 72 часа не получая российской визы. Длительный переход и отсутствие возможности нормально отдохнуть на стоянке сводят ценность этого бонуса к нулю. Некоторые яхтсмены говорят о том, что охотно получили бы визу и остались в нашей стране на больший срок, но это не так просто.
- Многие яхты находятся в режиме постоянного плавания, – рассказывает Владимир Иванкив. – Их владельцы живут, переезжая из одной страны в другую. По действующему законодательству, для того, чтобы получить российскую визу им необходимо вернуться домой и там обратиться в консульство нашей страны. Для кого-то это просто нереально. В эти самые дни в Петербург для участия в регате идет американская яхта. Судно уже пересекло Атлантику и сейчас стоит в Польше. Для получения визы яхтсмену предложили оставить судно и слетать в США для того, чтобы обратиться в консульство по месту жительства. Будет ли человек тратить немалую сумму на перелет и ходить по чиновничьим кабинетам – большой вопрос.
Возможность открытия внутренних водных путей для судов под иностранным флагом пока лишь обсуждается. Условия, на которых это предполагается сделать, уже сейчас кажутся достаточно странными. Так, иностранные суда и яхты предполагается пускать в отечественные реки и озера лишь при наличии русскоговорящего члена экипажа имеющего, к тому же, право управления судном. Ничего подобного нет ни в одной стране Евросоюза.
- Яхтенный отдых и туризм в нашей стране необходимо развивать и поддерживать, - объясняет «Российскому туризму» исполнительный директор Федерации парусного спорта Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургский парусный союз» Александр Куликов. - В самом ближнем зарубежье яхта не считается предметом роскоши. В Финляндии с населением в 5,5 млн. человек зарегистрировано более 500 тысяч яхт. Там действует программа «Лодка в каждую семью», школьники совершенно бесплатно изучают парусный спорт и ходят в море на самых различных парусниках. А что у нас? В Петербурге, на эквивалентную группу людей приходится 230 парусных судов.
По мнению Александра Куликова и его коллег, сложившуюся ситуацию вполне реально изменить при помощи законодательных мер, а так же путем популяризации яхтенного спорта и отдыха среди населения.