Текст: Капитолина Кокшенева
Фото: restlook.ru
Судьба уникальной коллекции художественных промыслов под угрозой
Очень скоро в Москве невозможно будет увидеть произведения русского традиционного искусства. Лучшие образцы художественных промыслов окажутся недоступными для посетителей музея: взрослых, школьников, туристов – словом, для всех, кто интересуется русской культурой и искусством. Что станет с уникальной коллекцией, которая собиралась десятилетиями, никто не знает. В лучшем случае, она будет пылиться в запасниках, недоступная ни для широкой публики, ни для ученых. В худшем случае... об этом не хочется думать.
В Министерстве культуры решили реформировать Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ). 5 сентября в Минкульте прошло совещание, где Е.В. Титова, будучи зам. директора ВМДПНИ, презентовала свой проект модернизации музея от лица ООО «Деловая Россия». Проект, который не имеет никакого отношения к музею, был поддержан министром культуры и замминистра И.И. Демидовым. В чем суть новой концепции? Русское традиционное искусство – это не модно, поэтому нужно сделать Музей дизайна, в котором найдется место Музею еды, арт-резиденции, молодежному фестивалю «Стрит-арт», ко-воркингу и разным авторским кураторским проектам. «Дополнительные помещения», как сказано в проекте, планируется сдавать в аренду.
Модернизация – это, конечно, хорошо, но, может быть, среди «стрит-артов» и «ко-воркингов» найдется местечко и для русского искусства? Коллектив музея уверен, что нет. С 2008-го по апрель 2011 года музей возглавляла М.В. Баржанова, а Е.В. Титова была ее первым заместителем. Вот что происходило все эти годы: шедевры русского искусства убраны в запасники, научные сотрудники, которые изучали коллекцию, низведены на уровень простых хранителей, и... – несмотря на все «актуальные тренды» – коммерческий провал. В те годы у посетителей музея, в том числе иностранных гостей, интересующихся русским искусством, вызывало недоумение отсутствие в экспозиции произведений художественных промыслов, убранных в запасники по распоряжению М.В.Баржановой.
Многие сотрудники музея вспоминают о годах правления Баржановой и Титовой как о самом трудном времени в истории ВМДПНИ. Теперь, после небольшой перегруппировки сил, та же команда хочет вернуться к власти. И не нужно обманываться строкой в концепции о «патриотическом воспитании». В данном случае это – пустые слова. В музее уже многие годы успешно работает Детский центр. Он очень популярен: группы школьников из Москвы и других городов задолго записываются на занятия. Ведь это не просто экскурсии, а погружение в русскую народную культуру, в том числе с использованием современных мультимедиа технологий. После осмотра экспозиции дети могут закрепить свои впечатления в музейной мастерской. Теперь ничего этого не будет: сотрудников или уволят, или превратят в аниматоров, а просветительские программы «модернизируют» в развлекательные. Вот, оказывается, в чем состоит патриотическое воспитание.
Не хочется думать, что разрушение музея вызвано чисто коммерческими интересами, хотя, действительно, комплекс зданий в центре Москвы выглядит очень привлекательно. «Дополнительные помещения», освобожденные от русского искусства, можно будет сдавать в аренду за хорошие деньги. Но главное, видимо, в другом: авторы нового проекта по «реорганизации» музея искренне не понимают ценности русского традиционного искусства, считают его несовременным и недостойным изучения. В «лучших музеях мира», на опыт которых «реорганизаторы» так любят ссылаться, бережно хранят и популяризируют свое национальное искусство. Может быть, в русской традиционной культуре вообще нет ничего ценного и уникального, а усилия по изучению и собиранию предметов народного искусства таких художников и коллекционеров, как М.А. Врубель, С.Н. Морозов, С.В. Малютин были напрасны? Именно к этой мысли придут наши дети, которым теперь негде будет посмотреть на шедевры русского традиционного искусства и попробовать самим сделать что-то по его мотивам. Но коллектив музея не может смириться с этой мыслью и рассчитывает на поддержку журналистов и всего общества в целом. Коллектив направил письмо Министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому с 66 подписями сотрудников музея.
Источник: Свободная Пресса