«Разрешите не кормить пассажиров»
Аэрофлот озвучил условия создания компании-лоукостера
Фото: depositphotos.com
Провал двух проектов авиакомпаний-лоукостеров (в 2011 году обанкротились «Авианова» и «Sky Express») если и напугал инвесторов, то не смертельно. На прошлой неделе российские инвесторы во главе с бывшим топ-менеджером А1 (одна из структур - учредителей разорившейся «Авиановы») Дмитрием Черняком на пару с венгерским лоукостером «Wizz Air» предложили Росавиации возродить проект бюджетных авиаперевозок. Но, глава ведомства Александр Нерадько к идее отнесся прохладно. «Поскольку ничего нового я не услышал, а предыдущий проект сгенерировал убытки в 800 млн руб., да еще и пришлось разбираться с перевозкой нескольких десятков тысяч пассажиров, мы проект не поддержали», — цитируют Александра Нерадько «Ведомости».
Тем удивительнее, что уже через несколько дней аналогичный проект вполне благожелательно обсуждали генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев и президент Владимир Путин. Создание бюджетного перевозчика на базе одной из своих региональных компаний есть в программе развития Аэрофлота до 2025 года. Но при этом Виталий Савельев назвал президенту четыре условия, при которых создавать компанию-дискаунтера станет экономически выгодно:
- разрешить продавать безвозвратные билеты
- разрешить авиакомпаниям брать на работу иностранных пилотов, чтобы увеличить конкуренцию и, соответственно, снизить зарплаты
- разрешить не кормить пассажиров во время рейсов
- разрешить лоукостерам брать плату с пассажиров за весь багаж (то есть, отменить норму в 10 кг бесплатного багажа)
Если все эти изменения внесут в Воздушный кодекс и авиационные правила, Аэрофлот готов создать лоукостера в течении года с базированием на одном из недорогих аэропортов недалеко от Москвы.
Проблема, однако в том, что Виталий Савельев назвал далеко не все условия, которые необходимы для появления дешевых авиаперевозчиков, а только те, которые, по сути, позволят создать лоукостера только Аэрофлоту.
На встрече с президентом не прозвучало, что для активного развития бюджетных перевозок, нужно как минимум развивать систему аэропортов, не позволять аэропортам-монополистам диктовать свои условия авиакомпаниям, обеспечить реальную конкуренцию поставщиков топлива, чтобы снизить цены на него. Для Аэрофлота эти факторы тоже важны, но не так критичны как для других авиаперевозчиков. Ведь Аэрофлот имеет привилегированное положение в Шереметьево и в силу своих масштабов может диктовать свои условия многим другим аэропортам и поставщикам топлива. Кроме того, надо допустить к внутрироссийским перевозкам иностранные авиакомпании – им сейчас запрещено совершать рейсы из одного российского города в другой. Это усилит конкуренцию (российским рынком интересуется, например, ирландский лоукостер Ryanair, который скоро начнет полеты из Москвы в Дублин).