USD:
EUR:

Под Кремль копают

Что удалось найти археологам в самом сердце Москвы

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Под Кремль копают

В ноябре 2015 года в Кремле начались масштабные разрушительные процессы — демонтаж 14-го корпуса. Кому снос, а кому — уникальная возможность для исследования. Впервые в новейшей истории археологам дали копнуть поглубже в самом сердце России. Дело оказалось непростое: уничтожив кремлевские монастыри, большевики закатали территорию в бетон. Делали это с практическими целями, но вышло — с идеологическими. Что удалось обнаружить ученым за несколько месяцев работы в Кремле, выяснил корреспондент «Ленты.ру».

Пару месяцев назад, стоя на Красной площади или гуляя по Ильинке, можно было вдруг понять: что-то там, за кремлевской стеной, изменилось. Появилось что-то новое, яркое. Точно — купола блестят на солнце! А раньше их заслонял 14-й корпус. Если пройдете внутрь через Спасские ворота — поймете, насколько эти изменения масштабны: освободилось огромное пространство. Да, где-то тут могли уместиться и монастыри, и дворец. Вот только где?

Ответа на этот вопрос до недавних пор не знали ни историки, ни археологи. Существуют, конечно, фотографии и топографические планы, но их показания разнятся, а современными приборами местоположение древних построек никогда не фиксировали. Поэтому где конкретно находились Чудов и Вознесенский монастыри, снесенные в 1920-х годах, никто не знал. Найти их фундаменты было первой задачей археологов. Для этого сделали несколько небольших пробных раскопов — шурфов. Нашли остатки Благовещенской и Алексеевской церквей Чудова монастыря, Малого Николаевского дворца и фундаменты Екатерининской церкви Вознесенского монастыря.

«Перед вами фундамент самой большой постройки Чудова монастыря — Алексеевской церкви», —демонстрирует журналистам первый шурф директор Института археологии РАН Николай Макаров. В раскопе видны белые камни с нарядной резьбой. Это надгробия, из которых частично сложены фундаменты постройки 1680-х годов. А резьба — традиционный орнамент, символизировавший Гроб Господень в Иерусалиме.

«Существовала традиция: когда за надгробиями на средневековых кладбищах переставали следить, эти камни воспринимались как строительный материал. В этом смысле не стоит переоценивать набожность москвичей: в русской душе прагматизм и религиозность всегда переплетались. Для античности закладка надгробий в фундамент — вообще обычно дело», — объясняет Макаров.

Выше белых камней отчетливо виден слой желтого песка. Над ним — сорок сантиметров бетона. Так после сноса монастырей большевики бетонировали историю. Брусчатка Ивановской площади всюду хранит под собой этот крепкий серый панцирь. Слой настолько мощный, что пока его вскрывали для шурфов, сломали два гидромолота. «Это и физическое, и идеологическое бетонирование. Делалось с практической целью — они хотели выровнять площадку, — но неожиданно оказалось символом. Что находили, то и выбрасывали, наверное. Они ведь не вели дневников», — рассказывает о тех, кто сносил монастыри, Макаров.

Об Алексеевской церкви, фундамент которой удалось обнаружить, он говорит с азартом. Напоминает, что всего в Чудовом монастыре было четыре храма. Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. Фундаменты той первой постройки, судя по раскопкам, не сохранились, были обнаружены более поздние основания — XVII века. В Алексеевской церкви крестили детей Ивана Грозного, будущего царя Алексея Михайловича, Петра I, императора Александра II.

«Исторические события, связанные с церковью, грандиозны. Представьте, как проходило ее освящение в XVII веке: патриарх Иоаким с царевной Софьей, малолетними царевичами Иоанном и Петром, со стрельцами переносят мощи митрополита Алексея в новый храм. Иоаким же пытался таким образом примирить противоборствующие стороны!»

«Ну как можно разбирать эти фундаменты?» — удивляется он, услышав вопрос о том, почему, уйдя на 2-2,5 метра, археологи не стали копать глубже. Но на XVII веке они не остановились — в других шурфах изучены напластования XII-XIV столетий, которые содержат следы городской культуры того времени. Никаких сенсаций, говорят ученые, но есть ряд очень любопытных находок, расширивших представления о топографии ранней Москвы. Теперь совершенно ясно, что восточная часть Кремля была освоена в конце XII — начале XIII века. Здесь находились участки городской застройки. Жизнь в этом городе кипела: модницы украшали себя стеклянными браслетами, из Фландрии привозили богатые ткани, а грамотный люд водил писалом по воску.

Железный стиль (стило), похожий на дротик, можно назвать самой заметной находкой археологов. Культура городов северо-восточной Руси была не такой высокой, как на северо-западе: в Москве грамотой владели далеко не все. Поэтому найденный стиль можно напрямую связать с городской знатью, а вот множество стеклянных браслетов свидетельствуют о том, что городская мода приходила из Византии. Были найдены еще и застежка на книжный переплет, металлические украшения женского костюма, фрагменты керамики и стеклянных сосудов, наконечник стрелы для арбалета, железный нож, грузик для веретена, пряслице, клеймо на днище сосуда домонгольского времени и множество костей животных.

Для хорошо исследованных городов это обычные находки, а для мало изученного Кремля они представляют большой интерес. Ученым хотелось бы обнаружить печати, которые крепились к документам, — они важны для выяснения политических землевладельческих отношений, но таких находок, к сожалению, пока мало.

Есть и то, что вызвало неподдельное восхищение археологов. Владимир Коваль, заведующий отделом средневековой археологии Института археологии, показал обнаруженные подвалы Малого Николаевского дворца. Он был заложен в 1775 году по проекту Казакова, а спустя столетие капитально реконструирован архитектором Шохиным, который подвел под постройку мощные бетонные фундаменты.

«Вот те кладки, которые мы видим, — XIX века, — демонстрирует Коваль. — Совершенные инженерные строительные технологии того времени! Это первая успешная попытка подведения фундамента под стоявшее тяжелое трехэтажное здание. Шохин рыл котлован под дворцом и обычными бревнами подпирал стены. Рабочие вручную разбирали фундамент и укладывали туда вертикальными секциями белый камень и кирпич на шесть метров вглубь. Посмотрите на эти мощные стены, очень красивый вид!»

Соборная площадь Кремля может скрывать настоящие сокровища для археологов. Уникальный шанс был упущен, когда строили Дворец съездов (ныне Государственный Кремлевский) в 1961 году. Для его возведения снесли кремлевские постройки XV-XIX веков. Археологические раскопки проводились недолго и охватывали сравнительно малую территорию: наспех раскопали лишь около 200 квадратных метров огромной стройплощадки, накрывшей территорию детинца (внутренней городской крепости) времен Юрия Долгорукого. Большая часть археологической информации была утрачена при рытье котлована.

При сносе 14-го корпуса Кремля ничто не было потеряно, уверяют археологи. А что было обнаружено? Обычный город северо-восточной Руси XII-XIII века. Кремль в этом городе занимал большую по тем меркам территорию. «То есть Москва и в предмонгольский период обладала потенциалом. Это как раз очень интересно, тут есть над чем подумать», — заключает Макаров. Но над переносом даты основания города думать нечего: он действительно возник в XII веке. Москва тогда попала в волну бурной урбанизации, которая шла от Атлантики до Волжской Булгарии. Так что приблизить тысячелетие столицы нам не удастся. Придется ждать еще 131 год.

Источник: lenta.ru

Также в рубрике
Зимний сезон на горнолыжном курорте "Шерегеш" в Кемеровской области откроется 23 ноября
 0
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
 0