Взгляд другой и на других
Еврейский музей станет безусловной достопримечательностью столицы.
Фото: novayagazeta.ru
После кинотеатра впечатленных посетителей пускают в «свободное плавание» по музею. Поскольку экспозиция развернута в едином пространстве огромного Бахметьевского гаража, залов как таковых нет — зритель делает несколько шагов и переходит в другую эпоху. Музей сделали настолько интерактивным, что посетителя не покидает ощущение: всем управляет он сам. Экспозиция буквально просит участия: сесть за обеденный стол (напротив, в зеркале, тут же появляется традиционная еврейская семья за трапезой), тронуть гигантскую пятиконечную звезду — по ней перемещаются портреты знаменитых советских евреев довоенного времени. Коснувшись портрета Льва Ландау, Исаака Бабеля, Льва Выготского, можно прочесть справку о каждом. Мальчишка в кипе увлеченно ловит ладонью изречения на иврите, «плавающие» по специальному экрану-стене: при каждом нажатии руки на экране услужливо возникает перевод еврейской поговорки. Вещественные экспонаты в музее тоже есть. Тора 1888 года издания, истрепанные удостоверения солдат-евреев «за участие в обороне Ленинграда» спрятаны в витринах за стеклом, но окружающий хай-тек выглаживает из памяти зорких старушек-смотрительниц. «Фишка» экспозиции — свидетельства очевидцев. Именно на рассказах пожилых евреев и историков строятся фильмы о революции, еврейских погромах, войне, Холокосте на советской территории — их крутят на экранах от пола до потолка. Самое сильное, бьющее наотмашь впечатление — именно от этих человеческих воспоминаний: «Мне говорили не смотреть в окно, но я смотрела. Там лежал мертвый человек — был мороз, и он застыл в неестественной позе…», «Тогда я впервые узнал, что было с евреями на Украине. Я ведь все время думал, что моя семья будет жива: приду к отцу, доложу, что я был герой…», «На дороге, по которой нас вели, равномерно росли деревья, и между ними стояли немцы с собаками и винтовками. Мы уже все поняли, что идем на смерть».
Источник: Новая Газета