Скибайк – новое развлечение на горнолыжных курортах
«Российский туризм» рассказывает, что это такое.
Фото: ski-bike.org
- Скибайк совсем новый в России вид спорта и просто отдыха. Можешь в двух словах рассказать о его истории?
- Первые образцы скибайка можно датировать, наверно, еще концом позапрошлого века. Их начали изобретать в Австрии, других странах, где люди испокон веков катались на лыжах. Это были, конечно, невообразимые конструкции, но на них уже разгонялись до 100 км. в час. А массово скибайкинг начали развивать в США в середине прошлого века. Именно в США скибайкинг сейчас наиболее активно развивается как вид спорта. Там проводятся, например, соревнования по скоростному спуску. Там много фирм-производителей как комплектов для переделки велосипедов в скибайк так и собственно скибайков. В Европе популярность скибайка чуть меньше, а в России он пока не развит никак. Наша компания в прошлом году первой начала делать комплекты для перед елки велосипедов в скибайк.
- А сложно превратить велосипед в приспособление для спуска по снежному склону?
- Это дело нескольких минут. Для того чтобы сделать из велосипеда скибайк, достаточно снять колеса и вместо них установит стыковочные узлы с лыжами. Стыковочные узлы имеют специальные пружины - так называемую систему стабилизации. Кроме того, снимается каретка и вместо педалей устанавливаются специальные подставки для ног.
- А как же тормоза?
- Тормозов нет. Некоторые зарубежные производители используют некое подобие якорной системы, когда при нажатии на педаль эти «якоря» вгрызаются в снег и тормозят скибайк. Но, насколько мне известно, владельцы горнолыжных курортов запрещают кататься на таких скибайках на большинстве склонов, поскольку они перепахивают подготовленные склоны. А на неподготовленных склонах, на пухляке, они абсолютно бесполезны, поскольку тормозить не будут. Поэтому на большинстве скибайков тормозов нет и тормозить можно, применяя примерно такую же технику, как и при спуске на горных лыжах. Она несложная и через несколько занятий любой человек можем неплохо с этим справляться.
- Кстати, нужен ли для катания на скибайке какой-то уровень горнолыжной подготовки?
- Скажем так: если у человека есть серьезный опыт катания на лыжах или велосипеде, то он освоит скибайк в течении 10 минут. Потому что техника очень похожа. В прошлом сезоне мы c известными райдерами Сашей Белевским и Данилой Гришиным устраивали тестирование своих скибайков на Домбае и там местные жители, которые с детства катаются на горных лыжах и сноубордах, осваивали скибайки за несколько минут. А начинающим райдерам, я бы посоветовал отправляться не на какие-то крутые склоны (тем более что скибайк вообще не любит крутых склонов) а поучиться освоить технику на пологих, учебных склонах, чтобы понять как правильно управлять телом и тормозить.
- Какой была реакция людей на Домбае, когда вы тестировали там скибайки?
- Поскольку мы на Домбае оказались первыми скибайкерами, то внимание было повышенным, можно даже сказать, мы вызвали ажиотаж. Отдыхающие на склонах облепляли нас толпой, просили прокатиться. Мы не отказывали, поскольку одной из наших задач была популяризация нового вида спорта. Люди катались и у них неплохо получалось. И сразу после этого пошло много заказов с Домбая.
- А тебя лично что заставило заняться этой темой?
- Я постоянно езжу на велосипеде, зимой иногда катаюсь на подмосковных горнолыжных склонах. И в какой-то момент в голову пришла идея - а почему бы не совместить велосипед и лыжи. Более того, мой двоюродный брат в далеком детстве, еще в советские времена уже делал что-то подобное. Брал велосипед «Школьник», обычные деревянные лыжи и гонял с горы, даже пытался делать какие-то трюки. Его покатушки собирали много зевак. Наверное, это все - и ностальгия, и нынешнее наше желание сделать что-то новое, подтолкнуло нас сделать такой совместный проект по популяризации этого вида спорта в России.
- Получится сделать скибайк в России популярным?
- Почему бы и нет. В США, например, есть федерация этого вида спорта. У нас до этого далеко, но я вижу, что те, кто познакомился со скибайком, уже не собираются из него уходить. Я вижу большой потенциал, потому что в России достаточно много велосипедистов – и любителей и спортсменов достаточно высокого класса (тех кто занимается BMX, маунтинбайком, даунхиллом). А ведь именно для велосипедистов это особенно интересно, поскольку позволяет в зимний период не терять мастерство, а наоборот оттачивать новые стили управления, держать себя в форме.
Так что скибайкинг будет развиваться – вопрос только насколько быстро. Удовольствие не из самых дешевых, но сопоставимо со сноубордингом. Кроме того, многое будет зависеть от желания горнолыжных курортов пускать к себе на склоны новый вид спорта.
- А могут не пускать?
- Да, мы сталкивались с такой проблемой на некоторых подмосковных склонах. Например, нас не очень хотят видеть в Степаново. А на горнолыжном курорте Тягачева пускают лишь на один пологий склон. Мотивируют это тем, что эта железка может кого-то убить – если вдруг скибайкер врежется в кого-то на склоне. Но такие заявления владельцев и администраторов склонов – от незнания предмета.