Учебник по урбанистике
Как англичане делают навигацию для метро и что о ней думают русские
«Афиша–Город» поговорила с директором английского агентства City ID о том, как они придумывают транспортную навигацию в Москве, и узнала у российских экспертов, что они думают о результатах.
Как придумывают навигацию в метро: 5 быстрых фактов
Так создается новый городской фольклор: четыре года назад мэр Москвы Сергей Собянин, спустившись в один из подземных переходов около метро, не нашел в переходе указателей на английском языке. Мэр поручил заняться этой проблемой Департаменту транспорта, где уточнили, что одним переводом здесь не обойтись, — Москве давно не хватало полноценной системы навигации.
Заниматься системой навигации в октябре 2013 года мэрия пригласила City ID — английскую компанию, которая специализируется на так называемых Wayfinding Systems, «системах поиска пути» в городе. На счету City ID к тому времени уже были готовые проекты пешеходной навигации для Лондона, Нью-Йорка, Бристоля и Бирмингема. Одним из условий работы был переезд в Россию — и на год команда из десяти человек поселилась в Москве. Результатом работы City ID должна была стать единая система навигации на двух языках, которая бы позволяла лучше ориентироваться в городе и, главное, обеспечивала бы большую связанность метро, автобусов, троллейбусов и трамваев, помогала бы людям с ограниченными возможностями и в целом бы сделала жизнь пассажиров комфортнее.
Работа над проектом включала полевые исследования, тесты прототипов и, как следствие, анализ огромного массива данных для будущей навигации. В отборе данных участвовали представители московских музеев, театров, историки архитектуры, компания «Яндекс», а также Комитет по туризму, Департаменты культуры и ЖКХ. Для новой системы навигации разработали собственный шрифт. Шрифтом занимались английская студия A2, а с кириллицей им помогал Илья Рудерман. Кроме того, City ID сотрудничали с российскими экспертами в области навигации — дизайнерами Ириной Корягиной и Михаилом Квривишвили (автора бостонской схемы метро), а также урбанистом Дарьей Сюзевой.
В прошлом году на пяти станциях метро появились первые элементы новой системы — новый знак «метро» на стойке возле станций, новые панели со схемой метро и картами города. В центре станции «Кузнецкий Мост» установили двухметровую стелу, вызвавшую споры в архитектурном сообществе: некоторые сочли ее чересчур броской для исторического интерьера.
В этом году Департамент транспорта собирается разместить указатели нового формата на 195 станциях метро. На территории всей подземки навигация появится к середине 2016 года.
Директор City ID — о том, как навигация может помочь Москве
Зачем городу навигация
Даже в таком городе, как Нью-Йорк, где все улицы параллельны и перпендикулярны, ежегодно теряются тысячи людей. Сколько человек теряется в Москве — никто не исследовал, но, по крайней мере, на это жаловались многие люди, с которыми мы беседовали. Мы приехали в Москву из другой страны, и западному человеку понимать кириллицу на самом деле очень тяжело. А в метро еще труднее: под землей нелегко разобраться, где ты находишься, поэтому жизненно необходимо, чтобы информация помогала тебе в навигации.
Система навигации эффективно окупает себя: когда люди понимают город лучше, они с большей вероятностью будут использовать публичный транспорт, тратить больше денег в кафе и публичных пространствах. Хорошая навигация — это фундаментальная вещь для города.
Московское метро — иконический бренд, но он недостаточно хорошо продается. Если построить для Москвы бренд такой же силы, как, например, для Лондона, он будет приносить в городской бюджет миллионы долларов. Лондонский бренд транслирует силу и уважение, он говорит о том, что город хорош для бизнеса, заботится о своих посетителях, имеет транспортную связность. Необходимо транслировать эти ценности — и учиться этому у Лондона. В Москве сейчас этого нет: есть только ты и поезд, ты один на один с транспортом, с архитектурой.
Архитектура — не главное
Московское метро имеет потрясающую архитектуру, его станции очень красивы, это настоящие дворцы и памятники определенной эпохи. Но ориентироваться, перемещаясь от одной станции метро к другой, очень сложно. Метро строилось без карт, и схемы московского метро начали появляться только в последние 50 лет. Если в Нью-Йорке и Лондоне архитектура занимает вторичное место относительно графической системы информации, то в Москве мы наблюдаем обратную историю.
Для Москвы критически важно поставить во главу угла в дизайне людей, простых пассажиров. Люди — это настоящие герои, люди занимаются бизнесом, они формируют и развивают Москву. Им нужно помочь в этом, предоставить все необходимые инструменты, услуги.
В большинстве случаев наши объекты располагаются вторично по отношению к среде станции — как молчаливый друг, который говорит с тобой, только если он нужен, но все время находится рядом и поддерживает тебя во время твоего пути. Но вместе с тем мы совершили достаточно сильное высказывание, поставив большую стелу в центре станции «Кузнецкий Мост». Мы решили, что этот знаковый продукт подойдет к архитектуре как более современных, так и исторических станций. Он может перезагрузить систему метро и вместе со всей новой информационной системой со временем стать символом Москвы.
Та самая стелла на «Кузнецком Мосту», которая вызвала так много споров
Как придумать для города понятную навигацию
Цель нашего московского проекта — это предложить систему, которая бы не меняла архитектурной среды станции метро, но в то же время наилучшим образом помогала бы навигации.
Первичные полевые исследования Департамента транспорта показали, что людей беспокоило как отсутствие информации, так и ее качество. Мы использовали фокус-группы и интервью. Мы также работали и сами, спрашивали людей, просили людей рисовать ментальные карты. Ментальные карты очень полезны, потому что они отражают, как люди помнят свой город. Если собрать достаточно этих карт, можно увидеть повторяющиеся паттерны, точки, которые люди помнят, — и важность реки, зеленых пространств, памятников, районов.
За что я могу нас покритиковать, так это за то, что мы не сделали достаточно тестов уровня освещенности. Все, что мы сделали, нуждается в легком изменении, чтобы стать полностью идеальным. Но, как говорят, Рим не строился за один день. Транспорт в Лондоне совершенствовали в течение 150 лет, а у нас было всего 18 месяцев.
Навигация в московском метро — один из самых больших проектов в мире в информационном дизайне. Если система будет работать и у Департамента транспорта будет достаточно амбиций и сил, чтобы использовать наши разработки, чтобы улучшить не только систему московского транспорта, но также систему улиц и публичных пространств, то новая система сможет полностью заменить тот хаос информационных продуктов и сервисов, которые сейчас существуют в Москве.
О работе с московской мэрией
В Департаменте транспорта работает молодая команда, и они учатся очень быстро. Я уважаю их амбиции, их энергию, их систему убеждений. Единственное — мы бы хотели, чтобы процесс был более открытым. Наверное, это культурная специфика, но нехватка открытости, бюрократия усложнили проект и не позволяли двигаться так быстро, как мы хотели. Я не стану лукавить: наш опыт сотрудничества не был идеальным, но это был полезный опыт, и мы бы хотели продолжить работать над проектом с мэрией.
Как навигация должна помогать инвалидам
Москва сейчас абсолютно не дружелюбный город для инвалидов. Городские услуги необходимо проектировать с расчетом на максимальное количество людей — и это базовая идея для города с высоким качеством жизни. В Великобритании есть DDA (The Disability Discrimination Act) — закон против дискриминации инвалидов, в Америке есть ADA. У России в этом отношении своя специфика, и мы знали об этом. До нас никто не занимался дизайном публичной информации для этой категории людей. Мы проанализировали лучшие практики, провели множество тестов и сделали проект, который бы работал и для людей с ограниченными возможностями. В частности, это коснулось шрифта — его размера, контрастности и эргономики.
Почему городской дизайн в Москве должен быть ярким
Мы решили предложить собственный графический язык для Москвы, который отражал бы личность города. Каждый элемент проекта был разработан создан специально для новой системы навигации, в том числе и шрифт — можно сказать, шрифт отражает ДНК города.
Графический язык Нью-Йорка произошел из мира метро — позитивное и негативное, черное и белое. Ограниченный спектр черного, белого и серого подходит для этих целей и органично подходит для Нью-Йорка, но это решение не подошло бы для Москвы. Мы захотели предложить более позитивную, легкую версию, даже немного женскую. У Москвы есть богатство архитектурных деталей, город имеет как мужские, так и женские черты, здесь есть определенный уровень мягкости. А еще часть системы навигации была создана для того, чтобы использовать под землей, в пространствах, где нет естественного света. Поэтому мы и подумали, что легкое, светлое цветовое решение окажется лучше.
Зачем городу прививать визуальную культуру
В визуальной культуре Москвы нет никого порядка — здесь очень много рекламы, а информация на указателях едва ли сможет кому-нибудь помочь: она, как правило, неполная и некачественная, а иногда и совершенно бесполезная. Множество указателей здесь создавалось без любви, заботы и уважения к людям. Все тратят миллионы на архитектуру, миллионы на строительство дорог, покупку автобусов и трамваев, но не тратят практически ничего на самые важные вещи — чтобы рассказать, как использовать город. Это должно измениться, система должна стать удобной и ориентированной на пользователя. В дальнейшем информационная система может расшириться — чтобы включить в себя культурные институции, музеи, университеты. Важно заниматься дизайном всех этих вещей одновременно — и тогда в результате получится новый информационный бренд Москвы.
Как Москве стать лучшим городом земли
Москва могла бы быть лучшим городом мира — если судить по качеству улиц, парков, публичных пространств. Но нужно внимательно следить за тем, как эти вещи проектируются. Город нужно проектировать не только для автомобилистов, но и для всех остальных — и это самый большой вызов для Москвы сейчас. Здесь невозможно перейти дорогу, не рискуя своей жизнью. У вас есть все — ярмарки, парки, развлечения на улицах, и это делает город намного более человечным, чем он мог бы быть. Могло бы этого быть больше? Да. Могли бы услуги быть лучше? Да. Но базовые ингредиенты у вас уже есть. Люди приезжают сюда прежде всего из любопытства. Москва должна выйти за пределы стереотипов — Кремль, музеи, церкви — и стать одним из лучших городов в мире по своему качеству жизни — с транспортом, прогулочными зонами, кафе, публичными пространствами.
Что считают эксперты
«На картах отмечены достопримечательности, фасады, водные пространства, зелень, дороги — те объекты, которые люди используют, чтобы работать с образом города, лучше понимать и запоминать его. Кроме того, система создает единый бренд для навигационной системы в целом — как наземного, так и подземного транспорта.
Меня немного смущает в работе City ID следующий момент: почему нужно использовать единый метод и стиль для таких городов как Нью-Йорк, Москва и Лондон? City ID — отличная команда, но в работе с совершенно разными городами они повторяют одну и ту же успешную систему навигации. Примерно то же случилось с международными аэропортами со всего мира. Но город это не только транспортный хаб — каждый город имеет собственный язык (в случае Москвы это еще и собственный алфавит). Хорошая навигационная система должна подчеркивать, раскрывать специфическую идентичность места. City ID не делает этого в полной мере для Москвы, а предлагает скорее стандартизированный глобальный язык. Их проект замещает специфические черты московской системы нахождения пути универсальными, вместо того чтобы адаптировать то, что уже есть, для глобальных пользователей. Какой пример я могу привести? Я думаю, мы будем скучать вот по таким вот уникальным решениям».
Антон Мейк Редактор сайта «Партизанинг», создатель Партизанской карты метро и первой велокарты Москвы
«Новая навигация мне нравится, как и многое другое, что сейчас делает Департамент транспорта в Москве. У нас принято все ругать, так что круто, когда есть что-то, за что можно похвалить. Меня много лет бесила табличка при входе на станции «Чеховская» и «Пушкинская» около первого эскалатора: при первом взгляде стрелка указывала на названия обеих станций сразу, и я много раз уходил не на ту, что мне было нужно. Я даже думал залезть и исправить эту табличку самому, но так этого и не сделал. В прошлом году в метро появилась напольная навигация и теперь, когда я приезжаю в Москву и спускаюсь на «Чеховскую», то я смотрю вниз и радуюсь тому, что меня ничего больше не путает.
Новые таблички выглядят хорошо, но нужно оценивать каждую отдельно, опрашивая пассажиров. Круглый стенд с картой выглядит немного громоздко, активно внедряясь в архитектурную композицию станции. Возможно на некоторых станциях это может быть эффектным решением, но явно не на всех. Картой выходов я ни разу не пользовался, потому что слишком хорошо знаю центр города. Эх, если бы такие карты были в Петербурге, где я живу только пять месяцев! Когда Лебедев выиграл конкурс на разработку карты метро, в проекте была большая карта для вестибюлей с нарисованными парками и большей привязкой к реальной географии города (с неправильно размещенным Измайловским парком). Эта карта так нигде и не появилась. И мне ее не хватает, как и многим другим пассажирам».
Карина Ивлева Руководитель отдела исследований и проектирования навигационной компании Signbox
«У проекта нет аналогов в России. Уникален он для нас в первую очередь правильным подходом к проектированию системы. Единая система навигации — это прежде всего планирование, а не графический дизайн, как зачастую у нас принято думать. Грамотные исследования и качественный анализ выливаются в удобные и понятные решения. Удачными решениями стали карта с главными достопримечательностями, развернутая по направлению движения человека, нумерация входов и выходов из метро (что, несомненно, облегчит нам жизнь), указание на карте метро схемы движения наземного транспорта для дальнейшего планирования маршрута.
Что же касается минусов системы, здесь я их вижу в основном в графической части — например, маленький размер шрифта. Верно выстроенная стратегия проекта включает в себя этап пользовательского тестирования и показывает моменты, которые стоит доработать для финальной реализации. Но все это детали по сравнению с грамотно спланированной единой концепцией».
«Круглая светящаяся стойка на «Кузнецком Мосту» сразу бросается в глаза — привычная атмосфера станции стала немного другой. С историческими станциями я бы работала по тому же принципу, что и с рекламой на фасадах исторических зданий в центре Москвы — общий вид интерьера не должен быть нарушен. Сама карта на стойке не очень информативна. Я хорошо знаю этот район, но даже мне было сложно по ней ориентироваться. С одной стороны, много лишней информации — круги, зелень, детализация домов. С другой стороны, можно было бы сильнее выделить дороги и отметить то место, где я нахожусь в данный момент, а главные здания определить скорее общими формами.
Достоинство проекта в том, что каждому отрезку пути (переход, выход в город, остановка и т.д.) соответствует отдельный тип стойки. Но при этом не вполне понятно, как они будут работать на переполненных станциях метро в часы пик».
«Стенды выглядят чисто и лаконично, могу отметить качественную шрифтовую работу с той самой буквой М. Ориентация карт по принципу автомобильного навигатора (когда карта ориентирована по ходу движения и в перспективе смотрящего) — очень интересный ход, хотя, конечно же, не новый, как это заявлено. На мой взгляд, это логичнее и удобнее, чем стандартное «север-юг». И показать «трехмерные» архитектурные ориентиры — тоже правильный ход.
При этом качество исполнения кажется ученическим: нет единства элементов в макете, нет гармонии между линиями дорог, подписями, псевдотрехмерными и плоскими иконками. Нет единой толщины линии, нет единой степени детализации объектов. Цветовое решение я бы сделала более определенным — да, оно нежное, легкое и женское, но в условиях визуальной какофонии московских улиц будет выглядеть нечетко, размазанно, невнятно.
Не вполне понятно, как строились мелкие иконографические формы (пиктограммы и стрелки) — где-то есть намеки на принадлежность к новому бренду Мосгортранса, но в основном это стандартные иконки из разных наборов. Общий корень, то есть единый бренд города, — это отдельный, больной вопрос, и, вероятно, в его нерешенности и скрыты многие проблемы.
Круглый стенд мне кажется интересным решением. Возможно, если бы оно было грамотно вписано в панораму «местности» и не единично (то есть все инфостенды были бы круглой формы), это обеспечило бы дополнительный уровень узнаваемости и стало бы действительно «новым московским решением». Сейчас это выглядит декоративно и избыточно, с претензией на архитектурность. Как и в случае с остальными элементами проекта, идея интересная, но реализацию нельзя назвать точной».
Источник: gorod.afisha.ru
Вернуть россиянам отмененное Дмитрием Медведевым зимнее время могут уже к лету нынешнего года
Представители заводов и верфей Санкт-Петербурга планируют заняться развитием промышленного туризма. Об этом сообщает "Радио Балтика"