Монастыри на территории Кремля решено восстановить
Как разрушали кремлевские монастыри и зачем их восстанавливают
Это, разумеется, будет такой же новодел, как и в случае храма Христа Спасителя. Как монастыри разрушили и зачем сейчас возвращают?
Монастырь и устав
В ближайшие годы облик Кремля серьезно поменяется. 14-й корпус, где заседали чиновники, уже выселен. А на его месте Владимир Путин предложил восстановить два исторических кремлевских монастыря, один из них – самый известный женский монастырь за всю историю России – Вознесенский. К женским монастырям, обласканным властями, в последнее время приковано большое внимание из-за слухов, «сославших» в монастырь бывшую супругу президента Людмилу Путину.
РПЦ категорически опровергла «монашество» бывшей первой леди, но ее связи с монастырями трудно опровергнуть: Людмилу Путину неоднократно видели в стенах крупного Свято-Елеазаровского монастыря Псковской области, где для нее будто бы даже были построены специальные покои. Монастырь получил беспрецедентную госпомощь на восстановление и расширение, лично вице-премьер Жуков доставил сюда одну из самых знаменитых чудотворных икон современности.
Кроме того, известно, что Людмила Путина, в последнее время отошедшая от публичной и светской жизни, любит навещать свою духовную наставницу – монахиню другого монастыря в той же Псковской области. Так что неудивительно, что после сенсационной новости о восстановлении кремлевских монастырей московские слухи оперативно «переселили» Людмилу Путину в будущий реконструированный женский монастырь на территории Кремля, а приближенных к Владимиру Путину православных священников – в другой кремлевский храм – мужской Чудов монастырь.
Исторически Вознесенский монастырь с самого своего основания был связан с женами и дочерьми российских правителей, одних только захоронений цариц и княгинь здесь было больше 50. Царские невесты часто проживали в Вознесенском монастыре до свадьбы, а настоятельница монастыря, по сохранившимся данным, могла приходить к императрице без предварительного доклада.
– Не так важна причина, почему именно сейчас решили восстановить эти монастыри, это уникальные объекты и для истории, и для архитектурного облика Москвы. Именно кремлевские монастыри с самого начала называли Великой Лаврой, – рассказал «Собеседнику» координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
Вознесенский монастырь был основан еще в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией. Чудов монастырь, 1365 года основания, назван так в честь чуда исцеления ослепшей матери (по другой версии, жены) одного из ордынских ханов – Джанибека – митрополитом Алексием. В благодарность митрополиту дали разрешение и средства на закладку монастыря.
Вплоть до 1917 года оба монастыря были не только архитектурными и историческими памятниками, но и центром религиозной, общественной, политической жизни. Исторический факт: в XVI веке именно кремлевские монахи получили первую русскую водку методом неоднократной перегонки. В Чудовом монастыре жил монах Гришка Отрепьев, ставший позже известным как Лжедмитрий I. В 1612 году здесь был уморен голодом Патриарх Гермоген, позже здесь в течение нескольких лет находился Патриарх Никон, в правление которого произошел церковный раскол. А уже в XX веке здесь была сооружена усыпальница для великого князя Сергея Александровича, погибшего в 1905 году от рук эсера Ивана Каляева.
«Очистить Кремль от этой публики»
Но уникальную историю кремлевских монастырей затмила варварская история их полного уничтожения в 1929–1930 годах.
Еще в 1917 году в Кремле разместилось новое правительство советской страны, которое поначалу пыталось уживаться с монахами. Отмашку к уничтожению верующих не в коммунистические, а в религиозные идеалы дал прозванный «дьяволом большевиков» председатель ВЦИК Яков Свердлов, заявивший: «Пора очистить Кремль от этой публики». Число монахов и монахинь было сокращено в 2 раза. Изгнанникам разрешили забрать с собой только носильные вещи. В архивах сохранилась справка о монашках, которые героически пытались вынести под одеждой церковную утварь и тем самым спасти ее от уничтожения, но падали от непосильной тяжести. Ценности у них забирали, а двери монастырских хранилищ опечатали. Запертыми оказались собиравшиеся веками церковные ценности: усыпанные камнями и жемчугом ризы, Евангелие, кресты и т.д.
В архивах сохранилась стопка обращений одного из главных заступников кремлевских монастырей, профессора Московской духовной академии Николая Кузнецова, в Совет народных комиссаров:
«Солдаты, поставленные на часы в соборном храме монастыря, стоят в шапках и нередко курят, делая все это даже во время совершения богослужения. На замечания монахов и богомольцев снять шапки и бросить курить они отвечают крайне грубо и угрожают чуть ли не расстрелом. Такое поведение стражи крайне оскорбляет религиозные чувства монахов и православного народа и дает лишний повод к усилению всяких неверных слухов в народе относительно Кремля, которые мне приходится часто опровергать. Прошу сделать это возможно скорее во избежание развития лишней вражды и злобы в народе».
Заступничество Кузнецова ничуть не помогло, гонения на монахов и верующих только усиливались. 4 ноября 1918 года советская власть провела опись всего церковного имущества, среди которого были серебряные и украшенные драгоценными камнями предметы, редкие иконы, шитые хоругви переданы в Оружейную палату и Государственный музейный фонд.
Герои и антигерои
В 1929 году советская власть укрепилась и вынесла решение о сносе кремлевских монастырей.
Мистика или просто совпадение, но все прямые участники событий закончили очень плохо: защитник монастырей Николай Кузнецов был арестован, отправлен в ссылку, где вскоре и скончался. Настоятель Чудова монастыря епископ Арсений был арестован, потом отпущен на свободу, но в 1937 году его задержали за проведение тайных богослужений и антисоветские речи и расстреляли.
Но и разрушителям кремлевских монастырей пришлось несладко. Яков Свердлов, сыгравший большую роль в изгнании кремлевских монахов, в 1919 году в возрасте 33 лет вдруг заболел гриппом-испанкой и скоропостижно умер. Комендант Кремля Павел Мальков, выселявший монахов и руководивший уничтожением монастырей, был репрессирован в 1936 году и просидел в лагерях ГУЛАГа 17 лет. После освобождения в 1953 году выпустил автобиографию «Записки коменданта Кремля».
В бесславной истории уничтожения кремлевских монастырей есть как минимум два малоизвестных эпизода, все-таки достойных славы. Перед разрушением монастырей попасть внутрь на свой страх и риск удалось только одному человеку – известному реставратору Петру Барановскому, ему сказали: «У вас пять минут, забирайте, только сколько сможете унести». Реставратор вынес деревянный гроб с мощами основателя монастыря святого Алексия, благодаря чему они сохранились до сих пор.
Другой герой этой негеройской истории – музейщик Николай Померанцев, который не смог повлиять на решение об уничтожении монастырей, но накануне сноса провел скрупулезные замеры и фотосъемку, составил чертежи, веря, что пусть даже через 100 лет они могут кому-нибудь пригодиться. Именно их теперь и возьмут на вооружение современные реставраторы.
Источник: sobesednik.ru
Пару месяцев назад подруги Анна Формозова и Александра Запоева завели в инстаграме дневник, где публикуют фотографии мужчин, которые пристают на улицах